ПЛАН
1. Геополитические идеи «евразийства». 2
2. Россия и НАТО.. 6
3. Внешняя политика Китая. Россия во внешней политике Китая. 9
Список литературы.. 15
В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой русских философов - эмигрантов в сборнике “Исход Востока” (София, 1921) и вскоре стал широко известен как концепция евразийства. По серьезности исследования российской истории и государственности, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская школа заметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли. К евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов, философов, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее известных - географ П. Н. Савицкий, философ Л. П. Карсавин, филолог и культуролог Н. С. Трубецкой, историк Г. В.
Вернадский, музыковед и искусствовед П. П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты - Г. В. Флоровский, В. Н. Ильин, Б. Н. Ширяев, критики и литературоведы А. В. Кожевников (Кожев), Д. П. Святополк-Мирский, правовед Н. Н. Алексеев, востоковед В. П. Никитин, писатель В. Н. Иванов, экономист Я. Д. Садовский.
Главная ценность евразийства состояла не в обширности его географии или сферы интересов у основателей, а в его идеях , одновременно оригинальных и в тоже время внутренне родственных глубинным традициям русской истории и государственности. Евразийцам была присуща особая пространственно-временная оптика, большое историческое зрение, позволившее свежим взглядом в привычных до боли чертах России разглядеть целый географический континент - материк с особой исторической судьбой - Евразию. Евразийство рассматривало русскую культуру не просто как часть европейской, но и как совершенно самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока. Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной этнической общности - Евразия. Подобная оригинальность русской культуры и государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских элементов) определяет и особый исторический путь России, ее национально- государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией.
Причем азиатские истоки для России внутренне ближе западных. Восточность ориентации России евразийцы прежде всего связывали с геополитической сферой, не распространяя ее на религиозную область, где они, как писал П.Н.
Савицкий, оставались глубоко “православными людьми”, для которых “Православная церковь есть тот светильник, который им светит”.
Хотя сами евразийцы видели своих непосредственных предшественников в лице славянофилов, Данилевского, Леонтьева и Достоевского (как мыслителя- публициста), они опирались на значительно более давнюю традицию.
Внимательное ее изучение показывает, что евразийское движение - это не случайный зигзаг российской историософии, якобы рожденный от искр революционного пожара и усиленный эмигрантской неприкаянностью, но закономерный итог многовекового развития русской мысли.
Строго говоря, и собственно евразийство началось не в Софии и не в Берлине, а в России, и еще до революции. Этот “предевразийский” период движения был связан с научными поисками “старшего” поколения евразийцев - Г. Вернадского, Л. Карсавина, Н. Трубецкого. Младшее поколение (хотя разница в годах здесь была минимальная - 5 - 10 лет) - П. Савицкий, Г.
Флоровский - присоединялось уже в эмиграции. Вернадский, с юности тянувшийся к изучению роли степной Азии в судьбе нашего отечества, уже в 1914 году писал статьи, где образно сравнивал движение России к Востоку с движением против Солнца. Карсавин до своей высылки из СССР в 1922 году опубликовал отдельную книгу, само название которой - “Запад, Восток и русская идея” - говорит о сути его тогдашних интересов. И хотя речь в ней идет в основном о богословско-религиозном аспекте проблемы Запад - Восток в ее отношении к национальной идее, а евразийские восточные приоритеты Карсавина, находящегося тогда под сильным влиянием В. Соловьева, еще не выкристаллизовались в полной мере, антизападничество занимает в настроениях мыслителя существенную роль: “Не в европеизации смысл нашего исторического существования и не европейский идеал преподносится нам как наше будущее”.
Уже тогда, не будучи лично знакомым с другими участниками евразийского движения, Карсавин сетует на то, что подлинной “истории Востока у нас нет”, утверждает, что важнейшая цель русской культуры “настоятельно требует преодоления ограниченности западного эмпиризма и решительного отказа от суррогата всеединства, именуемых идеалом прогресса”. Серьезно размышлял о роли Востока в исторических судьбах и перспективах России и Трубецкой, внимательно изучавший восточные языки, мифологию и фольклористику и оттачивающий свое будущее евразийское мировоззрение на заседаниях лингвистического кружка при Московском университете, где помимо обсуждения языковых проблем говорилось о кризисе западной духовности и “необходимости сближения европейских и азиатских тенденций мировой истории”. Когда в Софии, ставшей одним из первых центров эмиграции, встретились и “объединились на общем мироощущении” основные участники евразийства, этому объединению предшествовал серьезный путь личностных исканий каждого.
Революция, в которой молодые мыслители увидели закономерный итог 200-летней европеизации страны, и последующие тяготы беженства сыграли роль катализатора объединения, увидевшего ясные ориентиры спасения в “исходе к Востоку”.
В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов. В начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько “единое учение, сколько набор мыслей, религиозных и историософских у Трубецкого, географических - у Савицкого”. Однако затем, во второй половине двадцатых годов, евразийская идеология усложняется и вбирает в себя достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, ее важной составляющей и философским фундаментом становится высокое метафизическое учение об иерархии “симфонических личностей”, к высшим звеньям которой относится “идея Личного Бога” и Россия - Евразия, представляющая собой “соборность” наций. С другой стороны, движение приобретает все более политизированную окраску. Выражая естественную претензию любой серьезной теории увязать себя с практической жизнью, евразийцы попытались дать подробный анализ процессов, происходящих в современной им большевистской России. Разумеется, они не могли обойти тему событий 1917 года, к которым у них было сложное, неоднозначное отношение. Для евразийцев вообще было характерным разделение понятий революции как явления истории, большевизма как плода революции и коммунистической идеи как разрушительной революционной идеологии.
Уже в наше время, на новом этапе исторического развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран- участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет.
В рамках контактов «Россия — НАТО» в настоящее время функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:
в воздушном пространстве
в области тыла и материально-технического обеспечения
в области противоракетной обороны
8 февраля 2003 года Министром обороны России и Генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок.
На 2004 год Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских Вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости»[1], А. И. Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»[2]
7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».[3] Оппозиция считает, что этот документ позволяет НАТО размещать свои войска на территории России[4].
19 августа 2008 года — по инициативе Альянса, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО.
22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина: «Решение носит временный характер и будет оставаться в силе до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет».
26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ обеспокоен наращиванием группировки НАТО военно-морских сил в акватории Черного моря до 18 кораблей.
Отмечают, что после вторжения в Афганистан войск США и НАТО производство наркотиков там увеличилось в несколько раз[5]. Сегодня именно Россия а также страны ЕС являются главными жертвами героина, поступающего из Афганистана[6]. Бурный рост потребления наркотиков в России в последние десять лет произошел именно за счет наркотрафика из Афганистана[6].
Рост наркотрафика с территории Афганистана вызывает в России крайнюю обеспокоенность: производство наркотиков в этой стране растет. С критикой в адрес объединенного командования силами альянса, а также США выступал директор Федеральной службы России по наркоконтролю Виктор Иванов. По его заявлению, афганский героин становится все более дестабилизирующим фактором. В частности афганские опиаты занимают 90% рынка наркотиков в России. А плантации в Афганистане сегодня продуцируют в два раза больше наркотиков, чем весь мир 10 лет назад. При этом, как отметил Виктор Иванов, заявление США об отказе уничтожать плантации опийного мака в Афганистане стало своеобразной гарантией неприкосновенности источников наркопроизводства в этой стране[7].
Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и ФРГ соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[8][9]. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику[10].
Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами:
— Китай независимо и самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не вступает ни в какие союзы и не устанавливает никаких стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, выступает против гегемонизма и политики силы.
— Целью внешней политики Китая является защита мира во всем мире и создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны.
— Китай стремится развивать отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
— Укрепление солидарности и сотрудничества с развивающимися странами «третьего мира», развитие добрососедских дружественных отношений с сопредельными странами — таков краеугольный камень внешней политики Китая.
— Китай выступает за создание системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ
Китай неизменно стоит за то, чтобы в формировании межгосударственных отношений руководствоваться пятью принципами мирного сосуществования, а не брать в качестве критерия социальный строй, идеологию или представления о ценностях.
Еще в декабре 1953 г. покойный Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай в беседе с делегацией Индии впервые выдвинул пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.
В июне 1954 г. во время визита в Индию и Бирму Премьер Чжоу Эньлай вместе с Премьер-министрами Индии и Бирмы опубликовали совместные коммюнике, в которых торжественно провозглашались пять принципов мирного сосуществования. На конференции стран Азии и Африки, проходившей в Бандунге в апреле 1955 г., Премьер Чжоу Эньлай вновь выступил с изложением пяти принципов. В результате совместной работы участников Бандунгской конференции основные положения этих принципов были включены в принятую ей декларацию.
Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и они стали основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира.
ПРИНЦИПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
1 октября 1949 г., в день провозглашения Китайской Народной Республики китайское правительство торжественно объявило: «Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР. Настоящее правительство желает установить дипломатические отношения с правительством любой страны при условии, что оно выразит готовность соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориального суверенитета».
В мире существует только один Китай. Провинция Тайвань — неотъемлемая часть территории Китайской Народной Республики. Правительство любой страны, вступающее в дипломатические отношения с КНР, должно недвусмысленно заявить о прекращении любых дипломатических отношений с администрацией Тайваня и признании правительства КНР единственным законным правительством Китая. Китайское правительство категорически не примирится с провокационными действиями любой страны, преследующими цель создания «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня», категорически не примирится с тем, чтобы страна, установившая дипломатические отношения с КНР, вступала в любого рода официальные отношения с тайваньской администрацией.
На основе вышеуказанных принципов Китай установил дипломатические отношения со 161 страной мира (страны расположены в хронологической последовательности, указаны даты установления дипломатических отношений):
Россия 03.10.1949
Болгария 04.10.1949
Румыния 05.10.1949
Венгрия 06.10.1949
КНДР 06.10.1949
Польша 07.10.1949
Монголия 16.10.1949
Албания 23.10.1949
Вьетнам 18.01.1950
Индия 01.04.1950
Индонезия 13.04.1959
Швеция 09.05.1950
Дания 11.05.1950
Мьянма 08.06.1950
Швейцария 14.09.1950
Лихтенштейн 14.09.1950
Финляндия 28.10.1950
Пакистан 21.05.1951
Норвегия 05.10.1954
Югославия 02.01.1955
Афганистан 20.01.1955
Непал 01.08.1955
Египет 30.05.1956
Сирия 01.08.1956
Йемен 09.24.1956
Шри-Ланка 07.02.1957
Камбоджа 19.07.1958
Ирак 25.08.1958
Марокко 01.11.1958
Алжир 20.12.1958
Судан 04.02.1959
Гвинея 04.10.1959
Гана 05.07.1960
Куба 28.09.1960
Мали 25.10.1960
Сомали 14.12.1960
Дем. Республика Конго 20.02.1961
Лаос 25.04.1961
Уганда 18.10.1962
Кения 14.12.1963
Бурунди 21.12.1963
Тунис 10.01.1964
Франция 27.01.1964
Республика Конго 22.02.1964
Танзания 26.04.1964
Центрально-африканская Респ. 29.09.1964
Замбия 29.10.1964
Бенин 12.11.1964
Мавритания 19.07.1965
Канада 13.10.1970
Экваториальная Гвинея 15.10.1970
Италия 06.11.1970
Эфиопия 24.11.1970
Чили 15.12.1970
Нигерия 10.02.1971
Кувейт 22.03.1971
Камерун 26.03.1971
Сан-Марино 06.05.1971
Австрия 28.05. 1971
Сьерра-Леоне 29.07.1971
Турция 04.08.1971
Иран 16.08.1971
Бельгия 25.10.1971
Перу 02.11.1971
Ливан 09.11.1971
Руанда 12.11.1971
Исландия 08.12.1971
Кипр 14.12.1971
Мальта 31.01.1972
Мексика 14.02.1972
Аргентина 19.02.1972
Англия 13.03.1972
Маврикий 15.04.1972
Нидерланды 18.05.1972
Греция 05.06.1972
Гайана 27.06.1972
Того 19.09.1972
Япония 29.09.1972
Германия 11.10.1972
Мальдивы 14.10.1972
|
Мадагаскар 06.11.1972
Люксембург 16.11.1972
Ямайка 21.11.1972
Австралия 21.12.1972
Новая Зеландия 22.12.1972
Испания 09.03.1973
Габон 20.04.1974
Малайзия 31.05.1974
Тринидад и Тобаго 20.06.1974
Венесуэла 28.06.1974
Нигер 20.07.1974
Бразилия 15.08.1974
Ботсвана 06.01.1975
Филиппины 09.06.1975
Мозамбик 25.06.1975
Таиланд 01.07.1975
Бангладеш 04.10.1975
Фиджи 05.11.1975
Западное Самоа 06.11.1975
Коморры 13.11.1975
Кабо-Верде 25.04.1976
Суринам 28.05.1976
Сейшелы 30.06.1976
Папуа Новая Гвинея 12.10.1976
Иордания 07.04.1977
Барбадос 30.05.1977
Оман 25.05.1978
Ливия 09.08.1978
Соединенные Штаты Америки 01.01.1979
Джибути 08.01.1979
Португалия 08.02.1979
Ирландия 22.06.1979
Эквадор 02.01.1980
Колумбия 07.02.1980
Зимбабве 18.04.1980
Кирибати 25.06.1980
Вануату 26.03.1982
Антигуа и Барбуда 01.01.1983
Ангола 12.01.1983
Кот-д"Ивуар 02.03.1983
Лесото 30.04.1983
Объединенные Арабские Эмираты 1.11.1984
Боливия 09.07.1985
Уругвай 03.02.1988
Катар 09.07.1988
Палестина 20.11.1988
Бахрейн 18.04.1989
Микронезия 11.09.1989
Намибия 22.03.1990
Саудовская Аравия 21.07.1990
Сингапур 03.10.1990
Маршалловы острова 16.11.1990
Эстония 11.09.1991
Латвия 12.09.1991
Литва 14.09.1991
Бруней 30.12.1991
Узбекистан 02.01.1992
Казахстан 03.01.1992
Украина 04.01.1992
Таджикистан 04.01.1992
Кыргызстан 05.01.1992
Туркменистан 06.01.1992
Беларусь 20.01.1992
Израиль 24.01.1992
Молдова 30.01.1992
Азербайджан 02.04.1992
Армения 06.04.1992
Словения 12.05.1992
Хорватия 13.05.1992
Грузия 09.06.1992
Республика Корея 24.08.1992
Чехия 01.01.1993
Словакия 01.01.1993
Эритрея 24.05.1993
Андорра 29.06.1994
Босния и Герцеговина 03.04.1995
Багамские острова 23.05.1997
Острова Кука 25.07.1997
Сент-Люсия 01.09.1997
Южно-Африканская Республика 01.01.1998
|
- Ашенкампф Н. Н. Геополитика : Антология / Н. Н. Ашенкампф, С. В. Погорельская. – М. : Академический проект, 2006. – 1003 с.
- Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика / Академический проект, 2005. – 207 с.
- Бордачев Т. Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века. Возможности "большой сделки" / Т. Бордачев. – М. : Европа, 2009. – 304 с.
- Василенко И. А. Геополитика современного мира / И. А. Василенко. – М. : Гардарики, 2008. – 317 с.
- Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка / К. С. Гаджиев. – М. : Экономика, 2007. – 751 с.
- Государственная политика и управление : в 2 ч. Часть 1 : Концепции и проблемы государственной политики и управления / под ред. Л. В. Сморгунова. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. – 382 с.
- Зубков А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России : курс лекций / А. И. Зубков. – М. : Юридический центр Пресс, 2004. – 197 с.
- Исаев Б. А. Геополитика : хрестоматия / Б. А. Исаев. – С-Пб. : Питер, 2007. – 510 с.
- Каменская Г. В. История международных отношений. Основные этапы с древности до наших дней/К.В. Коменская, О.А. Колобов, Э.Т. Соловьёва. – М. : Логос, 2007. – 709 с.
- Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия / К.А. Кокорев. – М. : РИСИ, 2006. – 438 с.
- Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения / С.А. Ланцов, В.А. Ачкасов. – С–Пб. : Питер, 2008. – 443 с.
- Лю Цинцай КНР: геополитическая среда и внешняя политика добрососедства / Цинцай Лю // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 2. С. 33 – 43.
- Маринченко А. В. Геополитика / А. В. Мариченко. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 427 с.
- Меркулов В. И. Россия – АТР: узел интересов / В. И. Меркулов. - М. : Академический проект, 2005. – 494 с.
- Нартов Н. А. Геополитика / Н. А. Нартов, В. Н. Нартов. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 527с.
- Панченко М. Ю. Российско-китайские отношения и обеспечение безопасности в АТР / М. Ю. Панченко. – М. : Научная книга, 2005. – 202 с.
|