ПЛАН
Введение. 3
1 Субъекты налогообложения. 4
2 Объект налогообложения. 6
3 Налоговые ставки и исчисление налога. 8
4 Льготы по налогу. 14
Заключение. 21
Список использованных источников. 22
Введение
С 1 января 1992 г., согласно Закону РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", физические лица, имеющие в собственности объекты жилого и нежилого фонда (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), ежегодно уплачивают налог на строения, помещения и сооружения, введенный для собственников данных видов недвижимого имущества вместо ранее уплачиваемой ими платы за наем в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда.
Таким образом, все граждане, владеющие недвижимостью, должны платить налог на имущество физических лиц. Для этого нужно самостоятельно явиться в налоговую инспекцию и встать на учет.
Определяемая для уплаты физическими лицами сумма этого налога зависит от размера ставок налога и налоговой базы, т.е. инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, определяемой органами технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа, с учетом коэффициента пересчета восстановительной стоимости, ежегодно устанавливаемого представительными органами местного самоуправления.
Цель работы – рассмотреть особенности исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в Российской Федерации.
1 Субъекты налогообложения
Из названия Закона - "О налогах на имущество физических лиц" - логически выводится категория субъектов данного налога. В статье 1 Закона закреплено, что плательщиками налога являются физические лица, но обязательным условием взимания налога является принадлежность этого имущества физическому лицу на праве собственности, что сразу исключает споры о формальном плательщике налога, поскольку не затронуты иные вещные права. Так, во многих странах проблема состоит в определении налогоплательщика и выборе субъекта, к примеру, между собственником и арендатором. Кроме того, закон регулирует вопрос о налогоплательщике в условиях всех видов собственности. И норма, закрепляющая ответ, является как материальной, содержащей распределение налогового бремени между сособственниками, так и в определенном смысле процессуальной, так как регулирует порядок уплаты налога.
Положение ч. 1 ст. 1 Закона содержит в себе общее правило и касается одновременно индивидуальной собственности, т.е. действует формула: если на один объект один собственник, то один плательщик налога на имущество. Такое право называют еще в науке односубъектным. Но Гражданский кодекс Российской Федерации содержит в себе институт общей собственности, т.е. когда право собственности на имущество принадлежит не одному, а двум и более лицам. Такую собственность иногда в цивилистике называют коллективной собственностью.
Статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации разделяет общую собственность на два вида: долевую - с определением доли каждого из собственников, и совместную - без определения таких долей. Налоговый кодекс предусмотрел эти различия и установил, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. В последнем положении проявляется диспозитивность регулирования, что не часто можно встретить в налоговом праве.
Особо следует обратить внимание на те случаи, когда имущество находится в собственности не только физических лиц, а физических лиц и предприятий. Если это имущество находится в их общей долевой собственности, то порядок уплаты определяется по правилам уплаты налога на имущество, находящегося в общей долевой собственности только физических лиц, а именно пропорционально их доли. Очевидно, что предприятия-сособственники уплачивают налог на имущество в порядке, установленном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций".
При определения круга налогоплательщиков надо также иметь в виду то, что Закон "О налогах на имущество физических лиц" не затрагивает установленных в соответствии с общими нормами международного права, а также договорами бывшего СССР и Российской Федерации и законодательством Российской Федерации налоговых привилегий персонала иностранных дипломатических и консульских представительств, других, приравненных к ним в отношении налоговых привилегий, официальных представительств иностранных государств и международных организаций.
При рассмотрении вопроса о субъектах налогообложения данным налогом следует обратить внимание на то, что Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" собственников налогооблагаемого имущество не разделяет по основаниям гражданства или резидентства, то есть лицо, имеющее на праве собственности перечисляемое в Законе имущество, обязано платить налог на данное имущество независимо является ли оно гражданином Российской Федерации или иностранным гражданином, или же лицом без гражданства.
Этот же тезис подтверждается нормой Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который в статье 4 закрепляет, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Этим федеральным законом изъятий в отношении обязанности уплачивать законно установленные налоги не предусмотрено, а следовательно, иностранные граждане также являются налогоплательщиками данного налога.
2 Объект налогообложения
По общему смыслу статьи 38 Налогового кодекса объектом налогообложения имущества физических лиц является имущество, а Закон Российской Федерации N 2003-1 уже раскрывает эту категорию и называет следующие виды облагаемого по Закону имущества - это жилые дома, квартиры, дачи, гараж и иные строения, помещения и сооружения.
Понятие имущество является собирательным, и необходимо правильно определять его содержание применительно к конкретным правоотношениям, но законодатель раскрыл его, применяя метод перечисления, а не определения, что, возможно, было бы наиболее оптимальным. Важно отметить, что Налоговый кодекс не дает самостоятельного определения имуществу, а отсылает к гражданскому законодательству, исключая при этом имущественные права. А Гражданский кодекс, в свою очередь, отождествляет имущество с вещью или совокупностью вещей, что гораздо шире совокупности перечисляемых в Законе объектов. Дело в том, что до Федерального закона N 110-ФЗ от 22 июля 2002 года, вносящего изменения в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", среди облагаемых объектов были еще и определенные транспортные средства, и чтобы объединить различные категории объектов - построенная недвижимость и транспортные средства - законодатель применил термин "имущество". В мировой практике достаточно частым считается явление обложения отдельных видов семейного или личного имущество - имеет место быть, так называемое, налогообложение чистого имущества, что по основным характеристикам тождественно российскому налогообложению имущества физических лиц, но теперь в несколько усеченной форме (без транспортных средств).
Анализ ч. 1 ст. 2 Закона позволяет указанный перечень объектов разделить на две составных части - жилые и нежилые помещения.
К первой группе, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, можно отнести жилые дома, квартиры и дачи, если они пригодны для постоянного проживания в них, а к нежилым помещениям относимы гаражи, дачи, если они не пригодны для постоянного в них проживания, и иные строения, помещения, сооружения.
Согласно ч. 2. ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). При этом общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Комната как отдельный объект в Законе о налоге не указана, но она вполне относима к помещениям.
3 Налоговые ставки и исчисление налога
Итак, налог на имущество физических лиц является, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения, и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
В соответствии со ст. 1 Закона "О налогах на имущество физических лиц", плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности:
- квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения - с момента регистрации прав собственности в установленном порядке;
- квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах - с момента полной выплаты паевого взноса.
В качестве объекта налогообложения в указанной статье не упоминаются комнаты в коммунальных квартирах. Долгое время комнаты в коммунальных квартирах не могли находиться в собственности граждан. В настоящее время комнаты также являются объектом права собственности и, следовательно, должны облагаться налогом на общих основаниях с другими жилыми помещениями.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. В рамках Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
Стоимость имущества
Ставка налога
До 300 000 руб.
До 0,1
От 300 000 руб. до 500 000 руб.
От 0,1 до 0,3
Свыше 500 000 руб
От 0,3 до 2,0
Существенной является норма, дающая представительным органам местного самоуправления право определять в пределах размеров, установленных законодательством, дифференциацию ставок налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и иных критериев. Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе регулировать налогообложение имущества в зависимости от проводимой экономической, социальной, инвестиционной, жилищной и бюджетной политики в регионе.
В ЕАО ставки налога на имущество физических лиц установлены следующие.
Стоимость имущества
Ставка налога
В процентах
На жилые дома, квартиры и т.д.
Нежилые строения
До 300 тыс. руб.
0,1
0,1
От 300 до 500 тыс. руб.
0,3
0,3
Свыше 500 тыс. руб.
1,0
2,0
Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений с коэффициентами удорожания. Коэффициенты учитывают:
- местоположение;
- типы строений;
- этажность;
- инфляцию (в 2007 году применяется 40,68 по отношению к 1969 году)
В настоящий момент необходимо уточнить какой орган проводит инвентаризацию. Характерен следующий пример. Гражданин обратился суд, иском о признании неправомерным расчета инвентаризационной стоимости
Постановлением Правительства РФ N 921 установлен уполномоченный орган, который может проводить государственную техническую инвентаризацию, - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, а также указано, что такую деятельность вправе производить государственные специализированные унитарные предприятия, уполномоченные таким органом. В данном случае инвентаризацию имущества проводило МУП "Бюро технической инвентаризации" (БТИ). В большинстве городов России до недавнего времени этим занимались также муниципальные организации. Поскольку БТИ не являлось ни государственным, ни уполномоченным органом, сведения, полученные оттуда налоговым органом об инвентаризационной стоимости, не могли быть использованы им для определения налоговой базы.
В ходе судебных заседаний выяснилось, что такие сведения были представлены в налоговый орган в произвольной форме в нарушение установленного Порядка.
Основным камнем преткновения, конечно, была "инвентаризационная стоимость", определенная БТИ и использованная затем налоговым органом для определения налоговой базы.
Сторона заявителя указывала, что само понятие инвентаризационной стоимости частично раскрыто в Инструкции, которая, как известно, не относится к законодательству о налогах и сборах. Одним из методов определения рыночной стоимости независимым оценщиком является затратный метод (постановление Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки"). Описание затратного метода в стандартах и отчете совпадает с описанием инвентаризационной стоимости в Инструкции. Поскольку ни в одном из документов понятие инвентаризационной стоимости не раскрыто, то заявители посчитали возможным применить для сравнения налогового расчета затратный метод для определения инвентаризационной стоимости, а следовательно, и налоговой базы. Результат оказался меньшим, чем в расчете налогового органа, в 40 раз.
Статьей 53 НК РФ установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Поскольку принцип определения налоговой базы по налогу на имущество выбран как стоимостная характеристика объекта налогообложения, его рыночная стоимость - это единственный вид стоимости, который возможно четко описать в законе.
Суд, рассматривая данное дело, согласился с позицией заявителя относительно необходимости определения инвентаризационной стоимости имущества, а следовательно, и налоговой базы в размере не большем, чем его рыночная стоимость, определенная независимым оценщиком.
В результате рассмотрения дела суд удовлетворил заявление, признав налоговый расчет незаконным.
Из анализа дела, по нашему мнению, можно сделать следующие выводы:
- если инвентаризацию проводит БТИ, налог на имущество можно не платить, так как налоговый орган не сможет доказать размер инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
- в случае если объект был оценен независимым оценщиком, определенная органом государственной технической инвентаризации инвентаризационная стоимость не может быть выше рыночной стоимости этого имущества. Думается, что рассмотренный пример (учитывая позицию КС РФ) дает основание полагать, что данная тема гораздо шире. Например, возможно сравнение ставок налога на доходы физических лиц при налогообложении предпринимателей и ставок налога на прибыль при налогообложении юридических лиц и т.п.
Хочется отметить, что в отдельных регионах представительные органы местного самоуправления устанавливают прогрессивные ставки налога на имущество физических лиц.
Но в соответствии со ст. 3 Закона N 2003-1 представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок налога на строения, помещения и сооружения в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования объекта и по иным критериям. Исходя из этого прогрессивные ставки налога на строения, помещения и сооружения, установленные решениями отдельных представительных органов местного самоуправления, можно рассматривать как некорректные и оспаривать в судебном порядке.
Инвентаризационная стоимость строений определяется организациями технической инвентаризации в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.92 N 87 (далее - Порядок оценки).
На основании п. 3.2.1 Порядка оценки инвентаризационная стоимость объекта недвижимости определяется как его восстановительная стоимость с учетом износа и применения повышающих коэффициентов, утверждаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в настоящее время налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость строений. Применение порядка определения инвентаризационной стоимости, рекомендованного Госстроем России как установление восстановительной стоимости объекта недвижимости с учетом износа, приводит к следующему:
- оценка недвижимости осуществляется органами технической инвентаризации по устаревшим сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости объектов с ее последующим пересчетом в цены 1991 года; в результате этого более старые объекты имеют стоимость большую, чем такие же новые объекты;
- инвентаризационная стоимость большей части строений значительно занижена и в редких случаях завышена по сравнению с реальной (рыночной) стоимостью недвижимости, что приводит к искажению налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются коэффициенты, определяющие уровень цен года для переоценки недвижимости различными методами, что приводит к колебаниям стоимости одинаковых объектов в разных регионах в десятки раз.
Для сведения отмечу, что налогоплательщик в соответствии со ст. 6 и 8 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы имеет право обратиться к независимому оценщику с целью проведения оценки объекта и результаты оценки обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4 Льготы по налогу
Законом N 2003-1 и Инструкцией N 54 предусмотрен перечень категорий лиц, полностью освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:
1) Герои СССР и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
6) граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 года на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
8) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
9) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия;
12) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
13) деятели культуры, искусства и народные мастера - со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
14) граждане - с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
Кроме того, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для отдельных категорий плательщиков. К сожалению, Закон Санкт-Петербурга N 625-93 не дает дополнительных льгот.
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Если строения, помещения и сооружения находятся в общей долевой собственности нескольких лиц (совладельцев), налоговые платежи предъявляются каждому из собственников в зависимости от их доли в праве собственности на данное имущество. Если имущество находится в общей совместной собственности (то есть право каждого из собственников распространяется на имущество в целом, и у собственников нет определенной доли в этом праве), налоговые платежи исчисляются исходя из соглашения всех собственников или в равных долях.
Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) налог уплачивается их законными представителями - родителями или опекунами и попечителями.
Обязанности по уплате налога возникают у плательщика с момента вручения ему налогового уведомления. Прекращаются эти обязанности при уплате налога физическим лицом, либо в связи со смертью налогоплательщика, либо в связи с признанием его умершим в порядке, установленном ГК РФ. За строения, помещения и сооружения, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, налог не взимается.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Приведем пример. Квартира находится в общей совместной собственности гражданки Ивановой, ее матери - пенсионерки и ее несовершеннолетней дочери. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 270 000 рублей. Соглашение собственников отсутствует.
Налог рассчитывается по ставке 0,1%, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 625-93 от 11.11.03.
Общий налог равен 270 000 х 0,1% = 270 рублей
Причитающаяся сумма налога к уплате каждого владельца равна 270 / 3 = 90 рублей
Т. к. мать Ивановой - пенсионерка (освобождена от уплаты налога ст. 4 Закона N 2003-1), а дочь - несовершеннолетняя, налог заплатит Иванова в размере 180 рублей.
В соответствии с Законом N 2003-1 не предусматривает освобождение детей от уплаты налога на имущество.
В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его законные представители, которыми согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ признаются родители, усыновители или опекуны.
В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст. 23 НК РФ налог на имущество за своего несовершеннолетнего ребенка обязаны уплачивать его родители, усыновители или опекуны.
В отношении пенсионеров хочется отметить, что пенсионер, получающий пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, имеет в собственности более одной квартиры, он освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении всех квартир, находящихся в его собственности, в соответствии со ст. 4 Закона N 2003-1.
Действующим налоговым законодательством ограничений для пенсионеров по их освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц в зависимости от количества принадлежащих им на праве собственности квартир не установлено.
Например. Физическое лицо является собственником жилого дома, инвентаризационная стоимость которого равна 435 000 руб.
Налог рассчитывается по ставке 0,2%, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 625-93 от 11.11.03.
Налог равен 435 000 х 0,2% = 870 рублей.
Спорным вопросом до сих пор остается расчет налога в случае, если один человек владеет несколькими квартирами в одном муниципальном округе. По мнению налоговых органов, инвентаризационная стоимость должна суммироваться.
Так, физическое лицо имеет в собственности две квартиры, инвентаризационная стоимость одной - 220 000 руб., другой - 320 000 руб.
Налоговая инспекция, ссылаясь на то, что стоимость двух квартир превышает 500 тыс. руб., начисляет налог по максимальной ставке 0,3%.
540 000 х 0,3% = 1620 рублей.
Дело в том, что раньше с каждого объекта налог уплачивался по ставке не более 0,1% от инвентаризационной стоимости имущества. Но в июле 1999 года норма Закона РФ от 09.12.91 N 2003-1 была подкорректирована. Ставка стала устанавливаться "в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости".
Налоговые органы трактуют "суммарную стоимость" как сумму стоимостей разных объектов, то есть складывают стоимость принадлежащих гражданину квартир.
С этим можно поспорить. В Налоговом кодексе не существует такого понятия, как "совокупность объектов налогообложения". Поэтому согласно ст. 38 НК РФ налог должен взиматься с каждого объекта налогообложения отдельно.
Объектом же по налогу на имущество физических лиц признаются дом и иная постройка (ст. 2 Закона N 2003-1). Следовательно, и налог взимать надо исходя из стоимости каждого отдельного объекта.
Подобная позиция подтверждается и решением Конституционного Суда. Речь идет об Определении от 06.12.01 N 258-О. Тогда рассматривался вопрос о том, что для целей налога на имущество физических лиц не определен сам термин "инвентаризационная стоимость". И Конституционный Суд указал, что "требования о порядке исчисления налогов, установленные в статьях <...> Налогового кодекса Российской Федерации <...>, являются обязательными для всех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 1 января 1999 года".
А новая редакция Закона N 2003-1 принята 17 июля 1999 года. Значит, "совокупный" порядок определения объекта налогообложения, безусловно, противоречит Налоговому кодексу. И как следствие не должен применяться.
Следуя позиции Конституционного суда, налог по данным примера N 3 должен быть исчислен, как 220 000 х 0,1% + 320 000 х 0,2% = 220 + 640 = 860 рублей вместо 1620 рублей.
Физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности строения, помещения, сооружения, обязаны уплатить налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября).
В случае исчисления дополнительной суммы налога на имущество он уплачивается в следующие сроки:
- суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем чтобы на уплату соответствующей суммы у налогоплательщика было не менее 30 дней;
- суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, то есть через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).
Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей за текущий год в связи с возникновением или утратой права на льготы, неправильным определением стоимости строений, помещений или сооружений либо неправильным применением ставок налога и по другим причинам.
В соответствии с действующим законодательством налоговые органы обязаны исчислить налог на строения, помещения и сооружения и не позднее 1 августа вручить гражданам налоговые уведомления на уплату налога.
Если граждане своевременно не были привлечены к уплате налога, то налоговые органы исчисляют им налог не более чем за три предшествующих года.
Заключение
Таким образом, в настоящее время порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующие ставки налога, а также предусматривающие налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
В соответствии со ст. 5 Закона, налоговой базой по исчислению налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации // Российская газета. - N 237. - 25.12.1993.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1- 2.-М.: ПРИОР, 2006.-112с.
Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 363
Инструкция МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 февраля 2000 г. N 6
Волкова О. Налог на квартиру. И другое имущество физических лиц // Двойная запись. - N 8. -2006.
Годунова Г. О льготе по налогу на имущество физических лиц // Налоговый Вестник. -N 10, октябрь 2005.
Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. – 422 с.
Кузнецов Н.Г. Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право России: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2003. - С. 45.
Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. - Петроград, 1919. - С. 136.
Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. – М.: ИНФРА-М, 2004. -192с.
Налоги: Учебник для студ. высших уч. зав./ Под ред. Д.Г. Черника.-4-е изд.,перераб. и доп.-М.:Финансы и статистика, 2000. – 422 с.
Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2000. - С.63, 64.
О налогах на имущество физических лиц // Налоговый консультант от 19 сентября 1997 г. N 18.
О сроках уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц // МИГ. - N 136, октябрь 2006.
Присягина Г.Н. Налог на имущество физических лиц в г. Москве // Гражданин и право N 1, январь-февраль 2003.
Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. - М., 2000. - С. 267.
Фомина О. А. Зарубежный опыт налогового планирования // Налоговый вестник. – 2004. № 5.- С. 82-86.
Химичева Н.И. Налоговое право: Учеб.-М.: Изд-во БЕК,2003. – 524 с.
Черник Д. Г. и др. Основы налоговой системы: Уч. для вузов/ Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П..-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000.-511с.
Шерстобитов В. Налог на имущество физических лиц. Можно не платить? // эж-ЮРИСТ. - N 5, февраль 2004.
Юдина О. Налог на имущество физических лиц // Бухгалтерские вести. - N 8. – 2007.
|