СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ 5
БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 5
1.1 Понятие и сущность безубыточности 5
1.2 Методика маржинального анализа показателей рентабельности 7
1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны 8
безопасности предприятия 8
1.4 Определение влияния факторов на изменение безубыточного 12
объема продаж и зоны безопасности предприятия 12
1.5 Определение критической суммы постоянных затрат, 13
критического уровня переменных затрат и критического 13
уровня цены реализации 13
2 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО 17
ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия 17
ОГУП “Башмакская птицефабрика ” 17
2.2 Анализ безубыточности предприятия 21
3 АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 28
ПРЕДПРИЯТИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ВВЕДЕНИЕ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль,
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
2) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;
3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
4) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении затраты - объем - прибыль», требует соблюдения ряда условий, таких, как:
- необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточностью на предприятии.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов методика маржинального анализа прибыли; методика маржинального анализа показателей рентабельности; определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.
1 УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ
БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
1.1 Понятие и сущность безубыточности
Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.
Методика факторного анализа прибыли, применяемая в нашей стране, предполагает использование следующей модели:
П = VРП (Ц - С),
где
VРП - физический объем продаж;
Ц - цена реализации;
С - себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализация), продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И на оборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает изза того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
П = ЧРП (Ц - b) - А,
где
b - переменные затраты на единицу продукции;
А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида, продукции.
Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное - посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П = å[VРПобщ × Удi (Цi – bi)] – A,
Преимущество методики маржинального анализа прибыли состоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
1.2 Методика маржинального анализа показателей рентабельности
И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнение традиционных факторных моделей рентабельности и моделей, применяемых в маржинальном анализе
Показатель рентабельности Детерминированные факторные модели рентабельности
Традиционные Применяемые в маржинальном анализе
Рентабельность i-гo вида продукции (Rз I)
Рентабельность продукции в целом по предприятию (Rз)
Рентабельность оборота i-ro вида продукции (Rоб i)
Рентабельность оборота общая (Rоб)
Расчет и сравнение полученных результатов показывает, что они значительно различаются. По традиционной методике объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны
безопасности предприятия
Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство убудет убыточным.
Например, критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. руб. Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Рисунок 1 - Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
,
где
А – постоянные затраты;
ДМД – доля маржинального дохода в выручке.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
,
где
р – цена изделия;
b – переменные затраты на единицу продукции.
Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному общему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
,
где
МД – маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто и переменных расходов на весь выпуск продукции).
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:
,
где
П – прибыль от реализации продукции.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
.
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
.
1.4 Определение влияния факторов на изменение безубыточного
объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат – повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Факторная модель безубыточного объема продаж выглядит следующим образом:
для одного вида продукции:
;
для многопродуктового производства:
.
Последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данных моделей на фактический в отчетном периоде, способом цепной подстановки можно определить изменение зоны безопасности за счет каждого из них.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
1.5 Определение критической суммы постоянных затрат,
критического уровня переменных затрат и критического
уровня цены реализации
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
А = VPP (p – b)
или
А = В × ДМД.
Суть этого расчета в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным, оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.
Для того чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:
.
Например, годовой объем продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год - 600 млн. руб., прибыль - 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.
Сначала определим сумму маржинального дохода и его, долю в общей выручке:
МД = 600 + 400 = 1000 млн. руб.,
ДМД = 1000 : 2500 = 0,4.
Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:
В = 600: 0,4 = 1500 млн. руб.
Срок окупаемости постоянных издержек будет равен
мес.
Остальные 4,8 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (ЧРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:
.
Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
.
При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120 000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть:
ркр = 120 000 / 4000 + 35 = 65 тыс. руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = VPP (p – b) – A = VPP × СМД – А,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (VРP), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
VPP1 × СМД 1 – А1 = VPP2 × СМД 2 – А2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
.
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
VPP1 × b1 + А1 = VPP2 × b2 + А2
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
.
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческого решения.
2 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
ОГУП “Башмакская птицефабрика ”
Cельскохозяйственное производственное унитарное предприятие «Башмакская птицефабрика» организовано на основании приказа Министерства сельского хозяйства РФ №302 от 1 августа 2008 года.
Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, имеет расчетный счет № 3012200650012 в отделении ОАО « Сбербанк » в п. Амурзет и самостоятельный баланс. В качестве налогоплательщика предприятие зарегистрировано под ИНН 400047301 в ГНК по Октябрьскому району ЕАО.
Имущество предприятия находится в собственности РФ, а полномочия собственника осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ. Органом управления предприятия является директор, который действует на принципах единоначалия. Он назначается на должность и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства РФ. В своей работе птицефабрика руководствуется уставом и коллективным договором.
Птицефабрика специализируется на производстве пищевого куриного яйца. Проектная мощность предприятия - 400 тыс. среднегодового поголовья кур-несушек, или производство яиц за год в количестве 100 млн. штук Мощности предприятия позволяют обеспечить г. Биробиджан и область на 75 – 80%.
Предметом деятельности “ Башмакской птицефабрики ” является производство, переработка и реализация высококачественной сельскохозяйственной продукции – яйцо куриное пищевое, мясо кур потрошеное, яичный порошок, майонез, также производство травяной муки. Из яйца производится яичный порошок, яичная масса, белок и желток. Яйцо, диетическое или столовое в зависимости от срока снесения, реализуется через торговую сеть населению. Мясо кур частично разделяется на филе, грудку, окорочка и наборы для бульона, которые отправляются в торговую сеть для населения. Яичный порошок отправляется потребителям для производства майонеза и кондитерских изделий. Яичную массу и желток использует кондитерская фабрика “Зея”. Белок использует кондитерская фабрика ”Красный пищевик”. Майонез реализуется в основном через фирменную торговлю. Травяная мука поставляется на комбикормовый завод и используется при приготовлении комбикормов. Также “ Башмакская птицефабрика ” занимается розничной торговлей в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями, розничной торговлей не в магазинах, оптовой торговлей алкогольными напитками, живыми животными, картофелем, овощами и фруктами, мясом и мясными продуктами, молочными продуктами, пищевыми маслами и жирами, сахаром, шоколадом и кондитерскими изделиями, мукой, комбикормом. Птицефабрика оказывает платные услуги организациям и населению по теплоснабжению, водоснабжению и канализации, транспортные, осуществляет коммерческую деятельность с правом оптовой и розничной торговли, внешнеэкономическую деятельность.
Целью деятельности предприятия является насыщение рынка качественной птицеводческой продукцией через предприятия госторговли, обеспечение эффективной работы предприятия и на этой основе получения постоянного прироста прибыли, необходимого для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов государства.
На территории птицефабрики находится 25 птичников для содержания кур-несушек. В птичниках установлено оборудование БКН-3, ОБН-1 и ККТ.
Рассмотрим основные показатели, характеризующие деятельность Башмакской птицефабрики. (таблица 1)
В дальнейшем анализ будем проводиться по головному предприятию.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности предприятия ОГУП “Башмакская птицефабрика ”.
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, 2008г к 2007г Темп роста, 2009г к 2008г
Выручка от реализации продукции, работ и услуг 7333960 10725811 12120062 146,2 113,0
Произведено валовой продукции в сопоставимых ценах 2007 г.,тыс. руб. 8380000 8580000 8401000 102,4 97,9
Себестоимость производства и реализации продукции, работ и услуг 6969225 10816841 11487678 155,2 106,2
Прибыль от реализации 313857 -235593 623324 75,1 264,6
Основные средства 24595814 32100752 30957953 130,5 96,4
Износ 11589937 16473191 16817201 142,1 102,1
Процент износа, % 47.1 51.3 54.3
Численность работников – всего, чел. 577 588 527 99,3 89,6
Наличие птицемест, тыс. 1328 1328 1328 100,0 100,0
Среднее поголовье:
кур-несушек, т. гол. 477 457,2 445,3 95,8 97,4
молодняка кур, т. гол. 545 468 430 85,9 91,9
коров, гол. 618 451 276 73,0 61,2
молодняка КРС, гол. 689 629 596 91,3 94,8
Производственная мощность (годовая) яиц, т. шт. 410 410 410 100,0 100,0
Произведено яиц 121919 111951 105472 91,8 94,2
Яйценоскость на курицу-несушку, шт. 256 245 246 95,7 100,4
Удои на 1 фуражную корову, кг. 1754 1608 2260 91,7 140,5
Урожайность:
зерна, ц/га. 9,1 12,2 18,5 134,1 151,6
корнеплодов, ц/га 210 114 145 54,3 127,2
Из приведенных данных видно, что наблюдается небольшой рост выручки от реализации продукции, работ и услуг на 46,2% в 2008г; в 2009г. этот показатель составил 113% ровно, в то же время увеличивается и себестоимость производства. Основными причинами наблюдаемого явления выступают: повышение закупочных цен на корма, добавки к кормам, текущих платежей за использование энергоресурсов, учтенный уровень инфляции. Производство валовой продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилось на 2,1% ввиду того, что за исследуемый период снизилось поголовье кур-несушек с 457,2 тысяч голов в 2008 году до 445,3 тысяч голов в 2009 году. Что касается прибыли от реализации, то в 2008 г.в силу вышеупомянутого явления (сокращение численности поголовья) наблюдается убыток, который составил 235593 тыс. руб. или 75,1% от базового периода. Наращивание объема реализации продукции в 2009 году обеспечило рост показателя на 164,6% или 623324 тыс. руб. в стоимостном выражении.
По сравнению с 2008 годом в 2009 году наблюдается значительное снижение численности работников. Так, если в 2007 году среднесписочная численность работников составляла 577 человека, то в 2009 году этот показатель остановился на отметке 527 человек, что составляет 89% от первоначального состава работников за этот период. Динамика этого показателя отражает общеотраслевую тенденцию сокращения численности работников из-за наличия ряда факторов, к числу которых можно отнести низкий уровень оплаты труда, плановое сокращение численности, а также увольнения из-за несоблюдения условий трудового договора.
Снижается производство яиц. В 2009 году оно составило 105472 тыс. шт., в то время как в 2007 и 2008 гг. – соответственно 121919 и 111951 тыс.шт. Яйценоскость на курицу-несушку также падает. Так, в 2007, 2008 и 2009 гг. она составляла соответственно 256, 245 и 246 штук. Увеличивается расход корма на 1000 шт. яиц в к.ед. Данные показатели напрямую связаны с ухудшением качества используемых кормов.
Количество птицемест во всех трех анализируемых годах остается постоянным –1328 тыс. Это говорит о том, что на птицефабрике все ещё никак не заменят одноярусные клеточные батареи ОБН-1, которые установлены в трех птичниках, на трехъярусную каскадную – БКН-3, которые установлены в остальных птичниках.
2.2 Анализ безубыточности предприятия
Проанализируем безубыточность предприятия .
Таблица 2 - Данные о планируемом объеме производства и издержках предприятия
Плановые показатели Объем производства, ед. Средняя цена, руб. Переменные затраты, руб./ед. Постоянные расходы, руб. Коэффициент прироста объема, %
Осн. вариант 8000 9 5,5 45000 5
Доп. вариант 12000 10 7,0 45000 5
На основе исходных данных составим таблицы, в которых разобьем интервал планирования на 24 периода. Таблица 3 отражает расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2009 года, таблица 4 – за 12 месяцев 2010 года.
Таблица 3 - Расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2009 года
Месяцы (период) Объем, шт. Цена, руб. Расходы, руб. Себесто-имость Доходы,
руб. Прибыль,
руб.
Постоян. Перемен. Итого
Январь 8000 9 45000 44000 89000 11,13 72000 -17000
Февраль 8400 9 45000 46200 91200 10,86 75600 -15600
Март 8820 9 45000 48510 93510 10,60 79380 -14130
Апрель 9261 9 45000 50936 95936 10,36 83349 -12587
Май 9724 9 45000 53482 98482 10,13 87516 -10966
Июнь 10210 9 45000 56155 101155 9,91 91890 -9265
Июль 10721 9 45000 58966 103966 9,70 96489 -7477
Август 11257 9 45000 61914 106914 9,50 101313 -5601
Сентябрь 11820 9 45000 65010 110010 9,31 106380 -3630
Октябрь 12411 9 45000 68261 113261 9,13 111699 -1562
Ноябрь 13032 9 45000 71676 116676 8,95 117288 612
Декабрь 13684 9 45000 75262 120262 8,79 123156 2894
ИТОГО 127340 9 540000 700372 1240372 –– 1146060 -94312
Таблица 4 - Расчеты расходов и прибыли за 12 месяцев 2010 года
Месяцы(период) Объем, шт. Цена, руб. Расходы, руб. Себестоимость Доходыруб. Прибыль
руб.
Постоян Перемен Итого
Январь 12000 10 45000 84000 129000 10,75 120000 -9000
Февраль 12600 10 45000 88200 133200 10,57 126000 -7200
Март 13230 10 45000 92610 137610 10,40 132300 -5310
Апрель 13892 10 45000 97244 142244 10,24 138920 -3324
Май 14587 10 45000 102109 147109 10,08 145870 -1239
Июнь 15316 10 45000 107212 152212 9,94 153160 948
Июль 16082 10 45000 112574 157574 9,80 160820 3246
Август 16886 10 45000 118202 163202 9,66 168860 5658
Сентябрь 17730 10 45000 124110 169110 9,54 177300 8190
Октябрь 18617 10 45000 130319 175319 9,42 186170 10851
Ноябрь 19548 10 45000 136836 181836 9,30 195480 13644
Декабрь 20525 10 45000 143675 188675 9,19 205250 16575
ИТОГО 191013 10 540000 1337091 1877091 –– 1910130 33039
Для осуществления расчетов введем некоторые обозначения:
- Ц - цена единицы продукции;
- К – количество единиц продукции (объем);
- Д – доход от реализации продукции;
- А – постоянные затраты;
- В – переменные расходы на единицу продукции;
- Вк – переменные затраты на выпуск всей продукции;
- З – общие суммарные расходы на выпуск всего объема продукции;
- П – прибыль от реализации продукции;
- МД – маржинальный доход;
- Дмд – доля маржинального дохода в выручке;
- С – себестоимость единицы продукции.
Расчет переменных затрат для всего объема продукции осуществим по формуле:
Вк = В × Кi
Расчет общих суммарных расходов на выпуск всего объема продукции помесячно осуществляем по формуле:
Зi = Аi + Вкi ,
где
i – рассматриваемый период (месяц).
Себестоимость единицы продукции рассчитаем следующим образом:
Сi = Зi / Кi
Доходы от реализации продукции определим по формуле:
Д = Кi × Ц
Для определения прибыли от реализации продукции воспользуемся формулой:
П = Д - Зi
На основании полученных данных построим графики доходов, расходов и определения точки безубыточности для 2009 и 2010 года.
Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.
К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также «прочие затраты», т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату труда.
Рисунок - 2. График доходов, 2009 год
Рисунок 3- График доходов, 2009 год
Из рисунка 2 и 3 видно, что рост доходов происходит прямо пропорционально увеличению объема производства. По данному показателю наиболее эффективным является вариант «2», т.к. при большем объеме производства предприятие получает большую сумму доходов.
Производство и движение товара в сфере предпринимательской деятельности можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения затрат и с позиции результата. Создание продукции и оказание услуг связано с определенными расходами. Современные исследователи издержек производства рассматривают их под углом зрения хозяйственника, предпринимателя. Для ведения хозяйства, будь то индивидуальный производитель или предприятие, приобретаются необходимые компоненты: машины, оборудование, сырьевые и топливные ресурсы, электроэнергия и др. Определенная часть средств идет на оплату труда. Совокупность затрат прошлого и живого труда, расходуемого на создание блага или выработку услуги образует издержки производства.
Общая сумма затрат на производство продукции зависит от изменений:
- объема производства продукции;
- структуры продукции;
- уровня переменных затрат на единицу продукции;
- суммы постоянных расходов.
Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства.
Переменные издержки - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности.
Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы.
Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.
Переменные расходы
Постоянные затраты
Рисунок - 4. График расходов, 2009 год
Постоянные затраты
Переменные расходы
Рисунок 5 - График расходов, 2010 год
Как видно из рисунков 4 и 4 переменные издержки варианта «2» выше, чем «1», но это не является отрицательной чертой, т.к. связано не с увеличением стоимости продукции, а с увеличением объема производства, что не влияет на изменение цены товара, а приводит к уменьшению валовых издержек предприятия.
3 АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Проанализируем варианты повышения безубыточности предприятия в 2009 – 2010 годах.
Ниже приведены два способа расчета точки безубыточности (графический и аналитический).
Переменные расходы
Постоянные затраты
Зона прибыли
З
Д
Зона убытков
Рисунок 6 - Определение точки безубыточности, 2009 год
Зона убытков
Постоянные затраты
Зона прибыли
З
Д
Переменные расходы
Рисунок 7 - Определение точки безубыточности, 2010 год
На рисунках 6 и 7 показано, что точка безубыточности для варианта «2» меньше, чем для варианта «1», но ее точное значение определено по аналитическим способом по представленным ниже формулам.
Произведем расчет точки безубыточного объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.
Для расчета точки безубыточности в стоимостном выражении воспользуемся формулами:
МД = Д - Вк
Дмд = МД / Д
Дкр = А / Дмд
Произведем расчет данных показателей для 2009 года:
МД = 123156 – 75262 = 47894
Дмд = 47894 / 123156 = 0,39
Дкр = 45000 / 0,39 = 115384,62
И для 2010 года:
МД = 205250 – 143675 = 61575
Дмд = 61575 / 205250 = 0,3
Дкр = 45000 / 0,3 = 150000
Таким образом, критический доход (Дкр), или точка безубыточности в стоимостном выражении составит 115384,62 руб. в 2003 году и 150000 руб. в 2009 году.
Для расчета точки безубыточности в натуральном выражении воспользуемся формулами:
Ккр = А / (Ц – В)
Произведем расчет точки безубыточности в натуральном выражении для 2009 года:
Ккр = 45000 / (9 – 5,5) = 12857 ед.
И для 2004 года:
Ккр = 45000 / (10 – 7) = 15000 ед.
Следовательно, критический объем продукции составит 12857 единиц в 2009 году и 15000 единиц в 2010 году. При выпуске такого количества продукции предприятие не получит прибыли, но и убытков нести не будет.
Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
В себестоимость продукции включают следующие затраты:
- на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;
- на исследование рынка;
- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;
- на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;
- на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама,
хранение и др.);
- набор и подготовку кадров;
- другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.
Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рисунках 8 и 9.
На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат. На графике видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, при спаде производства, соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.
Рисунок 8 - Зависимость себестоимости от объема производства, 2009 год
Рисунок 9 - Зависимость себестоимости от объема производства, 2010 год
Как видно из рисунка 8 и 9 по мере увеличения объема производства себестоимость продукции сокращается. Поэтому наиболее эффективным является вариант «2», так как при большем объеме производства себестоимость на единицу продукции уменьшается.
Прибыль - это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.
Рисунок 10 - Зависимость прибыли от объема производства, 2009 год
Рисунок 11 - Зависимость прибыли от объема производства, 2010 год
В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности.
Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:
- по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;
- на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;
- больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
- снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;
- затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
- в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;
- с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.
За счет эффекта масштаба производства наиболее выгодным является вариант «2», так как доходы по нему превышают затраты уже на 6 месяце и предприятие начинает получать прибыль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности.
Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию.
При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает.
Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат – повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: РИОР, 2005. – 88 с.
2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 240 с.
3. Берзон Н.И., Горелый В.И., Газман В.Д. Финансовый менеджмент. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 336 с.
4. Бригхем Ю., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 960 с.
5. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2006. –
192 с.
6. Ефимова Н.Ф., Маховикова Г.А. Финансовый менеджмент. – М.: Вектор, 2006. – 192 с.
7. Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2006. – 335 с.
8. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 284 с.
9. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2004. – 256 с.
10. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
11. Куранова А.В. Финансовый менеджмент (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2005. – 176 с.
12. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент. – М.: ЭЛИТ, 2005. – 560 с.
13. Маляревская Ю.Н., Сторчевой М.А. Финансовый менеджмент Новый англо-русский толковый словарь. – М.: Экономическая школа, 2004. –
496 с.
14. Миронов М.Г.,Замедлина Е.А.,Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с.
15. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 269 с.
16. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2006. – 256 с.
17. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –
527 с.
18. Пряничников С.Б. Финансовый менеджмент. – М.: НОВО, 2005. – 168 с.
19. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415 с.
20. Сафонова Л.А., Плотникова Н.Ю. Финансовый менеджмент. – М.: Высшая школа, 2005. – 160 с.
21. Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 272 с.
22. Сердюков В.А. Финансовый менеджмент. – М.: МПСИ, 2005. – 172 с.
23. Слепов В.А., Лисицына Е.В. Финансовый менеджмент для бакалавров экономики. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. – 272 с.
24. Стоянова Е.С. Финансовый менеджент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2006. – 656 с.
25. Тюрина А.В. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 127 с.
26. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент. – М.: ДИС, 2006. – 248 с.
27. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408 с.
28. Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.
29. Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, ТК Велби, 2005. – 256 с.
|