Содержание
1. Внутрифирменное финансовое планирование на основе бизнес-плана 2
2. Структура финансовых разделов бизнес-плана 9
3. Этапы разработки финансовых разделов бизнес-плана 12
Библиографический список 18
1. Внутрифирменное финансовое планирование на основе бизнес-плана
В наше время бизнес-план становится для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если предприниматель не представит грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать его идею.
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.
Бизнес-план не является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ.
Для любой организации финансовое планирование является одним из самых важных элементов ее деятельности. Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования всех финансовых потоков и процессов предприятия, внешних и внутренних связей.
В условиях рыночной экономики выживают только те фирмы, которые с помощью финансового планирования прогнозируют финансовую ситуацию в зависимости от изменения различных внешних и внутренних факторов. Предприятия заинтересованы в том, чтобы иметь реальные представления о своих возможностях.
Финансовое планирование связано с одной стороны, с желанием предотвратить возможные ошибки в финансовой деятельности, а с другой с тем, чтобы использовать все возможности для получения прибыли. В этих целях желательно учитывать последствия инфляции, изменения ситуации на рынке, нарушение договорных обязательств партнерами и даже возможность изменения политической ситуации.
Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым, защищая фирму от применения к ней штрафных санкций.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезке времени.
Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.
Основные задачи финансового планирования деятельности фирмы:
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия;
- определение путей вложения капитала, оценка эффективности его использования;
- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
- выявления внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.
Финансовое планирование деятельности организации бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).
Перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Оно состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности.
Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:
- определение периода реализации стратегии;
- анализ факторов влияния внешней среды фирмы;
- формирование стратегических целей финансовой деятельности;
- разработка финансовой политики фирмы;
- разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;
- оценка разработанной финансовой стратегии.
При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определить период реализации стратегии.
Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы. Также важно особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать колебания курса валюты и направление экономического курса страны.
Следующий этап составления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:
- среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;
- коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;
- соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.
На основе финансовой стратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.
Далее происходит разработка системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанности и меры ответственности руководителей отделов и подразделений фирмы за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.
Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности данной стратегии. Эта оценка должна проводиться по нескольким параметрам:
Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, выявляются возможные несостыковки или противоречия. Уточняется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
Оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
Оценивается гибкость финансовой стратегии, то насколько быстро и правильно сможет отреагировать фирма на возможные резкие изменения во внешней среде.
Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
Оценивается результативность финансовой стратегии, то насколько она повлияет на положение фирмы на рынке, повысит ее репутацию, увеличит прибыли и т.д.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.
Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.
В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадать вариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование при наметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогает определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
- прогноза отчета о прибылях и убытках;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза бухгалтерского баланса.
Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для правильной организации производственного процесса, распределения денежных средств, контроля над запасами. Прогноз объема продаж дает представление о том, какую долю рынка предприятия предполагает занять. Прогнозы составляются на основе данных о продажах за предыдущие периоды и маркетинговых исследований, в том числе опросов потенциальных потребителей, изучении тенденций и новых веяний на рынке.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в натуральных единицах.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, он показывает динамику финансовых операций предприятия.
Прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового положения предприятия.
Прогноз движения денежных средств отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза повышает эффективность управления денежными потоками.
С помощью прогноза движения денежных средств можно более точно оценить, сколько потребуется денежных средств в определенные периоды, синхронизировать поступление и расходование денежных средств.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Последовательно определяются источники долгосрочного финансирования, формируется структура капитала и затрат, выбирается способ наращивания долгосрочного капитала.
2. Структура финансовых разделов бизнес-плана
Финансовый план - это важнейший раздел бизнес-плана. Его задача состоит в том, чтобы обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.
Если проект реализуется на действующем предприятии, наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть подробно описано его текущее финансовое состояние.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя несколько основных документов: баланс организации, план прибылей и убытков, прогноз движения наличности, оперативный план, план доходов и расходов, указанные документы носят планово – отчётный характер, такое планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определённого периода времени, а приведённые в этих документах данные используются для анализа финансового состояния фирмы.
Кратко охарактеризуем основные документы, входящие в финансовый раздел бизнес плана: Оперативный план отражает результаты взаимодействия фирмы и её целевых рынков по каждому товару им рынку за определённый период, на фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, представляемая в оперативном плане, помогает продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать. Структура отчёта о доходах и расходах относительно проста, в него обычно включается выручка от продажи товара, производственные издержки, налоговые и другие отчисления, на основе этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов, по данным этого раздела можно установить, приносит ли конкретный товар прибыль, сравнить различные товары по прибыльности, с тем, чтобы определить целесообразность дальнейшего производства.
Таким образом, конечная задача данного документа показать, как будет изменяться и формироваться прибыль в течение первого и второго года поквартально и далее – в расчёте на год. План – отчёт о движении денежных средств показывает сколько наличности имеется в распоряжении предприятия и какова потребность в них компании.
Данный отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчётный период.
Заключительным документом финансового плана является балансовый отчёт, его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент.
Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить такой отчёт достаточно легко: он показывает как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать.
В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её финансово – экономической деятельности.
Цель финансового раздела бизнес-плана заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. При этом финансовый план не должен расходиться с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана. Для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.
Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения (календарный план) работ в рамках проекта. Календарный план должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для осуществления каждого из них. Планирование не обязательно осуществлять с привязкой к конкретным датам, планирование может быть, например, с указанием срока в днях, необходимого для реализации каждой стадии проекта, но с указанием на возможность параллельной реализации различных стадий. Для удобства можно также выбрать условную дату начала проекта и далее планировать деятельность компании с привязкой к выбранной условной дате.
Желательно включить в финансовый план сразу несколько документов, а именно: прогноз объемов реализации, план движения денежных средств (т.е. проектировка потоков денежных средств), план прибылей и убытков (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль), прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия).
Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности компании. Кроме того возможно включение в финансовый раздел бизнес-плана специального подраздела, раскрывающего стратегию финансирования компании.
3. Этапы разработки финансовых разделов бизнес-плана
Финансовый план - важнейшая составная часть бизнес-плана, призванный обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.
Сводный прогноз доходов и расходов разрабатывается на каждый год, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке (табл. 1).
Таблица 1 – План доходов и расходов
Показатель 1-й год 2-й год 3-й год
Доходы от продаж товаров (оказания услуг или выполнения работ)
Налог на добавленную стоимость
Себестоимость реализованной продукции (работ или услуг)
Валовая прибыль
Эксплуатационные издержки, всего
в том числе:
- управленческие затраты
- затраты на сбыт
- аренда помещений
- коммунальные услуги
- транспорт
- реклама
- страховка
- налоги
- проценты за капитал
- амортизация
- затраты на науку
- прибыль до уплаты налогов
- налог на прибыль
- чистая прибыль
Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия. Для составления прогноза используются опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей. Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся из организационного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.
В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские расходы и т.д.
С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационных отчислений.
Помимо планов доходов и расходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные данные на конец 2-го и 3-го гг. При прогнозировании эксплуатационных расходов на 2-й и 3-й гг. рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год. Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли за соответствующий год.
Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, фирма имеет шансы на успех.
Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации бизнес-проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций.
Деньги в кассе или на банковском счете фирмы - это не то же самое, что прибыль. Прибыль - это разница между доходами и расходами, а денежная наличность - это разница между реальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда фирма фактически получает платеж или сама производит выплату.
Одна из главных проблем, стоящих перед любой фирмой, - правильное планирование денежной наличности.
Нередко вполне рентабельные предприятия терпят банкротство только из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, то рискует сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен.
Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. План денежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.
Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности - это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для этого приходится строить предположения, чтобы денег заведомо хватало на оплату счетов в течение всего периода становления предприятия. На основе подобных предположений можно оценить размеры денежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и сколько денег потребуется брать в долг. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.
Расчет эффективности проекта определяется по показателям срока окупаемости и внутренней нормы рентабельности.
Срок окупаемости представляет собой период времени с момента выдачи инвестиционных ресурсов до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и суммарным объемом инвестиций приобретет положительное значение. Срок окупаемости рассчитывается по данным таблицы 2.
Таблица 2 – Данные для расчета окупаемости проекта
Показатель 1-й год 2-й год 3-й год всего
Всего По кварталам Всего По кварталам
I II III IV I II III IV
1. Объем инвестиций
2. То же, нарастающим итогом
3. Сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений
4. То же, нарастающим итогом
5. Сальдо
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса к началу реализации проекта. Она определяет минимальную величину процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта, исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю.
Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.
По графику определяется тот объем продукции, при котором расходы будут равны доходам и после которого предприятие будет иметь постоянно увеличивающуюся прибыль.
Графическое представление точки самоокупаемости приведено на рисунке.
тыс. руб.
выручка
2 переменные затраты
1 постоянные задержки
Количество
1 - убыток
2 – прибыль
Рис. 1. График зависимости затрат и результатов производства от объема выпуска продукции
В приложении к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане.
Наиболее часто в приложении приводят следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, из которых взяты исходящие данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков и др.
Не следует абсолютизировать приведенный примерный состав бизнес-плана фирмы. Он может служить лишь лучшему пониманию и эффективному действию, так как окончательный выбор состава и содержания материала, представляемого инвесторам, определяется руководителем с учетом конкретных обстоятельств и путей развития фирмы.
Библиографический список
1. Базылев Н.И. Основы бизнеса. – Мн.: Мисанта, 2004. – 253 с
2. Бизнес-план: Методические материалы/Под ред. Проф. Маниловского Р.Г.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 80 с.
3. Волков И. М., Грачева М. В. Проектный анализ: Учеб. для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002
4. Горемыкин В.А. Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2001.
5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования – М.: Изд-во Финпресс, 2006. - 192 с.
6. Жаров И.С. Бизнес-план и средства его создания//Корпоративный менеджмент. Электронное издание - http://www.cfin.ru
7. Косов В. В. Бизнес-план: обоснование решений. Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2002
8. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Изд. 2-е, перераб. И дополненное.- М.: «Дело ЛТД», 2002.- 112 с.
9. Леонтьев С.В., Ткаченко П.Н. Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц// Корпоративный менеджмент. Электронное издание - http://www.cfin.ru
10. Москвин С.В. Как избежать ошибок при разработке бизнес-плана// Корпоративный менеджмент. Электронное издание - http://www.cfin.ru
11. Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. - М.: «Ось-89», 2002
12. Попов В. М., Ляпунов С. И. Бизнес-планирование. - М.: Финансы и статистика, 2001
13. Сергеев А. А. Экономические основы бизнес-планирования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
14. Степнов И. М. Бизнес-планы. Полное справочное руководство. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
15. Стратегия развития успеха в бизнесе: Учебное пособие / Состав. Отварухина Н.С., Федорова Ю.А., Чернова Т.В., Гордеева Т.В. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. - 104 с.
16. Уткин Э.А., Бизнес планирование. Курс лекций - М:Экмос, 2003 г.
17. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 426 с.
|