ПЛАН
1. Сущность финансовых результатов деятельности компании: прибыль и доход компании 2
2. Управление формированием операционной прибыли 9
3. Практическое задание 16
Библиографический список 35
1. Сущность финансовых результатов деятельности компании: прибыль и доход компании
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.
Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.
Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.
Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и другие.
Величина прибыли зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального.
Прибыль как результат, финансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий (фирм) перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активность и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы. [7]
В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.
Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.
Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна при соответствующих условиях сегодняшнего дня маркетинговым исследованиям рынка. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства, от величины и структуры издержек производства.
В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Прибыль многозначная экономическая категория. От глубины ее
познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов
хозяйствования. Являясь источником производственного и социального
развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
Вследствие вышепёречисленного «анализ» прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научнотехническому и социальноэкономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.
Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции.
Вопервых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Вовторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении ( предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научнотехнического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научнотехническому развитию. Помимо этого, прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т. е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
Втретьих, прибыль является одним из источников формирования
бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и
наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей,
обеспечения выполнения государством своих функций, государственных
инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в
формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом,
банками, другими предприятиями и организациями. [5]
Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Для более глубокого анализа прибыли целесообразно использовать данные бухгалтерского учета, информацию, которая помещается в первичных документах о финансовых результатах деятельности предприятия.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.
2. Управление формированием операционной прибыли
Операционная прибыль - разность между валовой прибылью и операционными затратами. Прибыль хозяйствующего субъекта в результате основной экономической деятельности. Представляет собой остаток при вычитании из торговой прибыли операционных накладных расходов (рента, амортизационные отчисления за здания и оборудование, расходы на ГСМ и иные текущие расходы). Операционная прибыль - финансовый результат от всех видов деятельности до уплаты налога на прибыль и процентов по заемным средствам. Та операционная прибыль, при которой экономическая рентабельность активов будет полностью использоваться только в погашение процентов по заемным средствам, называется критической операционной прибылью.
На операционную прибыль оказывают влияние следующие укрупненные факторы: объем реализованной продукции, ее себестоимость, оптовые цены, структурные и ассортиментные сдвиги. Каждый из названных факторов тоже находится под воздействием целой группы первичных факторов. Например, в себестоимость включаются затраты на оплату труда, материальные затраты, суммы начисленной амортизации, отчисления на социальные нужды и прочие.
Большую роль в управлении операционной прибыли занимает система "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" (CVP) или анализ безубыточности. Данный метод управленческих расчетов называют еще маржинальным анализом или содействия доходу.
Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы "затраты-объем производства-прибыль").
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной - объема выпуска;
переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Основные этапы анализа:
Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
Расчет величины исследуемых показателей.
Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
Одним из самых простых и эффективных методов анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ "издержки - объем - прибыль", который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
Анализ "издержки - объем - прибыль" служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:
I этап
Сколько наличного капитала требуется предприятию?
Каким образом можно мобилизовать эти средства?
До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?
II этап
Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?
До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?
Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
Какого продукта производить больше: А или Б?
Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?
III этап
Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?
IV этап
Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия?
Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?
Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
Операционный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности - это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.
Идеальные условия для бизнеса - сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.
Операционный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?
В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа - изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.
Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.
Необходимая часть маржинального анализа - рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.
3. Практическое задание
Проблемы оценки рисков предприятия являются актуальными, особенно в сложившихся условиях финансово-экономического кризиса. Задачи идентификации и анализа рисков являются трудно формализуемыми и требуют для своего решения использования нечетко-логических моделей.
В процессе управления финансовым риском особый интерес представляет механизм его оценки, по которому он рассчитывается. Оценка риска – это определение количественным способом величины (степени) риска. Ее реализация требует разработки теоретически обоснованной системы показателей, определенным образом взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
Проведенные исследования экономической литературы показали, что показатели финансового риска можно разделить на единичные и обобщающие. Первые – отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов отдельного вида финансового риска, вторые – применяются для обобщенной характеристики совокупности финансовых последствий на уровне сложных экономических явлений. Следует отметить, что аналитические показатели финансовой рискованности также можно разделить на абсолютные, которые выражаются в денежных измерителях и относительные – в процентах или долях единицы, коэффициентах и т.п., показывающих соотношение каких-либо двух абсолютных величин и позволяющих переходить от первоначально разнообразных единиц измерения каждого показателя к единому формализованному виду.
Цель анализа – проведение оценки риска предприятия.
Для проведения анализа компании по критерию риска использовалась отчетность за 2008–2009 гг. на основании «Бухгалтерского баланса» (форма № 1) и «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2). Результаты анализа сгруппированы в таблицы.
Итак, начнем с платежеспособности (ликвидности).
Платежеспособность предприятия характеризует его способность своевременно рассчитываться по своим финансовым обязательствам за счет достаточного наличия готовых средств платежа и других ликвидных активов.
Оценка риска потери платежеспособности непосредственно связана с анализом ликвидности активов и баланса в целом.
Проведем анализ ликвидности баланса по данным бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2009 г.
Показатели по итогам 2007 года:
- Текущая ликвидность (А1+А2-П1-П2): на начало года: - 5618604, на конец года: - 9354024
- Перспективная ликвидность (А3-П3): на начало года: -1677753, на конец года: -620493
- Чистый оборотный капитал (А1+А2+А3-П1-П2): на начало года: -833725, на конец года: -1043500
На начало и конец 2008 года недостаточно денежных средств для погашения всей задолженности. Показатели текущей ликвидности отрицательны, наблюдается отрицательная динамика к концу года. Значение перспективной ликвидности отражает возможность восстановления ликвидности в перспективе. Здесь наблюдается положительная динамика. Динамика чистого оборотного капитала имеет отрицательную тенденцию. Компания, попадает в зону катастрофического риска.
Таблица3.1— Анализ ликвидности баланса 2008 г.
Актив Абсолютные
величины Удельный вес (%) Пассив Абсолютные
величины Удельный вес (%) Платежный излишек (+) или
недостаток (–)
начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Наиболее ликвидные активы А1 (ДС + ФВкр) 506774 3797997 2,22 10,32 Наиболее срочные обязательства П1 (кредиторская задолженность) 8596981 19220114 37,65 52,22 -8090207 -14835977
Быстрореализуемые активы А2 (дебиторская задолженность) 6496957 8824338 28,45 23,97 Краткосрочные пассивы П2 (краткосрочные кредиты и займы) 4488722 3219613 19,66 8,75 2123406 5375689
Медленно реализуемые активы А3 (запасы и затраты) 4784879 6462632 20,95 17,56 Долгосрочные пассивы П3 (долгосрочные кредиты и займы) 8310524 8931017 36,39 24,26 -3640816 -3359040
Труднореализуемые активы А4 (внеоборотные активы) 11047393 17721698 48,38 48,15 Постоянные пассивы П4 (реальный собственный капитал) 1439776 5435921 6,30 14,77 9607617 12819328
Баланс 22836003 36806665 100 100 Баланс 22836003 36806665 100 100 0 0
Проведем анализ ликвидности баланса в 2009 году.
Таблица 3.2 — Анализ ликвидности баланса 2009 г.
Актив Абсолютные
величины Удельный вес (%) Пассив Абсолютные величины Удельный вес (%) Платежный
излишек (+) или
недостаток (–)
начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Наиболее ликвидные активы А1 (ДС + ФВкр) 3797997 5711251 10,61 16,54 Наиболее срочные обязательства П1 (кредиторская задолженность) 18215760 4927476 50,88 14,27 -13831623 783775
Быстрореализуемые активы А2 (дебиторская задолженность) 7819984 5722552 21,84 16,57 Краткосрочные пассивы П2 (краткосрочные кредиты и займы) 3219613 312209 8,99 0,90 4371335 5720440
Медленно реализуемые активы А3 (запасы и затраты)
6462632 6139874 18,05 17,78 Долгосрочные пассивы П3 (долгосрочные кредиты и займы) 8931017 12737352 24,95 36,88 -3359040 -9429136
Труднореализуемые активы А4 (внеоборотные активы) 17721698 16960841 49,50 49,11 Постоянные пассивы П4 (реальный собственный капитал) 5435921 16557481 15,18 47,94 12819328 2924921
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Баланс 35802311 34534518 100,00 100,00 Баланс 35802311 34534518 100,00 100,00 0 0
Показатели по итогам 2009 года:
Текущая ликвидность (А1+А2-П1-П2): на начало года: 184178, на конец года: 16195688;
Перспективная ликвидность (А3-П3): на начало года: -3359040, на конец года: -9429136;
Чистый оборотный капитал (А1+А2+А3-П1-П2): на начало года: -12819308, на конец года: -2924921.
На начало и конец 2009 года денежных средств для погашения всей задолженности достаточно. Показатели текущей ликвидности положительные, наблюдается положительная динамика к концу года. Значение перспективной ликвидности отражает возможность восстановления ликвидности в перспективе. Здесь наблюдается положительная динамика. Динамика чистого оборотного капитала также имеет положительную тенденцию. Несмотря на отрицательные значения, компании удалось увеличить долю чистого оборотного капитала к концу года -это свидетельствует о том, что с ростом его величины риск ликвидности уменьшился. Это свидетельствует о существенно улучшившейся обеспеченности предприятия денежными средствами в конце года в сравнении с началом года. Более детальным является анализ коэффициентов платежеспособности, посредством которых определяется степень и качество покрытия краткосрочных долговых обязательств ликвидными активами. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, когда оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.
Различные показатели платежеспособности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния организации при разных методах учета ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации.
По типу состояния ликвидности баланса по итогам 2008–2009 гг. предприятие попало в зону допустимого риска: текущие платежи и поступления характеризуют состояние нормальной ликвидности баланса. В данном состоянии у предприятия существуют сложности оплаты обязательств на временном интервале до трех месяцев из-за недостаточного поступления средств. В этом случае в качестве резерва могут использоваться активы группы А2, но для превращения их в денежные средства требуется дополнительное время. Группа активов А2 по степени риска ликвидности относится к группе малого риска, но при этом не исключены возможность потери их стоимости, нарушения контрактов и другие негативные последствия. Труднореализуемые активы группы А4 составляют 49 % в структуре активов. Они попадают в категорию высокого риска по степени их ликвидности, что может ограничивать платежеспособность предприятия и возможность получения долгосрочных кредитов и инвестиций.
За период 2008-2009 гг., несмотря на увеличение труднореализуемых активов, и пассивов, предприятию также удалось увеличить долю наиболее ликвидных активов. Доля быстрореализуемых активов уменьшилась еще на 7% . Причиной снижения стало уменьшение суммы быстрореализуемых активов на 35% ( 310 тыс.руб.) и рост общей величины оборотных средств. В целом можно сделать вывод о незначительном снижении в 2009 году ликвидности оборотных средств из-за уменьшения быстрореализуемых активов, нивелировавшего рост наиболее ликвидных активов, а также из-за достаточно динамичного роста наиболее ликвидных активов.
Одной из характеристик финансовой устойчивости является степень покрытия запасов и затрат определенными источниками финансирования. Фактор риска характеризует несоответствие между требуемой величиной оборотных активов и возможностями собственных и заемных средств по их формированию - таблица 3.3.
Таблица 3.3 — Расчет покрытия запасов и затрат с помощью определенных источников финансирования
Показатель 31.12.2008 31.12.2009
1 2 3
Запасы и затраты 4572394 2992270
Собственные оборотные средства (СОС) -12789328 -2924921
Собственные и долгосрочные заемные источники -3529589 10122807
Общая величина основных источников -668698 11351793
А) Излишек (+) или недостаток (–) собственных оборотных средств -17361722 -5917191
Б) Излишек (+) или недостаток (–) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат -8101983 7130537
В) Излишек (+) или недостаток (–) общей величины основных источников формирования запасов и затрат -5241092 8359523
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации, S S=0;0;0 S=0;1;1
На основе проведенных расчетов можно сделать следующий вывод. На конец исследуемого периода запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств краткосрочных кредитов и займов. На основе показателей таблицы, можно сделать вывод о том, что по типу финансового состояния предприятие можно отнести к нормально независимому.
2008 г. характеризовался финансовой неустойчивостью и соответствовал зоне катастрофического риска. Также, это было сопряжено с нарушением платежеспособности. К концу 2009 года ситуация улучшилась. Предприятию удалось увеличить долю запасов и затрат на 65%, затраты собственных оборотных средств на 77%, собственных и долгосрочных заемных источников на 134%, общей величины основных источников на 105%.
Резкое увеличение отдельных показателей, представим на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 — Динамика источников финансирования
Далее проведем оценку рисков ликвидности с помощью относительных показателей. В соответствии с рассчитанными показателями ликвидности баланса с точки зрения оценки риска можно сказать, что общий показатель ликвидности (L1 = 1,09) на конец исследуемого периода укладывается в рекомендуемые значения, и по сравнению с 2008 годом увеличился на 0,6 пункта, коэффициент абсолютной ликвидности (L2) имеет положительную динамику. Увеличение данного показателя, увеличивает гарантию погашения долгов. Предприятие - платежеспособное, так как умеет сбалансировать и синхронизировать отток денежных средств по объемам и срокам. Улучшает общую картину платежеспособности и тот факт, что у предприятия отсутствуют просроченные обязательства. Коэффициент критической оценки (L3 = 2,31) показывает, что организация в состоянии покрыть свои обязательства, вследствие чего риск невыполнения обязательств перед кредитными организациями — в зоне допустимого риска. Коэффициент текущей ликвидности (L4 = 3,05) позволяет установить, что сумма оборотных активов превышает сумму краткосрочных обязательств. Организация располагает достаточным объемом свободных денежных средств и с позиции интересов собственников по прогнозируемому уровню платежеспособности находится в зоне допустимого риска.
Таблица 3.4 – Показатели ликвидности баланса 2008-2009 гг.
Показатель 2008 г. 2009г. Изменения
(+, –) 07–08 Рекомендуемые
значения
1 2 3 4 5
Общий показатель ликвидности (L1) 0,43 1,09 0,66 L1 > 1
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) 0,2 1,15 0,98 L2 > 0,15–0,7
Коэффициент «критической оценки» (L3) 0,57 2,31 1,74 L3 ≥ 1,5 — оптимально; L3 = 0,7–0,8 — нормально
Коэффициент текущей ликвидности (L4) 0,84 3,05 2,21 L4 > 2,0
Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5) -1,68 0,35 2,37 Уменьшение показателя в динамике — положительный факт
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L6) -0,69 -0,73 -6,8 L6 > 0,1
Далее проведем анализ и финансовой устойчивости с помощью относительных показателей - таблица 3.5.
С точки зрения оценки риска можно сказать следующее:
Выполнение рекомендуемых требований к значению показателя капитализации (U2) обеспечивает для поставщиков и кредитных учреждений нахождение оценки риска последствий взаимодействия в зоне допустимых значений.
Несмотря на отрицательную динамику коэффициента капитализации (U2), значение 2,09 соответствует рекомендуемым значениям, соотношение заемных и собственных средств удовлетворительно.
Невыполнение нормативных требований к показателю U3 является для учредителей сигналом о допустимой величине риска потери финансовой независимости.
Значения коэффициентов финансовой независимости (U1) и финансовой устойчивости (U4) отражают нормальное финансовое состояние.
Таблица 3.5 Анализ и финансовой устойчивости 2008-2009 гг.
Показатель 2008 г. 2009 г. Изменения
(+, –)
07–08 Рекомендуемые значения
1 2 3 4 5
1. Коэффициент финансовой независимости (автономии) (U1) 0,06 0,15 0,09 ≥ 0,1–0,6
2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэффициент капитализации) (U2) 14,86 2,09 -12,77 ≤ 1,5
3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (U3) -0,81 -0,73 0,08 нижняя граница
- 0,7 , ≥ 0,5
4. Коэффициент финансовой устойчивости (U4) 0,43 0,41 0,02 ≥ 0,3
Содержанием модели комплексной балльной оценки риска финансовой несостоятельности предприятия является классификация финансового состояния предприятия и на этой основе — оценка возможных негативных последствий рисковой ситуации в зависимости от значений факторов-признаков и рейтингового числа - таблица 3.6.
Сделаем выводы: В 2008 году ОАО «НК - ТЕХНИКА» можно отнести к 1-му классу (10-0 баллов) – это организации с кризисным финансовым состоянием. Однако, положительная история взаимоотношений с кредиторами, деловая активность и кредитоспособность ОАО «НК - ТЕХНИКА» позволили своевременно и в необходимом объеме привлечь заемные средства для финансирования своей деятельности.
В 2009 году ОАО «НК - ТЕХНИКА» по набранным баллам можно отнести к 3-му классу (66-37 баллов). По данным на конец 2009 года у предприятия среднее финансовое состояние. При анализе баланса обнаруживается слабость отдельных финансовых показателей. Платежеспособность находится на границе допустимого уровня, финансовую устойчивость можно оценить как среднюю. При взаимоотношениях с анализируемой организацией угроза потери средств отсутствует. Предприятие характеризуется допустимой степенью риска. Результаты проведенного исследования по критерию риска на конец исследуемого периода представлены в таблице 3.7.
Таблица 3.6 - Оценка возможных негативных последствий рисковой ситуации в зависимости от значений факторов-признаков и рейтингового числа
Показатель финансового состояния 2008 г. 2009 г.
Факт. значение
коэффициента Количество баллов Факт. значение
коэффициента Количество баллов
1 2 3 4 5
L2 0,2 4 1,15 20
L3 0,57 0 2,31 18
L4 0,84 0 3,05 16,5
U1 0,06 0 0,15 0
U3 -0,81 0 -0,73 0
U4 0,43 0 0,41 0
Итого 4 54,5
Таблица 3.7 — Распределение вида рисков по уровню риска
Вид риска Расчетная модель Уровень риска
1 2 3
Риск потери платежеспособности Абсолютные показатели ликвидности баланса Зона допустимого риска
Относительные показатели платежеспособности Зона допустимого риска
Риск потери финансовой устойчивости Абсолютные показатели Зона допустимого риска
Относительные показатели структуры капитала По коэффициентам обеспеченности собственными средствами и финансовой устойчивости — допустимый риск
Комплексная оценка риска финансового состояния Относительные показатели платежеспособности и структуры капитала Зона допустимого риска
В целом же баланс нельзя назвать абсолютно ликвидным. С одной стороны, в данном случае это не кажется абсолютно отрицательным – все же организация нормально выполняет свои функции, имеет вполне адекватную структуру активов и пассивов. С другой же, ей можно порекомендовать мероприятия, которые направлены на приведение структуры активов и пассивов к абсолютно ликвидному виду – это позволит обезопасить ее от неожиданностей, например, в виде требования банка погасить краткосрочный кредит.
Размещение средств предприятия имеет большое значение. От того, какие средства вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и сфере обращения, в денежной и материальной форме, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, указывающей на наличие или отсутствие рисков финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе, структуре и дать им оценку.
Проведем анализ активов баланса. Данные представим в таблице 3.8.
Таблица 3.8 — Анализ активов баланса
Показатели 2008 год 2009 год
1 2 3
Активы
На начало года 22836003 35802311
На конец года 36806665 34534518
Стоимость активов, средняя 29821334 35168414
Внеоборотные активы
На начало года 11047393 18225248
На конец года 18225248 19482402
Стоимость внеоборотных активов, средняя 14636320,5 18853825
Оборотные активы
На начало года 11788610 17547062
На конец года 18551416 15052116
Стоимость оборотных активов, средняя 15170013 16299589
Динамику активов, и валюты баланса представим на рисунке 3.2.
Анализ динамики валюты баланса показывает, что увеличение стоимости активов однозначно свидетельствует об увеличении предприятием хозяйственного оборота в 2008-2009 гг.
Рисунок 3.2 — Динамика активов и валюты баланса
Внеоборотные активы предприятия – это основные средства (здания, сооружения, оборудование), их стоимость, за период 2008-2009 гг. возросла на 6,4%. Это вполне согласуется с основной деятельностью предприятия.
В 2008 году доля основных средств в составе внеоборотных активов составляла - 82%, а в 2009 году – 94%.
На основании данных таблицы 3.8 видно, что доля оборотных активов за период 2008-2009 год снизилась на 18%, это свидетельствует о формировании более мобильной структуры активов, способствующих ускорению оборачиваемости.
Далее, проведем анализ активов по степени риска.
В целях анализа активы организации заносятся в таблицу и распределяются по степени риска от минимальной до высокой.
Оценка динамики изменения активов предприятия по степени риска в 2008 году приведены в таблице 3.9.
Проанализируем динамику изменения активов предприятия по степени риска в 2008 году на основе рисунка 3.3.
Таблица 3.9 — Динамика изменения активов предприятия по степени риска в 2008 году
Степень
риска
активов Наименование активов
Из формы №1 Группы активов в общем объеме Отклонение
(+, -)
На начало года На конец года
Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8
Минимальная Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (в ценные бумаги) 506774 2,22 803994 10,32 3291223 23,56
Малая Дебит. задолженность, реальная к взысканию, произв. запасы (исключая залежалые), готовая продукция и товары (пользующиеся спросом), товары отгруженные, долгосрочные финн. вложения, займы и депозитные вклады
8711321 38,15 14741766 35,99 4534119 32,45
Средняя Затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты, НДС по приобр. ценностям, прочие обязательные активы, долгосрочные фин. Вложения
2588846 11,34 2045039 5,56 -543807 -3,89
Высокая Дебит. задолженность, сомнит. к получению, готовая продукция и товары, не польз. спросом, залежалые товары и неликвиды, немат. активы, основные средства, незав. строительство, доходные вложения в материальные ценности, прочие внеоборотные активы.
11029062 48,30 17718189 48,14 6689127 47,88
100 100 100
Рисунок 3.3 – Динамика изменения активов предприятия по степени риска в 2008 году
Из рисунка видно, что возрастание доли активов со средней и высокой степенью риска к концу 2008 года возрастает, это означает рост ликвидности активов организации, и свидетельствует о возрастании финансовой неустойчивости предприятия к концу года.
Рассмотрим динамику изменения активов предприятия по степени риска в 2009 году, данные представим в таблице 3.10.
Активы со средней степенью риска вложения капитала представлены маленькими показателями, в частности, на начало периода это - 5%, в конце - 3%. Падение в данном случае можно назвать положительной тенденцией, так как это может свидетельствовать о том, что улучшилась ситуация с погашением долгосрочной дебиторской задолженности или с уменьшением расходов будущих периодов.
Количество активов с высокой степенью риска, которое довольно высоко в начале периода 49%, к концу периода уменьшается до 48%. Это хорошая тенденция, которая свидетельствует о том, что предприятие увеличивает оборачиваемость этих активов, улучшает ситуацию с их реализацией.
Таблица 3.10 - Динамика изменения активов предприятия по степени риска в 2009 году
Степень
риска
активов Наименование
активов
из формы №1 Группы активов
в общем объеме Отклонение
(+, -)
На начало года На конец года
Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8
Минимальная Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (в ценные бумаги) 3797997 10,61 5711251 16,54 1913254 -150,91
Малая Дебиторская задолженность, реальная к взысканию, производственные запасы (исключая залежалые), готовая продукция и товары (пользующиеся спросом), товары отгруженные, долгосрочные финансовые вложения, займы и депозитные вклады 12437971 34,19 10558180 30,57 -1682906 132,74
Средняя Затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты, НДС по приобретенным ценностям, прочие обязательные активы, долгосрочные финансовые вложения 2045039 5,71 1344078 4 -700961 55,29
Высокая Дебиторская задолженность, сомнительная к получению, готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом, залежалые товары и неликвиды, нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, прочие внеоборотные активы. 17718189 49,49 16921009 48,89 -797180 62,88
100,00 100,00 100
Представим данные таблицы на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Динамика изменения активов предприятия по степени риска в 2009 году
Если обобщить анализ оборотных активов предприятия по степени риска вложений капитала, то можно сказать, что основная масса оборотных активов предприятия имеет невысокий риск вложений, а ситуация с реализацией активов с высокой степенью риска вложений капитала улучшается.
Библиографический список
1. Арутюнов Ю.А. Финансовое управление компанией: Учебное пособие. – Хабаровск: ХГАЭП, 2000. – 92с.
2. Вяткин В.и др. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации: Учебник. – М., Екатеринбург: Издательский дом"Ява", 1998. – 256 с.
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 528 с.
4. Балабанов В.С.и др. Рынок ценных бумаг: Коммерческая азбука. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 128 с.
5. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 79 с.
6. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 240 с.
7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – 384 с.
8. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.
9. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд.; доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
10. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – М: Финансы и статистика, 1994.
11. Буянов В.П. Рискология. Управление рисками. – М.: Экзамен, 2002. – 384 с.
12. Гарнаев А. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. – 336 с.
13. Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. – М: Филинъ, 1998. – 208 с.
14. Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами. Модуль 14. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 240 с.
15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с.
|