Вариант 5
ПЛАН
1. Сущность, цель и задачи финансового управления компанией. Принципы и функции финансового управления компанией 2
2. Механизм и методы управления финансовой деятельностью компании 6
3. Практическое задание 19
Библиографический список 30
1. Сущность, цель и задачи финансового управления компанией. Принципы и функции финансового управления компанией
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.
Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.
Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.
Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.
Общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта - получению прибыли. Ведь любые экономические отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде - это разница между выручкой и себестоимостью.
Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.
Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела (сектор) внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.
Финансовая дирекция и ее подразделения выполняют следующие основные функции: обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений.
Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство Российской Федерации в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики хозяйствующего субъекта, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Особо важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, так как последний является конкретным отчетным документом, характеризующим использование финансовых средств хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной), анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.
2. Механизм и методы управления финансовой деятельностью компании
Финансы - не только экономическая категория.
Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизма - действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Целью финансового менеджмента является управление движением финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью разных приемов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся: системы расчетов и их формы; кредитование и его формы; депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом); операции с валютой; страхование (включая хеджирование); залоговые операции; трансферт; трастовые операции; текущая аренда; лизинг; селенг; инжиниринг; транстинг; фрэнчайзинг; эккаутинг.
Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основные назначения расчетов заключаются в обслуживании денежного оборота (платежного оборота). Расчеты бывают двух видов: наличные и безналичные. Платежный оборот между хозяйствующими субъектами в подавляющей своей массе производится безналично. Все расчеты между хозяйствующими субъектами на сумму свыше 10000 руб. должны производиться только в безналичном порядке.
Основными формами расчетов являются следующие.
По наличным расчетам: налично-денежные расчеты рублями (российской валютой), расчеты с помощью кредитных карточек и дебитных карточек.
По безналичным расчетам: платежное поручение, платежное требование-поручение, инкассо, документарный аккредитив, расчеты чеками.
Кредитная карточка - платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Кредитные карточки активно используются в США и странах Западной Европы. Они представляют собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему номера или шифра, содержат образец его подписи и указание срока действия. Приобретая товар или желая получить наличные деньги, держатель карточки предъявляет ее компьютерному устройству магазина или банка, давая центральному компьютеру банка команду о немедленной оплате. Кредитные карточки применяются также и в Российской Федерации для обслуживания как иностранных граждан, так и российских.
Дебитная карточки имеет магнитную полоску, на которой закодирован счет владельца карточки в банке. Банк выдает дебитную карточку только при депонировании средств на счете владельца. Дебитная карточка в отличие от кредитной не позволяет оплачивать покупки при отсутствии денег на счете покупателя.
Платежное поручение представляет собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта.
Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленного по договору товара. Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает данный документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной им суммы на расчетный счет продавца.
Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товары (выполненные работы, оказанные услуги) и зачисляет зги средства на его счет в банке.
Упрощенно инкассо можно определить как поручение продавца (кредитора) своему банку получить от покупателя (плательщика) непосредственно или через другой банк определенную денежную сумму или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.
Обычно применяется документарное инкассо, т.е. поручение продавца банку получить от покупателя платеж против товарных документов с последующим перечислением сумм платежа. При документарном инкассо движение финансовых документов сопровождается движением коммерческих документов (счета, транспортные и страховые документы и пр.). Документарное инкассо может быть также инкассо только коммерческих документов.
Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают в роли посредников и не несут никакой ответственности за неоплату или неакцепт документов. Недостатками инкассовой формы расчетов являются большая продолжительность по времени прохождения документов через банки, возможность отказа покупателя оплатить представленные документы. В настоящее время инкассо применяется только в международных расчетах.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или предоставить такие полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Аккредитив бывает денежный и документарный. Денежный аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок. Для расчетов применяется документарный аккредитив.
Аккредитивы бывают: отзывные, безотзывные; подтвержденные, неподтвержденные; переводные (трансферабельные); револьверные (возобновляемые); покрытые, непокрытые.
Отзывной аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, или в случае досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать продавцу только через банк-эмитент, который извещает банк продавца (исполняющий банк), а тот - продавца. Однако исполняющий банк обязан оплатить документами соответствующие условия аккредитива, выставленные продавцом и принятые банком продавца до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывной аккредитив представляет собой аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт. Продавец может досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
Подтвержденные аккредитивы - аккредитивы, получившие дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтвердивший аккредитив. принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платежи.
Неподтвержденный аккредитив — аккредитив, не имеющий указанной гарантии.
Переводной (транферабельный) аккредитив - это аккредитив, который может быть полностью или частично использован несколькими хозяйствующими субъектами (плательщиками).
Револьверный или возобновляемый аккредитив - аккредитив, используемый в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в контракте. Он открывается не на полную сумму платежа, а на ее часть и автоматически возобновляется по мере расчетов за очередную партию товаров.
Покрытые или депонированные аккредитивы - это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика-покупателя или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательства банка-эмитента.
Непокрытые аккредитивы - аккредитивы, не имеющие указанного выше покрытия денежных средств. При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать свою сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Расчеты чеками производятся с помощью расчетных, дорожных и других чеков. Расчетный чек - документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета (чекодателя) банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю (чекодателю). Чек должен иметь покрытие. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:
· средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
· средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чеков. В этом случае банк может гарантировать чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.
Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную карточку (чековую карточку). Чековая карточка выдается в одном экземпляре при выдаче клиенту чеков независимо от их количества и идентифицирует чекодателя по каждому выданному чеку.
В условиях инфляции клиентам и банкам из-за большой продолжительности срока платежа экономически невыгодно применять чеки для расчетов. Поэтому чеки функционируют в основном, когда покупатель и продавец являются клиентами одного банка или разных банков, расположенных в одном регионе (городе, области). Расчеты за покупку товаров и услуги иностранным гражданам на территории Российской Федерации могут производиться по дорожным чекам.
Формами валютных расчетов по экспортно-импортным операциям являются: банковский перевод, расчеты по инкассо, расчеты аккредитивами, расчеты по открытому счету, расчетными чеками.
Кредитование имеет две разновидности:
· кредитование деятельности хозяйствующего субъекта в форме прямой выдачи денежных ссуд (финансовый кредит);
· кредитование как разновидность расчетов, т. е. расчетов с рассрочкой платежей.
По сфере применения и видам заемщиков финансовый кредит бывает двух видов:
· межбанковский кредит, при котором заемщиком является банк;
· коммерческая ссуда, т. е. кредит для коммерческих целей, при котором заемщиком является предприятие, товарищество. акционерное общество и т. п.
Порядок кредитования, оформление и погашение кредитов регулируются кредитным договором. Для получения кредита заемщик подает в банк (т. е. кредитору) заявку и другие требуемые им документы. В заявке указываются цель получения кредита, сумма и срок, на который испрашивается кредит. Количество и виды других документов устанавливаются конкретным банком-кредитором. К ним обязательно относятся учредительные документы, карточка с образцами подписей и печати, баланс. Получив документы, банк-кредитор оценивает кредитоспособность и платежеспособность заемщика. Каждый банк-кредитор использует свою собственную методику оценки кредитоспособности заемщика, которая, как правило, составляет его коммерческую тайну. Затем заключает с заемщиком кредитное соглашение (кредитный договор). Кредитное соглашение содержит вид кредита, сумму и срок кредита, расчеты процентов и комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные с выдачей кредита, вид обеспечения кредита, форму передачи кредита заемщику.
Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Обеспечение кредита - это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты им причитающихся процентов. Обеспечение кредита предоставляется заемщиком при оформлении ссуды и находится в распоряжении кредитора (банка) полностью или частично до погашения кредита. Основными видами обеспечения кредита являются поручительство, гарантия, залог, страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и т. п.). Поручительство - это договор с односторонними обязательствами, посредством которого поручитель берет обязательство перед кредитором оплатить при необходимости задолженность заемщика. Договор поручительства является дополнением к кредитному соглашению. Гарантия — это обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного случая. Гарантия в отличие от поручительства не является актом, дополняющим кредитное соглашение. Она оформляется гарантийным письмом.
Кредиты банков могут выдаваться как в рублях, так и в валюте.
Формы предоставления кредита заемщику могут быть разными. Наиболее часто на практике встречаются следующие: срочная ссуда, контокоррентный кредит, онкольный кредит.
Срочная ссуда - это обычная форма кредита. Банк перечисляет на расчетный счет заемщика сумму кредита. По истечении срока кредит погашается (т. е. заемщик перечисляет со своего расчетного счета банку соответствующую сумму денег).
Контокоррентный кредит. В банке для заемщика открывается специальный ссудный счет - контокоррент. Контокоррент - единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентами. На контокорренте отражаются, с одной стороны, ссуды банка и все платежи со счета по поручению клиента, а с другой - средства, поступающие в банк от клиентов в виде выручки, вкладов, возврата ссуд и др. Контокоррент представляет собой сочетание ссудного счета с текущим и может иметь дебетовое и кредитовое сальдо. Контокоррентный кредит осуществляется следующим образом. В банке для заемщика открывается специальный ссудный счет (контокоррент), на который зачисляется выручка и с которого производится оплата поступивших расчетных документов: если средств хозяйствующего субъекта не хватает для расчетов по обязательствам, то банк кредитует его в пределах суммы, установленной кредитным соглашением. Сумма полученного кредита определяется как разница поступлений и платежей по этому счету. Расчеты по кредиту производятся в установленный кредитным соглашением период.
Онкольный кредит - краткосрочный кредит, который погашается по первому требованию. Выдается, как правило, под обеспечение ценными бумагами и товарами. Онкольный кредит осуществляется следующим образом. Банк открывает заемщику специальный текущий счет под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета хозяйствующего субъекта. Погашение кредита производится по первому требованию банка за счет средств, поступивших на счет заемщика или путем реализации залога. Онкольный кредит погашается заемщиком обычно с предупреждением за 2 - 7 дней. Процентная ставка по этому кредиту ниже, чем по срочным ссудам. С точки зрения срока возврата и качества обеспечения онкольный кредит считается наиболее ликвидной статьей актива банка после кассовой наличности.
Кредит под залог недвижимости называется ипотечным кредитом. В настоящее время ипотечный кредит выдается ипотечными банками. Ипотечный кредит берется для покрытия крупных капитальных затрат. Особо эффективно использовать его при кредитовании нового строительства. При этом объект строительства является предметом залога. Залог может оформляться поэтапно, по мере строительства объекта. Тогда соответственно по частям выделяется кредит. Например, предприниматель покупает землю, закладывает ее, на полученные деньги возводит фундамент здания. Фундамент опять закладывается, и полученные кредиты служат источником финансирования следующего этапа строительства. Ипотечный кредит берется и для приобретения недвижимости. В этом случае после оформления залогово-кредитных отношений продавец сразу получает от банка деньги, покупатель приобретает все права собственности на объект покупки, который одновременно заложен в банке. Заемщик возвращает кредит и выплачивает проценты в соответствии с кредитным соглашением.
Основными формами кредита как разновидности расчетов (расчетов с рассрочкой платежа) являются фирменный кредит, вексельный (учетный) кредит, факторинг.
Фирменный кредит - это традиционная форма кредитования, при которой поставщик (продавец) предоставляет кредит покупателю в форме отсрочки платежа. Разновидностью фирменного кредита является аванс покупателя, который выплачивается поставщику (продавцу) после подписания договора (контракта).
Вексельный (учетный) кредит. Банк предоставляет вексельный (учетный) кредит векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Владелец векселя получает от банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетной ставки, комиссионных платежей и других расходов. Стороны могут продлить срок оплаты, т. е. совершить пролонгацию векселя. Пролонгация бывает прямая, простая и косвенная. При прямой пролонгации векселя делается соответствующая запись на векселе, удостоверенная подписями сторон. При простой пролонгации такая запись не делается. При косвенной пролонгации составляется новый вексель, а старый изымается из обращения.
Закрытие учетного кредита производится на основании извещений банка об оплате векселя. Учетная ставка по векселю представляет собой процентную ставку, применяемую для расчета величины учетного процента. Учетный процент - это плата, взимаемая за авансирование денег при учете векселя (или иных ценных бумаг, купонов, облигаций, долговых обязательств) банком. Учет векселя - это покупка векселя до наступления срока оплаты по нему. Учетный процент представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной банку при его покупке.
При расчетах по экспортно-импортным операциям применяются такие формы кредита, как форфетирование, кредит по открытому счету, овердрафт.
Форфетирование представляет собой форму кредитования экспорта банком или финансовой компанией путем покупки ими без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям. Форфетирование применяется при поставках машин, оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа (до 7 лет).
Кредит по открытому счету. Сущность кредитов (или расчетов) по открытому счету заключается в том, что продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. В обусловленные контрактом сроки покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Овердрафт - это форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх остатка средств на его счете. В результате такой операции образуется отрицательный баланс, т.е. дебетовое сальдо - задолженность клиента банку. Банк и клиент заключают между собой соглашение, в котором устанавливаются максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения его, размер процента за кредит.
Депозит представляет собой вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Депозиты бывают двух видов: до востребования и срочные. Срочные депозиты - это вклады, вносимые на заранее установленный срок (от одного месяца и более) под определенный процент. Хранение средств на депозитных счетах осуществляется на основе договора, заключенного между банком и вкладчиком. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты. Применяются два варианта начисления процентов. По первому варианту размер процента принимается на договорной основе между банком и вкладчиком, по второму принимается ставка, базирующаяся на ставках на соответствующий период, действующих на дату принятия средств на межбанковском рынке. Российский предприниматель может также помещать свои вклады в инвесторов с помощью денежных аукционов или вкладывать свой капитал в иностранную экономику.
Аукционы по размещению денежных средств и вкладов проводятся Московской центральной фондовой биржей (МЦФБ), межбанковским объединением «Оргбанк» и др.
Одним из способов накопления денежных сбережений, т. е. аккумуляции капитала, является тезаврация драгоценных металлов и прежде всего золота и серебра. Тезаврация золота - это накопление золота частными владельцами в виде сокровища или страховых фондов. Золото в частном владении накапливается в двух основных формах: в виде золотых монет и в виде брусков (слитков). Слитки золота хранятся в основном в банках. Эти накопления банков не трансформируются в ссудный капитал, а представляют собой денежный капитал в чистом виде без перспективы быть отданным в ссуду. Неустойчивость валюты (в том числе и доллары США) и инфляция побуждает предпринимателей и граждан создавать из золота своеобразный страховой фонд на случай роста цен, колебания валютных курсов и т. п.
3. Практическое задание
Открытое акционерное общество «Шарлотт» создано 29 июня 2004.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица от 25.04.2004 г. № 461 в едином реестре юридических и индивидуальных предпринимателей за № 600013186.
Уставный фонд предприятия определен в размере 1 343,5 тыс. долл. США (по состоянию на 01.01.2010).
Юридический адрес: г. Биробиджан, ул. Пушкина , 8б.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
производство муки;
производство круп;
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях;
производство пищевых концентратов;
оптовая торговля;
хранение, складирование;
организация перевозок грузов;
предоставление услуг столовыми на предприятии и другие виды деятельности согласно Уставу Общества.
Управление в Обществе осуществляет: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция и директор. Компетенции органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определены главами Устава Общества.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества на основании сочетания интересов трудового коллектива и собственников имущества.
Органами управления Обществом являются:
Общее собрание акционеров;
Наблюдательный совет;
Дирекция.
Собрание акционеров является высшим органом управления Обществом.
Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров.
Дирекция является исполнительным органом Общества, подотчетна по всем вопросам своей деятельности Собранию акционеров и Наблюдательному совету и действует в пределах полномочий, определенных Уставом, решениями Собраний акционеров и Наблюдательного совета.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет директор.
Директор имеет право принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы Общества, нанимает и увольняет работников и представляет Общество в отношениях с государственными органами РФ и других государств.
Организационная структура предприятия имеет четко выраженное линейное управление с функциональными службами, обслуживающими и влияющими на работу производственных цехов и участков. Экономическая, сбытовая, снабженческая, ремонтные и технологическая службы централизованы. Во главе каждого функционального подразделения стоит руководитель, который полностью отвечает за все стороны его работы.
Структура определяет иерархию подчиненности, исключает дублирование управленческих функций и промежуточные звенья управления.
Возглавляет иерархию директор ОАО «Шарлотт». В непосредственном подчинении директора находятся четыре его заместителя. Кроме того, директору подчинены главный инженер, начальник бюро и главный бухгалтер.
Заместитель директора по маркетингу:
В подчинении заместителя директора по маркетингу находятся отделы:
отдел маркетинга и рекламы;
отдел сырья и сбыта готовой продукции;
склад мешкотары;
бюро материально-технического снабжения;
материальный склад.
Заместителем директора по качеству является начальник производственно-технологической лаборатории, в подчинении которого находятся:
производственно-технологическая лаборатория;
бюро менеджмента качества.
Зам. директора по качеству также курирует работу мельницы трёхсортного помола пшеницы, участок расфасовки муки, мельницу двухсортного помола ржи и крупоцех.
Заместитель директора по экономике и финансам осуществляет управление отделами:
бюро АСУП;
главный экономист;
планово-экономический отдел;
юридический отдел;
бюро кадров;
бухгалтерия.
Зам. директора по финансовым вопросам контролирует работу отдела бухгалтерии.
Заместитель директора
В подчинении замдиректора находятся:
главный специалист по социальному развитию.
Главный инженер ОАО «Шарлотт»
У главного инженера есть два заместителя.
Первому заместителю подчиняются главный механик, бюро по охране труда, пожарной безопасности и промбезопасности, производственно-техническое бюро, бюро капитального строительства и текущего ремонта и ремонтно-строительный участок.
Кроме того, в непосредственном подчинении у главного инженера находятся главный технолог и главный энергетик.
Главный бухгалтер осуществляет управление двумя заместителями и отделом бухгалтерии.
Основной производственной единицей является цех основного производства.
На ОАО «Шарлотт» заместитель директора по экономике и финансам организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и получения максимальной прибыли, помогает ему в ряде вопросов отдел бухгалтерии.
Заместитель директора по экономике и финансам подчиняется директору предприятия и курирует отдел бухгалтерии только по отдельным финансовым вопросам.
Отдел бухгалтерии непосредственно подчиняется директору Общества.
Руководство деятельностью бухгалтерии осуществляет главный бухгалтер, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом директора Общества.
Обязанности заместителя директора по экономике и финансам:
Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Непосредственно ведет переговоры с коммерческими банками, иными кредитными учреждениями и другими внешними организациями.
Координирует работы по проведению анализа финансово-экономического состояния предприятия.
Осуществляет управление активами предприятия.
Определяет дивидендную, инвестиционную и налоговую политику предприятия.
Обеспечивает ведение учета, движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации; контролирует правильность составления и оформления отчетной документации.
Несет ответственность по финансовым вопросам наравне с руководителем предприятия и имеет право второй подписи.
Заместитель директора по экономике и финансам имеет право:
представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с кредитными учреждениями, страховыми и инвестиционными компаниями, налоговыми органами, другими органами и организациями по финансовым вопросам.
устанавливать служебные обязанности для подчиненных работников.
запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
визировать все документы, связанные с финансово-экономической деятельностью предприятия (планы, прогнозные балансы, отчеты, пр.).
Заместитель директора по экономике и финансам несёт ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Республика Берарусь.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского и налогового учета хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за сохранностью собственности и экономичным расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов Общества и контролирует работу всех работников бухгалтерии.
Штатный состав и численность бухгалтерии изменяется и утверждается приказом директора Общества с учетом объема работы и выполняемых функций по представлению главного бухгалтера и по согласованию с заместителем директора по экономике и финансам по отдельным направлениям выполняемой работы бухгалтерии, планово – экономического отдела, бюро кадров, юридического бюро по направлениям деятельности указанных подразделений.
Штатный состав бухгалтерии осуществляет работу по следующим основным направлениям:
по расчетам за товарно-материальные ценности, основные средства и нематериальные активы;
по расчетам с персоналом по оплате труда;
по расчетам за зерно в порядке завоза, по услугам железной дороги;
по оперативному учету движения тары, готовой продукции и зерна;
по реализации и отгрузке готовой продукции, расчетам за отгруженную продукцию;
по учет затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов по сбыту готовой продукции;
налоговый учет, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
по расчетам с подотчетными лицами;
ведение формы № 36 «Количественно-качественный учет хлебопродуктов».
Бухгалтерия имеет право:
Требовать от работников всех структурных подразделений Общества и от отдельных специалистов правильного оформления и своевременного представления документов, а также приказов, постановлений, распоряжений, договоров, смет, нормативов и других материалов, необходимых для бухгалтерского учета и контроля.
Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, инвентаря, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения директора Общества и согласования с юридическим бюро.
Представительствовать от имени Общества во взаимоотношениях с банками, кредитными организациями, налоговыми, финансовыми органами и иными организациями по вопросам организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности Общества.
Ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных настоящим положением на бухгалтерию задач и функций в соответствии с действующим законодательством, полноту и правильность использования предоставленных прав несет главный бухгалтер.
Главный бухгалтер несет персональную ответственность за:
Нарушение действующего законодательства, правил, положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность, наравне с директором Общества.
Ненадлежащую организацию, неправильное и несвоевременное ведение бухгалтерского и налогового учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажение бухгалтерской отчетности.
Стимулирование сотрудников бухгалтерии основывается на Положении о премировании и других документах предприятия и представляет собой денежную премию за выполненный объем работ в составлении такой документации, как например, годовой бухгалтерский баланс.
Анализ содержательной стороны работы указанных служб показывает ряд недостатков:
Работа сотрудников бухгалтерии и заместителя директора по финансовым вопросам сводится преимущественно к учёту финансовых потоков, а не к их оптимизации. Не проводится должный анализ рассчитанных показателей, необходимый для оценки реального финансового состояния предприятия.
В аналитической сфере не рассчитывается ряд показателей, без которых невозможно грамотно оценить результаты финансовой деятельности предприятия.
Низкий уровень образования в области использования современных технологий, методов анализа и оценки касается не только отдела бухгалтерии.
Данная тенденция присутствует в любом подразделении. Сотрудники не используют в полной мере потенциал производства и вверенных им «инструментов».
Проанализировав организационную структуру функциональных подразделений, ответственных за финансовую деятельность предприятия, и их взаимодействие, можно судить о проблеме чёткого разграничения функций главного бухгалтера и заместителя директора по экономике и финансам.
Заместитель директора по финансовым вопросам имеет большой спектр обязанностей, которые сложно выполнять своевременно без ущерба для хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Не уделяется внимание системы управления финансовыми рисками на предприятии, не проводятся расчёты и прогнозы по вероятности реализации данных рисков.
Общие выводы по анализу технико – экономических показателей и финансовому положению ОАО «Шарлотт»:
1) ОАО «Шарлотт» повышает с каждым годом объёмы производства и реализации продукции. Наблюдается превышение объёма реализованной продукции над объёмами произведенной продукции, что свидетельствует о наличии готовой продукции, хранящейся на складах предприятия, которая постепенно продаётся.
В течение 2007-2009 гг. снизился уровень экспорта продукции. Это объясняется высоким уровнем урожая зерновых в странах потенциального экспорта и отличный, от РФ, механизм формирования закупочных цен на зерно.
Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Шарлотт»каждый год обновляется, вводятся новые виды продукции. Так, в течение трёх лет он увеличился на 15 позиций.
2) На ОАО «Шарлотт» наблюдается негативный момент – динамика роста себестоимости продукции с увеличением объёмов производства. Предприятие занимается выпуском материалоёмкой продукции, что влечёт за собой высокий удельный вес материальных затрат в структуре себестоимости продукции, более 80 %.
3) Прибыль предприятия увеличивается в основном за счёт изменения структуры реализованной продукции, увеличения цены и роста объёмов производства продукции.
Вследствие увеличения прибыли от реализованной продукции рентабельность реализованной продукции за три исследуемых года значительно возросла, что говорит об эффективной хозяйственной деятельности предприятия.
4) Списочная численность промышленно-производственного персонала с 2007 по 2009 гг. возросла в связи с увеличением объёмов производства, увеличивается число работников с высшим образованием, что благоприятно сказывается на работе предприятия. Преобладают работники в возрасте 30 – 49 лет со стажем работы 10-20 лет, что также положительно воздействует на работу подразделений.
5) Стоимость имущества предприятия повысилась за анализируемые года за счёт увеличения собственного капитала, а также сокращения размеров заёмных средств. Однако, следует отметить значительное преобладание заёмных средств над собственными. Этот момент, с одной стороны, несёт с собой отрицательное значение. Означает, что у предприятия не хватает собственных средств для осуществления своей деятельности. С другой стороны, положительный момент в большом размере заёмных средств объясняется готовностью кредиторов доверить ОАО «Шарлотт» денежные средства, которые предприятие обязуется вернуть в будущем, так как предприятие постоянно улучшает показатели финансовой деятельности. Однако, необходимо уделять огромное внимание наращению процента собственного капитала для стабильной работы предприятия.
6) ОАО «Шарлотт» имеет неустойчивое финансовое положение. Предприятие не всегда способно погашать свои задолженности перед кредиторами в срок. Это обусловлено тем, что на предприятии увеличился процент заёмных средств, которые направляются на реконструкцию и техническое перевооружение производства, внедрение новой автоматизированной линии для производства макаронных изделий.
На протяжении 2007-2009 гг. на предприятии наблюдалось несущественное снижение деловой активности. Руководству предприятия следует более внимательно следить за вложением собственных средств в источники доходов.
Таким образом, на ОАО «Шарлотт» наблюдается финансовая неустойчивость, которая объясняется преобладанием заёмных средств над собственными средствами в имуществе предприятия, при этом предприятие имеет прибыль и рентабельность, которые увеличиваются с каждым годом. Это свидетельствует о платежеспособности предприятия и является гарантом в отношениях с кредиторами.
На финансовое положение предприятия огромное влияние оказывает система управления финансами. Неустойчивое финансовое положение объясняется также непродуктивной работой системы управления финансами. Проблема управления финансами на ОАО «Шарлотт» состоит в том, что не осуществляется должный финансовый анализ рассчитываемых показателей, не всегда точно и правильно определяются резервы увеличения доходов и прибыли. На отрицательных результатах работы финансовой службы сказывается отсутствие оптимизации финансовых потоков, отсутствие чётких разграничений в функциях главного бухгалтера и заместителя директора по экономике и финансам, система управления финансовыми рисками на предприятии развита слишком слабо.
Следовательно, существует необходимость в разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование финансового положения предприятия и систему управления финансами в целом.
Библиографический список
1. Арутюнов Ю.А. Финансовое управление компанией: Учебное пособие. – Хабаровск: ХГАЭП, 2000. – 92с.
2. Вяткин В.и др. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации: Учебник. – М., Екатеринбург: Издательский дом"Ява", 1998. – 256 с.
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 528 с.
4. Балабанов В.С.и др. Рынок ценных бумаг: Коммерческая азбука. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 128 с.
5. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 79 с.
6. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 240 с.
7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – 384 с.
8. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.
9. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд.; доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
10. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – М: Финансы и статистика, 1994.
11. Буянов В.П. Рискология. Управление рисками. – М.: Экзамен, 2002. – 384 с.
12. Гарнаев А. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. – 336 с.
13. Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. – М: Филинъ, 1998. – 208 с.
14. Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами. Модуль 14. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 240 с.
15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 768 с.
16. Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 114 с.
17. Ковалев В.В. Управление финансами. – М: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 160 с.
18. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 1999. – 112 с.
19. Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд.; испр. и доп. – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 144 с.
20. Малыхин В.И. Финансовая математика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 247 с.
21. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие. – 3 изд; перераб.и доп. – М.: ФБК-Пресс, 2002. – 224 с.
22. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.
23. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг: Курс лекций . – М.: Финансы и статистика, 1998. – 360 с.
24. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2000.
25. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 352 с.
26. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента . – М.: Ось-89, 2001. – 128 с.
27. Стоянова Е. Финансовый менеджмент: Российская практика: Учебник. – М.: Перспектива, 1994. – 194 с.
28. Финансовое управление компанией. – М.: Правовая культура, 1996. – 384 с.
29. Финансовый бизнес-план: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с.
30. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы, 1997. – 518 с.
31. Финансовый менеджмент: Практикум. –М.: ЮНИТИ, 2000. – 269 с.
32. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с.
33. Финансовый учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 640 с.
|