Суббота, 23.11.2024, 17:02
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Экономические » Микроэкономика

Экономика предприятия (Курсовая - Внутрифирменное планирование ООО "ДВ-Донатор")
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Общая концепция планирования 4
1.1 Сущность  планирования деятельности предприятия 4
1.2 Методы и технология планирования 6
2. Типы внутрифирменного планирования 12
3. Система планов 16
4. Оперативное и текущее планирование 18
5. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ООО ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «ДВ-ДОНАТОР» 21
5.1. Характеристика ООО «ДВ-Донатор» 21
   5.2 Оценка планирования и организации торговой деятельности 24
5.3 Развитие системы планирования на предприятии 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Главной целью современного этапа преобразований, в государственном управлении является создание благоприятных условий для эффективной деятельности бюджетных учреждений.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают предприятия, а с другой — требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги", с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т.д. 
В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию. 
Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия.
Планирование является важным моментом в деятельности предприятий.
Целью работы является раскрытие вопросов внутрифирменного планирования деятельности фирмы. 
В курсовой работе мы поставили следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы планирования и организации работы организаций;
- провести анализ организации планирования торговой деятельности предприятия;
- наметить пути совершенствования планирования деятельности предприятия.
Хронологические рамки исследования определяются периодом 2004 –2009 гг.
Предметом исследования деятельность предприятий: ее организация, планирование и анализ.
Объектом  исследования является ООО «ДВ-Донатор», занимающаяся розничной торговлей на рынке г. Биробиджана.
Проблемы планирования деятельности всегда привлекали внимание исследователей различного профиля. Интерес представляют научные труды Михайлова А.Н., Соломатина А.Н., Астафьева М.М. и других отечественных и зарубежных авторов.
 
1. Общая концепция планирования
 
   1.1 Сущность  планирования деятельности предприятия
Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.
Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
Планирование является основой эффективной деятельности предприятий, оно выполняет следующие функции:
- ориентирует руководителей на перспективное мышление;
- способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;
- устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;
- позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с поставленными целями;
- делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации;
- выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
- наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности;
- позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что рождает дух сотрудничества и повышает эффективность трудового процесса.
Переход предприятий к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере планирования. Во-первых, реформы перенесли центр тяжести планирования с общегосударственного, глобального и отраслевого уровней на уровень основного хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия.
При этом на государственном уровне происходит переход к индивидуальному планированию, представляющему собой ориентирующий, координирующий и информационный подход к разработке планов. Индивидуальное планирование в условиях рыночной экономики имеет целью достижение оптимального взаимодействия и сочетания интересов самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования. Такая форма планирования основывается на разработке специальных индикаторов (показателей) социально-экономического развития и предполагает осуществление процессов прогнозирования, регулирования и координации деятельности хозяйственных субъектов и государства на основе взаимного экономического интереса. 
Во-вторых, главным в планировании является не директивность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Практика показала, что кроме самого предприятия (в лице отдельных служб) никто не сможет достичь высокой эффективности в планировании, поскольку предприятие не только участвует в формировании планов, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития. 
В-третьих, в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции основное внимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития.
Следует заметить, что рост и развитие предприятий — это не однозначные понятия. Рост масштабов деятельности может происходить с развитием или при его отсутствии. Рост — это увеличение количественных объемов деятельности предприятия (повышение товарооборота, расширение торговой площади, открытие новых мест реализации и т.п.).
До недавнего времени основным в деятельности предприятия считался рост его показателей. Однако многие, особенно мелкие, предприятия торговли и общественного питания, рассчитанные на определенный контингент потребителей, имеют достаточно ограниченные возможности роста в отличие от немногочисленных крупных фирм, которые могут планировать увеличение своей доли на рынке, открывать новые предприятия, перепрофилировать действующие и т.п.
Большинство предприятий, не располагая возможностями в области роста, в целях повышения конкурентоспособности при планировании своей деятельности основное внимание должны уделять вопросам развития, которые связаны, прежде всего, с качеством работы предприятия. Развитие — это постоянный процесс повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, улучшения использования имущественного и трудового потенциала предприятия, совершенствования форм и методов продажи товаров, повышения уровня обслуживания покупателей и т.п. Именно эти вопросы должны находить всестороннее отражение в текущих и перспективных планах предприятия.
1.2 Методы и технология планирования
 
Рассматривая вопросы планирования на уровне предприятия, необходимо различать понятия методологии и технологии планирования.
Под методологией планирования понимается система требований к формированию планов, которая включает методы разработки плановых показателей и внутреннюю логику построения планов.
Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов с целью обеспечения их взаимосвязи и преемственности.
Технологический процесс разработки планов должен осуществляться в соответствии с такими требованиями, как координация, интеграция, непрерывность и научность плановых расчетов.
Координация означает, что нельзя эффективно планировать деятельность ни одного подразделения предприятия в отрыве от остальных структурных единиц данного уровня.
Суть координации заключается в том, что она ориентирует на комплексное решение проблем, возникающих на горизонтальном уровне данного субъекта хозяйствования.
Интеграция предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления хозяйственной деятельностью. Это означает, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь эффективно, как планирование во взаимосвязи на всех уровнях.
Непрерывность в планировании обеспечивается системой органичного сочетания перспективных (стратегических), текущих и оперативных планов предприятия.
Научность в планировании означает комплексное использование при разработке планов маркетинговых исследований, результатов изучения конъюнктуры спроса, анализа и учета условий деятельности конкурентов, современных способов обработки информации на базе вычислительной техники, экономико-математических моделей и методов системного анализа, а также других достижений экономической науки.
Любой план находит свое непосредственное выражение через совокупность определенных показателей. Система показателей, используемых в планово-аналитической работе предприятий, представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических и информационных параметров, а также их необходимые расчеты. Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги, предусмотренные на плановый период в развитии предприятия.
Планово-аналитические показатели предприятия должны не только соответствовать общим требованиям, но и в полной мере отражать отраслевую специфику, которая проявляется при систематизации показателей и подразделений их на такие группы, как количественные и качественные, абсолютные и относительные, натуральные и стоимостные.
По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Количественные показатели, характеризующие общий объем и масштабы коммерческой деятельности, включают две подгруппы:
1) параметры, дающие представление об экономическом потенциале предприятия (объем товарооборота, число занятых работников, величина основного и оборотного капитала, занимаемая торговая и складская площадь и др.);
2) показатели, характеризующие различные стороны хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, объем доходов и затрат, расходы по заработной плате, направления использования средств и др.).
Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Группа качественных показателей включает три подгруппы:
1) показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др.);
2) показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость;
3) показатели конкурентоспособности предприятия, которые могут включать самые различные критерии (доля предприятия на рынке, качество товаров, имидж предприятия, степень развития рекламы, сбытовые возможности и др.).
Наиболее важные параметры деятельности предприятий устанавливаются в стоимостных показателях, т.е. в денежном выражении: розничный товарооборот, оборот по продукции собственного производства на предприятиях общественного питания, доходы, издержки, прибыль, товарные запасы, финансовые показатели.
Все показатели, применяемые на уровне предприятия, образуют единую систему, которая отражает неразрывную совокупность взаимосвязанных и соподчиненных хозяйственных процессов по реализации товаров и предоставлению услуг. Эту взаимосвязь необходимо учитывать в планировании, так как она соответствует объективной основе формирования плановых показателей и определяет последовательность их расчета. Например, чтобы обосновать плановый объем товарооборота, надо знать предстоящие условия деятельности, обеспеченность предприятия трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, условия его товароснабжения и т.п. В свою очередь, величину доходов и издержек обращения можно прогнозировать только в соответствии с заданным объемом товарооборота, а планирование прибыли предполагает предварительный расчет всех основных параметров, характеризующих хозяиственную деятельность предприятия.
В процессе разработки планов предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.
При планировании деятельности предприятий торговли применяют следующие основные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический.
Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.
Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде. 
Использование этого метода требует большого опыта и развитой интуиции у работников экономических служб, а также знания условий работы торговых предприятий, понимания сущности экономических процессов и перспектив их развития на уровне хозяйствующих субъектов.
Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. Балансовые расчеты должны быть произведены таким образом, чтобы использование или распределение ресурсов не превышало их реального объема.
Отличительной особенностью большинства экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты целесообразно производить с помощью экономико-математических методов, из которых наиболее широкое применение в торговле нашли стохастические (корреляционные) модели. Сущность корреляционных экономико-математических моделей состоит в нахождении количественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующем экстраполировании этих зависимостей на определенный плановый период. Экономическая политика предприятия представляет собой определение общей стратегии его развития и выработку на ее основе тактики торгового-хозяйственной деятельности, которая с учетом потенциальных возможностей предприятия позволяет достичь поставленных целей в соответствии с правовыми, экономическими, социальными, экологическими и другими стандартами, установленными в обществе в виде законов, законодательных норм и правил.
 
 
 
 
5. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ООО ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «ДВ-ДОНАТОР»
 
5.1. Характеристика ООО «ДВ-Донатор»
 
Общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Донатор" является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Сроки деятельности Общества не ограниченны. 
Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. 
Место нахождения Общества: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Советская, 124.
 Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также:
- содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в промышленных товарах и товарах народного потребления;
- изучение и удовлетворение спроса населения в товарах и услугах, обеспечение его произведениями литературы, искусства и науки;
- осуществление координационной работы по издательской деятельности.    
Предметом деятельности Общества являются:
- производство и реализация продукции пищевой промышленности;
- организация торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли, в том числе с организацией собственных торговых точек, специализированных  фирменных магазинов;
- оказание услуг в области маркетинга;
- осуществление операций на товарной бирже;
- организация гостиничного и бытового обслуживания, культурного досуга, пунктов общественного питания, спортивно-оздоровительных и других видов услуг;
- организация временных творческих коллективов для выполнения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;
- разработка компьютерных программ и программно-аппаратных комплексов;
- осуществление рекламной, издательской и полиграфической деятельности;
- проведение брокерских и лизинговых операций;
- осуществление консультационной деятельности;
- разработка, производство (доработка), реализация изделий промышленного назначения, а также товаров народного потребления и сувениров, переработка сельскохозяйственного сырья, отходов производства и бытовых отходов;
- производство и реализация продуктов питания;
- закупка, в том числе за наличный расчет у населения, заготовка, производство, хранение, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции;
Основным видом деятельности ООО «ДВ-Донатор» является  розничная торговля. Предприятие насчитывает в своем составе 2 магазина и 7 торговых точек, торговая  площадь которых составляет 1661,5 кв.метра. 
Организационная структура управления представлена на рисунке 5.1
 
 
Генеральный директор  
                                 
 
 
Финансовый директор   
    
Коммерческий директор  
                                          
             
 
Бухгалтерия   
Торговый отдел   
Магазины   
Склады  
 
                            Торговый отдел
 
 
Рис. 5.1 Организационная структура управления ООО «ДВ-Донатор»
 
В составе торгового отдела трудятся товароведы. 
Магазины укомплектованы продавцами, кассирами, операторами ЭВМ, техническим персоналом.
Общая численность персонала компании – 256 человек.
По товарной специализации предприятие можно отнести  к  смешанному типу, так как оно ведет торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице5.1.
Таблица 5.1.
Технико-экономические показатели деятельности за 2008 – 2009 гг 
 
Показатели 2008 
тыс. руб. 2009
тыс. руб. Отклонение   
тыс. руб. Темп роста, %   
Товарооборот 67173 105493 +38320 157,0   
Издержки обращения 61382 98153 +36771 159,9   
Прибыль 5791 7340 +1549 126,7   
Среднегодовая стоимость ОФ 2401 8232 +5831 342,8   
Рентабельность (%) 9,4 7,5 -1,9 79,8   
Среднегодовой остаток товаров 6175,5 10364,5 +4189 167,8   
Коэффициент оборачиваемости товаров
10,9
10,2
-0,7
93,6   
Фондоотдача 27,98 12,81 -15,17 45,8  
 
По данным таблицы 5.1. можно сделать вывод, что за анализируемый период на предприятии увеличилась сумма полученной прибыли, в то время как рентабельность продаж сократилась на 1,9 %. Это может быть следствием политики более низких цен с целью увеличения товарооборота. Рост товарооборота в сопоставимых ценах составил 157 %, а издержки обращения возросли в большей степени, на 159,9 %. Эффективность деятельности торгового предприятия снизилась:
- сократился уровень рентабельности на 20,5 %;
- оборачиваемость товаров снизилась на 6,4 %;
- сократился уровень фондоотдачи на 54,2 %.
 
5.2 Оценка планирования и организации торговой деятельности
 
Как отмечалось выше, в состав ООО Торговая компания «ДВ-Донатор» входят 9 магазинов самообслуживания. Общая численность персонала компании – 256 человек.
Для магазинов установлен режим работы с 9 до 22 часов без обеденного перерыва. Для обслуживающего персонала установлен график работы 2 дня рабочих – 2 дня выходных. Специалисты работают с 9 до 18 часов с перерывом на обед. Предприятие заключило договора с оптовыми компаниями города и торговыми представителями крупных производителей на поставку товаров. Доставка осуществляется транспортом поставщика, и развозка производится непосредственно в магазин, где имеются небольшие подсобные помещения.
Помимо этого, часть товаров собственным автотранспортом доставляется из Хабаровска, Находки, Благовещенска. Для этого предприятие имеет два собственных склада, общей площадью 160 квадратных метров. Большая доля  товаров приобретается у распространителей, что является экономически невыгодным, так как цены распространителей выше. 
Что касается планирования, то на предприятии торговли полностью отсутствует такая служба. Функции маркетинга и планирования полностью возложены на товароведов и заведующих магазинов. Заведующие осуществляют контроль за реализацией товаров, сроками годности, остатками товаров в магазине и необходимостью их завоза.
Рассмотрим эффективность планирования в данный период. Необходимо рассмотреть финансовое положение.
Проанализируем наличие и обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, т.е. оборотными средствами, сформированными за счет собственных источников.
 
                                                                                                            Таблица 5.2.
Данные для анализа обеспеченности собственными оборотными средствами, тыс.руб
 
Статьи баланса 2008 год 2009 год Отклонение   
Уставный капитал
Прибыль 
Итого собственных средств 8
4877
 
4885 8
11586
 
11594
+6709
 
+6709   
Нематериальные активы
Основные средства
Незавершенное строительство
Итого внеоборотные активы 23
3352
 
5104
 
8479 60
13111
 
 
 
13171 +37
+9759
 
-5104
 
+4692   
Собственные оборотные средства
-3594
-1577
+2017  
 
Увеличение собственного оборотного капитала на 2017 тыс. рублей говорит об укреплении финансовой устойчивости предприятия. Но величина собственных оборотных средств остается отрицательной. Это говорит о том, что оборотные средства предприятия полностью сформированы за счет заемных источников, и за счет них же предприятие расширило свою торговую сеть.
По данным баланса рассчитаем следующие коэффициенты:
1) коэффициент обеспеченности оборотными средствами (стр.490 – стр. 210)
               на начало года   4885 – 6099 = - 1214
               на конец года     11594 – 14630 =  -3036
следовательно, на начало и конец года коэффициент обеспеченности оборотными средствами равен 0.
2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр.490 – стр. 210 – стр. 190)
                на начало года   4885 – 6099 – 8479 = - 9693
               на конец года      11594 – 14630 – 13171 = - 16207
следовательно, на начало и конец  года коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равен 0.
3) коэффициент общей величины основных источников обеспеченности (стр.490 + стр. 610 – стр. 210)
               на начало года   4885 + 9656 – 6099 = +8442
               на конец года     11594 + 11311 – 14630 = +8275
следовательно, и на начало года и на конец коэффициент общей величины основных источников обеспеченности равен 1.
Проанализировав данные коэффициенты, финансовое положение предприятия на конец года можно охарактеризовать как неустойчивое. Причиной такого положения является то, что в момент расширения все предприятия живут в долг.
Предприятие занимается розничной торговлей, осуществляя торговлю товарами за наличный расчет, поэтому у предприятия нет дебиторов.
Проанализируем динамику кредиторской задолженности  ООО «ДВ-Донатор».
                                                                                                    Таблица 5.3
Анализ кредиторской задолженности
 
Показатели На начало года На конец года Изменения   
Средняя величина кредиторской задолженности
3034
7113
4079   
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз
22,14
16,61
-5,53   
Период погашения кредиторской задолженности
16,26
21,67
5,41   
Доля кредиторской задолженности в общем, объеме текущим пассивов, %
23,9
38,6
+14,7  
 
За отчетный период произошло увеличение кредиторской задолженности на 4079 тыс. рублей. Соответственно, снизилась оборачиваемость кредиторской задолженности, и увеличился период ее оборота на 5,41 дня. Данный факт отрицательно характеризует финансовую устойчивость предприятия. Данная ситуация стала возможной в результате расширения торговой деятельности предприятия без необходимой поддержки собственными средствами.
Оценим платежеспособность ООО Торговая компания «ДВ-Донатор».                                                                                                                                                                                                 
                                                                                                  Таблица 5.4.
 
Показатели На начало года На конец года   
Денежные средства:   724 136   
Предстоящие платежи:
за товары (работы, услуги)
по оплате труда
по  социальному страхованию
по расчетам с бюджетом 3034
2964
70 7113
6859
-117
 
371  
 
Кпл = 724 / 3034  = 0,24 < 1 на начало года;
Кпл = 136 / 7113 = 0,02 < 1 на конец года.
Следовательно, предприятие, как на начало, так и на конец года является неплатежеспособным. На начало года недостаток платежных средств составляет 2310 т.р. (3034 - 724), на конец года этот недостаток увеличился  и составляет 6977 т.р. (7113 - 136)
Характеризуя финансовую устойчивость в общих чертах, можно сделать вывод, что ООО Торговая компания «ДВ-Донатор» является финансово–зависимым предприятием. Расширение торговой сети привело торговое предприятие к кризисному состоянию. 
В данной ситуации предприятию просто необходимо увеличить товарооборот, причем необходимо добиться реализации товаров при максимальной наценке, дающих наибольшую величину прибыли.
Проведенный анализ планирования торговой деятельности ООО Торговая компания «ДВ-Донатор» позволяет сделать следующие выводы:
- рынок розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами г. Биробиджана является высоко конкурентным. Доля предприятия в структуре товарооборота города Биробиджана составляет 8,95 %;
- анализируемое торговое предприятие является финансово-зависимым, сформировавшим свой оборотный капитал и значительную часть внеоборотного за счет заемных источников;
- предприятие является неплатежеспособным (на начало 2009 года недостаток платежных средств составляет 2310 т.р., на конец года этот недостаток увеличился  и составляет 6977 т.р.);
-  принято считать финансово независимой фирму с удельным весом собственного капитала в общей его величине в размере от 30% (критическая точка) до 70%. На конец 2009 года собственникам принадлежат 38,6 % стоимости имущества предприятия, что выше критической точки.
Таким образом, необходимо совершенствовать планирование деятельности фирмы.
Направлениями планирования должны служить оптимизация ассортимента. Он должен быть одновременно широким и рентабельным. Для этого должны быть выполнены следующие условия:
- ассортимент должен быть направлен на спрос, т.е. необходимо определить целевой рынок;
- предприятие должно оптимизировать управление запасами.
Основные мероприятия по совершенствованию деятельности торгового предприятия можно разделить на мероприятия планирования и мероприятия организации. К мероприятиям по совершенствованию планирования относятся:
- учитывать спрос и потребности  населения;
- обновить и расширить ассортимент товаров;
- увеличение товарных запасов, соответствие их торговым мощностям.
К мероприятиям по совершенствованию организации относятся:
- организация логистической системы;
- организация управления товарными запасами;
- оптимизация процесса продажи товаров.
 
5.3 Развитие системы планирования на предприятии
 
Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия. 
Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения. 
Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. 
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
Ассортиментная политика торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. 
В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.
В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники розничной торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов.
В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому торговые работники должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считаем возможным использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.
Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%.
В качестве критериев оценки можно выбрать прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения, валовую маржу.
АВС-анализ проводится на основе статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов. Следует отметить, что АВС-анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально.
При разделении всех товарных групп, подгрупп, видов товаров по методу АВС-анализа составляются таблицы, характеризующие степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы товаров в результат деятельности (критерий).
Проведение подобного анализа позволит оптимизировать ассортимент предприятия и, соответственно, получить максимум прибыли. 
Выгодная закупка товаров, к примеру, сама по себе не означает еще высокой рентабельности. Поэтому важно обеспечить правильную сбытовую политику непосредственно в магазине, т. е. разместить товар так, чтобы он принес больше прибыли. Все товары условно делятся на три группы высокого, среднего и низкого уровня рентабельности. Рациональное размещение товаров с учетом вышесказанного позволяет максимизировать прибыль и минимизировать затраты.
Увеличению прибыли предприятия будет способствовать рост продажи товаров, обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации.
В свою очередь такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений. 
В частности, новых покупателей можно привлечь более совершенной, чем у других предприятий, выкладкой товаров, хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией предприятия, дополнительными торговыми услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, широкий выбор товаров и т. п.), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек, системой скидок по дисконтным картам, проведением распродаж.
Для повышения финансовой устойчивости ООО ТК «ДВ-Донатор», т.е. увеличения доли собственного капитала и уменьшение доли заемных средств, предприятию необходимо снизить финансовую зависимость за счет роста рентабельного товарооборота. Для этого нужно сформировать оптимальный ассортимент товара для розничной торговли, опираясь на его максимальную рентабельность.
Поставленную задачу можно решить при помощи выполнения ряда условий: ориентация на потребительский спрос (оценка целевого рынка), планирование и организация мероприятий, при этом важной остается задача управления запасами торгового предприятия.
Методом АВС-анализа разобьем ассортимент по уровню (лучшей валовой моржи) на группы и для каждой дадим ориентиры ассортиментной политики на перспективу.
ВМ = ВД – Ип, где
ВМ – валовая моржа;
ВД – валовый доход;
Ип – переменные издержки.
ВД = Цп – Цз, где
Цп – цена продажи; 
Цз – цена закупки
Товарооборот в разрезе ассортимента выглядит следующим образом (табл.5.5)
                            Таблица 5.5
Величина товарооборота в разрезе ассортимента, тыс.рублей
 
Наименование изделий Объем продаж ООО «ДВ-Донатор»   
Мясо и птица 9714   
Колбасные изделия 7914   
Рыба и морепродукты 6754   
Масло животное 5634   
Масло растительное 5803   
Яйцо 5894   
Сахар 8974   
Кондитерские изделия 9141   
Мука, крупы 9875   
Хлебобулочные изделия 3587   
Алкогольные напитки 22174   
Фрукты и овощи 4521   
Табачные изделия 6916   
Итого   106901  
 
Валовой доход – это часть товарооборота, выражающийся торговой наценкой. Величину валового дохода представим в таблице 5.6.
    Таблица 5.6.
Уровень валового дохода в разрезе ассортимента, тыс.рублей
 
Наименование изделий Товарооборот Валовой доход     
Тыс.руб. %   
Мясо и птица 9714 1991,4 20,5   
Колбасные изделия 7914 1661,9 21   
Рыба и морепродукты 6754 1350,8 20   
Масло животное 5634 1070,5 19   
Масло растительное 5803 1218,6 21   
Яйцо 5894 1102,2 18,7   
Сахар 8974 1920,4 21,4   
Кондитерские изделия 9141 2193,8 24   
Мука, крупы 9875 1945,4 19,7   
Хлебобулочные изделия 3587 538,1 15   
Алкогольные напитки 22174 6341,8 28,6   
Фрукты и овощи 4521 777,6 17,2   
Табачные изделия 6916 1694,4 24,5   
Итого   106901 23806,9 22,3  
 
Таким образом, валовой доход  в 2009 году составил 23806,9 тысяч рублей 
при средней торговой наценке 22,3 %.
Далее определим валовую маржу в разрезе ассортиментных групп (табл. 5.7)
 
      Таблица 5.7
                                                  Уровень валовой маржи 
 
Наименование изделий Валовой доход Переменные затраты Валовая маржа   
Мясо и птица 1991,4 797 1194,4   
Колбасные изделия 1661,9 684 977,9   
Рыба и морепродукты 1350,8 708 642,8   
Масло животное 1070,5 698 372,5   
Масло растительное 1218,6 657 561,6   
Яйцо 1102,2 654 448,2   
Сахар 1920,4 747 1173,4   
Кондитерские изделия 2193,8 794 1399,8   
Мука, крупы 1945,4 801 1144,4   
Хлебобулочные изделия 538,1 497 41,1   
Алкогольные напитки 6341,8 778 5563,8   
Фрукты и овощи 777,6 604 173,6   
Табачные изделия 1694,4 802,5 891,9   
Итого   23806,9 9221,5 14585,4  
 
Далее  разделим   товарный   ассортимент  на три  группы в  зависимости  от 
величины валовой маржи.
  Таблица 5.8
Распределение ассортимента в зависимости от величины валовой маржи
 
Группа Валовая маржа Доля в общем значении   
Группа «А»
- алкогольные напитки
- кондитерские изделия
- мясо и птица
- сахар
- мука, крупы
     
      
       10475,8
 
 
 
        71,82 %   
 
            
Группа «В»
- колбасные изделия
- рыба и морепродукты
- табачные изделия
- масло растительное
- яйцо
 
 
        3522,4%
 
 
          24,18%   
Группа «С»
- масло животное
- хлебобулочные изделия
- фрукты и овощи
           587,2
       
            4%
 
 
Проведенная  группировка  позволяет   определить   наиболее  приоритетные 
товарные    группы с   точки   зрения  прибыли.  Увеличение    товарооборота 
товаров  группы  «А» позволит  максимально   увеличить  доходы  торгового 
предприятия,  так  как величина  постоянных  затрат  не изменится,  а товары 
данной  группы  имеют наибольшую  разницу  между  валовым  доходом   и 
величиной переменных затрат.
Для    прогнозирования  роста  товарооборота     необходимо    рассчитать
эластичность   спроса по  каждой товарной группе. Для этого воспользуемся                                                                                                                                                                                                
экспериментальными     данными     изменения   товарооборота   по   данным   
торгового   предприятия, зафиксированными в неделю сниженных цен.   При   
этом    воспользуемся     следующей формулой:
Эластичность спроса =  ∆Т/∆ Ц,
где ∆Т – изменение товарооборота в %; 
∆Ц - изменение цены в %.                
     Таблица 5.9
            Расчет эластичности спроса по различным товарным группам
 
Наименование изделий ∆Ц, % ∆Т Эластичность спроса   
  
Мясо и птица 5 7,1 1,42   
Колбасные изделия 5 6,5 1,3   
Рыба и морепродукты 5 8 1,6   
Масло животное 5 5,6 1,12   
Масло растительное 5 5,2 1,04   
Яйцо 5 6,4 1,28   
Сахар 5 6,7 1,34   
Кондитерские изделия 5 9,4 1,88   
Мука, крупы 5 9,8 1,96   
Хлебобулочные изделия 5 6,7 1,34   
Алкогольные напитки 5 9,7 1,94   
Фрукты и овощи 5 6,0 1,2   
Табачные изделия 5 8,4 1,68   
Итого   5 7,35 1,47  
 
Видно,  что спрос на  продукты  питания   является   очень   эластичным. Но можно заметить, что  наибольшей  эластичностью  спроса обладают  товары, отнесенные нами  к  группе «А».  Это  алкогольные  напитки,   кондитерские изделия,  мясо и птица,  сахар,  мука, крупы. 
Поэтому,  снизив  цены  на  данные  товары  можно  добиться  значительного 
увеличения валового дохода за счет экономии на постоянных издержках.
Вместе  с тем   предприятие  для получения   необходимой   суммы  прибыли 
Может   одновременно      проводить   мероприятия    по     увеличению   объема 
товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению 
издержек обращения, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант. 
Основными факторами, влияющими на высокий уровень эффективности деятельности компании «ДВ-Донатор» являются на наш взгляд, следующие: удачное сочетание новых методов торгового обслуживания с пропорционально сформированными торговым ассортиментом, правильная оценка состояния конъюнктуры потребительского рынка и ее прогнозирование, эффективное управление инвестиционными средствами, рациональное удачное размещение магазинов. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Итак, большинство предприятий, не располагая возможностями в области роста, в целях повышения конкурентоспособности при планировании своей деятельности основное внимание должны уделять вопросам развития, которые связаны, прежде всего, с качеством работы предприятия. 
Развитие — это постоянный процесс повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, улучшения использования имущественного и трудового потенциала предприятия, совершенствования форм и методов продажи товаров, повышения уровня торгового обслуживания покупателей и т.п. Именно эти вопросы должны находить всестороннее отражение в текущих и перспективных планах предприятия.
Проведенный анализ планирования деятельности ООО Торговая компания «ДВ-Донатор» позволяет сделать следующие выводы:
- рынок розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами г. Биробиджана является высоко конкурентным. Доля предприятия в структуре товарооборота города Биробиджана составляет 8,95 %;
- анализируемое торговое предприятие является финансово-зависимым, сформировавшим свой оборотный капитал и значительную часть внеоборотного за счет заемных источников;
- предприятие является неплатежеспособным (на начало 2009 года недостаток платежных средств составляет 2310 т.р., на конец года этот недостаток увеличился  и составляет 6977 т.р.);
-  принято считать финансово независимой фирму с удельным весом собственного капитала в общей его величине в размере от 30% (критическая точка) до 70%. На конец 2009 года собственникам принадлежат 38,6 % стоимости имущества предприятия, что выше критической точки;
- достигнут рост товарооборота, причем обусловленный не только инфляцией (при сравнении товарооборота в сопоставимых ценах выявлен его рост на 57,7 млн.рублей).
В результате анализа предприятию даны определенные рекомендации в области организации и планирования торговой деятельности:
- учитывать спрос и потребности  населения;
- обновить и расширить ассортимент товаров;
- организация логистической системы;
- оптимальная организация управления товарными запасами;
- оптимизация процесса продажи товаров.
- увеличение товарных запасов, соответствие их торговым мощностям.
Все предложенные мероприятия должны способствовать увеличению товарооборота, снижению издержек обращения и, как результату, увеличению прибыли торгового предприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 433 с.
2. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб.пос./ Алешина И.В. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 323 с.
3. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие/Андреева О.Д. - М.: Дело, 2007. – 445 с.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление/О.С.Ви­ханский. - М.: Гардарики, 2002.
5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 1998.
6. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. — М.: ИВЦ "Маркетинг". – М, 2002.
7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по спец. "Менеджмент". - М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.
8. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 2003.
9. Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник для ву­зов/Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. - СПб.: Лань, 2001.
10. Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесме­на/П.Г. Перерва. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
11. Самоукин А.И. Экономика и психология бизнеса: Учеб. пос. для экономич. и психологич. спец./А.И.Самоукин, Н.В.Самоукина. - М.: Дубна, Феникс, 2001.
12. Тихомиров Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынка. – М.:ИНФРА-М, 2003.
13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Иску­сство разработки и реализации стратегии: Учебник для высших уч. зав./Пер. с англ. Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
14. Управление предприятием и анализ его деятельности / Под ред. В.Н. Титаева. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 420 с. 
15. Феликс Г. Продажи. Базовый курс: Пер. с нем.Кн.8:Продажи по телефону и директ-маркетинг. Тренинг профессиональных продаж/Г.Феликс. - М.: АО "Интерэксперт", 2002.
16. Финансы и менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.А. Учебник – М: Перспектива, 2002  - 212 с.
17. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 2005. - 256 с.
18. Экономика предприятия:Уч. для студ. высших уч. зав./Под ред. В. Я.Горфинкеля, В.А.Швандара.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000.
 
Категория: Микроэкономика | Добавил: igete (09.07.2015)
Просмотров: 380 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Финансовый анализ [15]
Аудит [1]
Бухгалтерский учет [2]
Банковское дело [8]
Бюджет и бюджетная система [22]
Менеджмент [12]
Маркетинг [1]
Налоги и налогообложение [3]
Финансы [9]
Учет [3]
Статистика [0]
Экономическая теория [7]
Макроэкономика [3]
Микроэкономика [19]
Антикризисное управление [11]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz