План
1. Понятие и показатели финансовых результатов предпринимательской деятельности 2
2. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Способы обеспечения безубыточности. Методика расчета «точки безубыточности» 7
Задача 17
Библиографический список 19
1. Понятие и показатели финансовых результатов предпринимательской деятельности
В условиях рыночных отношений деятельность всех субъектов предпринимательства является результатом функционирования определенных экономических процессов, действие которых является объектом внимания экономистов.
Разнообразные стороны хозяйственной, и финансовой деятельности коммерческой предприятия, обретают оконченную состоятельную оценку в системе количественных показателей. Прибыль выступает как прирост стоимости, собственного капитала предприятия, сформировавшийся в течение ее хозяйственной деятельности.
Сущность прибыли, как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.
Результативность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. То есть, получение прибыли позволяет говорить о результативности предприятия и осуществления хозяйственной деятельности.
Прибыль как финансовый результат выступает в следующих основных видах: прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг), операционные доходы (расходы), внереализационные финансовые результаты, прибыль до налогообложения, чистая (нераспределенная) прибыль.
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности фирмы является прибыль до налогообложения.
Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала предприятия, образовавшийся в процессе ее хозяйственной деятельности за отчетный период.
Экономическую сущность финансовых результатов можно определить на основе абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям финансовых результатов относится прибыль.
Сущность прибыли, по мнению И.Т. Балабанова, как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.[4]
Такой подход позволяет разграничить понятия прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта. Он позволяет представлять не только объективные основы протекания процессов формирования прибыли, но и конкретную форму их предприятия. Появляется возможность не только определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования финансовых результатов, но и границы их управляемости, позволяет выделить среди них зависящие и независящие от хозяйствующего субъекта, производные и непроизводные и т.п. Из понимания финансовых результатов, как финансового явления, зависящего от хозяйственного механизма, следует, и практическая необходимость учитывать изменения сопоставимости финансовых результатов в Разнообразные периоды времени.
Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли как основного обобщающего показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности фирмы. По мнению А. Д. Шеремета, прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений создаваемых фирмыми любой формы собственности. [5]
В.В. Ковалев считает, что прибыль является показателем, который наиболее полно отражает результативность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. [5]
Прибыль - один из основных финансовых показателей оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование операций по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, повышение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей фирмы, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Финансовые результаты можно рассматривать с точки зрения бухгалтерского учета, как часть доходов (расходов).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы предприятия» ПБУ 9/99 и в соответствии со сложившейся международной практикой доходом признается повышение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).[6]
Доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы:
- доходы от обычных видов деятельности;
- операционные доходы;
- внереализационные доходы.
В отличие других доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы.
Подведя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что взгляды специалистов на проблему определения экономической сущности понятия финансового результата разнообразны. Следует помнить, что в современных условиях перехода России к рыночным отношениям проблема определения сущности различных показателей относящихся к финансовым результатам деятельности фирмы весьма актуальна. Ведь зачастую даже в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет и налогообложение, даются Разнообразные трактовки одного и того же понятия.
Результативность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность. То есть получение прибыли позволяет говорить об результативности предприятия и осуществления хозяйственной деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет в достаточной мере оценить насколько эффективно осуществляется деятельность фирмы. Для такой оценки служат относительные показатели рентабельности как отношения полученной прибыли к авансированным и затраченным на производстве продукции средствам. Они более, чем прибыль, окружают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными. Их используют для оценки деятельности фирмы и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства (т.е. рентабельность продаж, затрат или ресурсов, рентабельность отдельных видов продукции, окупаемость затрат);
б) показатели рентабельности имущества (т.е. активов в целом и его частям внеоборотных и оборотных активов),
в) показатели определяющие доходность капитала и его частей (рентабельность собственного капитала и его частей (рентабельность собственного капитала, акционерного капитала и т.д.).
Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности фирмы является прибыль до налогообложения. В соответствии с действующим законодательством о налоге на прибыль, прибыль до налогообложения включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества (включая земельные участки) предприятий; внереализационные доходы фирмы, уменьшенные на сумму внереализационных расходов.
Под формированием финансовых результатов понимается определенная последовательность (алгоритм, методика), конечной целью которой является определение значения показателя прибыли до налогообложения и ее производных.
Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы прибыли до налогообложения отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Рассмотрим подробно все составные части прибыли до налогообложения.
Прибыль (убыток) от продаж определяется как разница между выручкой от продаж продукции без НДС и акцизов и затратами на производство и продажу, включаемых в себестоимость продукции. Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности фирмы, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности фирмы, относящихся к продаже продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
Выручкой от продажи продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет фирмы за отгруженную покупателю продукцию. Своевременное поступление выручки - важный момент в хозяйственной деятельности фирмы. Во-первых, выручка от продажи продукции является для фирмы основным регулярным источником по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств фирмы заканчивается продажей произведенной продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.
Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость, если выручка равна себестоимости, то это значит, что предприятию всего лишь удалось покрыть свои затраты на производство и продажу продукции и прибыль отсутствует, если затраты на производство и продажу продукции превышают выручку, то предприятие получает прибыль.
Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассматривается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемых формами расчетов.
Прибыль (убыток) от реализации иного имущества фирмы - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности фирмы. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе фирмы.
2. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия. Способы обеспечения безубыточности. Методика расчета «точки безубыточности»
Формирование финансовых результатов является одной из составляющих экономического механизма, функционирующего в мире на определенном историческом этапе его развития. Этот механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общую систему формирования финансовых результатов их деятельности.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, структуры статей ее использования находится в компетенции фирмы.
Прибыль до налогообложения
НАЛОГИ И СБОРЫ
Прибыль в распоряжении фирмы
налог на имущество
налог на доход
ценных бумаг
налог на прибыль
прочие налоги и местные сборы
ОТЧИСЛЕНИЯ
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
фонд накопления
фонд потребления
резервный фонд
дивиденды
экономические санкции
проценты на кредит
прочие расходы покрываемые за счет прибыли
отчисления в благотворительные фонды
Общую схему распределения прибыли до налогообложения можно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Общая схема распределения прибыли до налогообложения.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
- величина прибыли фирмы, оставляемая в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
- прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.
Распределение чистой (нераспределенной) прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов фирмы для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
Прибыль после налогообложения
Отчисления
на благотворительные цели
Оплата штрафных санкций
Погашение целевого кредита
Формирование и использование резервного фонда
Фонды социального назначения
Фонды социального назначения
Фонды накопления
Фонд потребления
фонд накопления
образованный
фонд
накопления
использованный
фонд социальной сферы
фонд материального поощрения
Схема распределения чистой (нераспределенной) прибыли показана на рис. 2.
Рис. 2. Схема распределения чистой (нераспределенной) прибыли.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок представления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных операций, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда фирмы, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
В ходе анализа финансового состояния можно также определять запас финансовой устойчивости предприятия, под которым понимается тот объем реализации продукции, который обеспечивает предприятию определенную устойчивость финансового положения. Запас финансовой устойчивости предприятия равен разности между фактическим (или планируемым) объемом реализации и точкой (уровнем) окупаемости (безубыточности).
Под точкой окупаемости понимается объем реализации продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, то есть нет убытков, но нет и прибыли. Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости.
Для определения точки окупаемости алгебраическим способом в странах с развитой рыночной экономикой используется модель формирования финансового результата по методу, в основе которого лежит анализ соотношения "издержки - объем - прибыль". Анализ этого соотношения позволяет выявить причинно-следственные взаимосвязи важнейших показателей, характеризующих конечные результаты работы предприятия. В процессе анализа определяются:
- объем реализации (в натуральном и в стоимостном выражении), который обеспечивает предприятию полное возмещение затрат;
- объем реализации, который обеспечивает предприятию определенную величину прибыли;
- объем реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке.
Рассмотрим статическую постановку задачи. Пусть необходимо найти критический объем производства одного вида продукта при условии, что все необходимые для анализа количественные зависимости описываются линейными выражениями, то есть применяется линейная модель.
Для записи модели примем следующие обозначения:
Q - объем производства в натуральном или условно-натуральном измерении;
F - постоянные производственные затраты, затраты, не зависящие от объема выпуска;
с - пропорциональные затраты (в расчете на единицу продукции);
p - цена единицы продукции;
S - общая сумма затрат;
V - стоимость выпущенной продукции;
P - размер прибыли.
Переменные Q, F, S, V, P определяются в расчете на одинаковый интервал времени, обычно на один год.
Сначала найдем стоимость выпущенной продукции и соответствующую сумму затрат:
V = pQ; S = F + cq
В основе определения барьерной точки лежит равенство двух разнородных экономических показателей ("конкурирующих" функций) управляющего параметра.
В данной задаче необходимо найти критический объем выпуска продукции. Управляющим параметром является объем производства, "конкурирующими" функциями - доход (выручка) и затраты.
Барьерную точку получим на основе равенства стоимости выпущенной продукции и суммы затрат: V = S.
Обозначим барьерный объем производства через Qk. Объем производства представляет собой произведение цены изделия (p) на количество единиц реализованной продукции (Q). Общая сумма переменных издержек - это произведение переменных издержек единицы продукции (с) на количество реализованной продукции (Q). Тогда, используя предыдущие уравнения, получим:
pQk = cQk + F
Объем реализации (в натуральном значении), уравновешивающий выручку от реализации и издержек, то есть точка безубыточности (Qk), будет равен:
Qk = F/p - c
или Qk = F/m,
где m - предельная прибыль (маржинальный доход или вклад).
Маржинальный доход характеризует величину маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции. В финансовом менеджменте используют несколько иную интерпретацию маржинального дохода (вклада). Это количественная оценка вклада дополнительно выпущенной единицы продукции в величину общей маржинальной прибыли.
Таким образом, значение барьерной точки пропорционально постоянным затратам и обратно пропорционально разности цены и величины переменных затрат. При уменьшении этой разности величина барьерной точки ускоренно возрастает.
Экономический смысл критического объема производства заключается в том, что он показывает объем продукции в натуральном выражении, реализация которого обеспечит получение маржинальной прибыли, равной сумме условно-постоянных расходов.
С помощью приведенных формул можно найти критический объем продаж в стоимостном выражении. Для этого следует умножить правую и левую части формулы на цену единицы продукции. Формула для расчета критического объема реализации в стоимостном выражении будет иметь следующий вид:
Qk × p = F/(p - c)/p
или
Qkд = F/(p - c)/p,
где Qkд - критический объем реализации (производства) в стоимостном выражении.
Показатель (р - с)/р называется нормой маржинальной прибыли. Он показывает долю удельной маржинальной прибыли в цене единицы продукции. Рост нормы маржинальной прибыли приводит к снижению размера критического объема продаж.
Можно рассчитать сумму прибыли при превышении критического объема производства.
Прибыль по определению составит:
P = V – S = (p - c)Q – F
Графически задачу можно представить в следующем виде
Рис. 3. Графическое определение точки безубыточности
Решение находится в точке пересечения двух линий, одна из которых характеризует динамику затрат (S), другая - изменение дохода (V) по мере увеличения выпуска продукции. Объемы производства, которые меньше критического (Qk), приведут к убыткам. Превышение этого объема дает прибыль (линия P). Чем выше размер постоянных и переменных затрат, тем больше критический объем производства. Прибыль после уплаты налогов характеризуется пунктирной линией (М).
Например, ожидается, что р = 50, с = 30, F = 100. Находим
Qk = 100/(50 – 30) = 5,
P = (50 - 30)Q - 100.
Графическое решение (см. рис. 2.2.).
Рассмотренные формулы можно также использовать для расчета объема производства, необходимого для получения заданной суммы прибыли. Объем реализации (выпуска) в натуральных единицах, обеспечивающий необходимую сумму прибыли можно рассчитать следующим образом:
Qr = (F + Sp)/(p – c),
где Sp - сумма необходимой прибыли.
Рис. 4. Расчет точки безубыточности
Рассмотрим практический пример. Исходные данные для расчета точки окупаемости (безубыточности):
Сумма постоянных издержек F - 200 000 руб., переменные издержки на единицу продукции (с) - 4,5 руб. Общие издержки (cQ) при объеме производства 10 000 единиц - 245 000 руб. (200 000 + 4,5 × 10000); 50 000 единиц - 42 5000 руб. (200 000 + 4,5 × 50 000), цена единицы реализованной продукции - 12 руб.
Qk = 200000/(12 – 4,5) = 26666.
Данная формула позволяет проанализировать влияние изменения таких факторов, как постоянные издержки, цена единицы продукции и переменные затраты на размер критического объема продукции. Это называют эффектом операционного рычага. Так, снижение цены единицы реализованной продукции повышает объем реализации (точку окупаемости) для полного покрытия издержек. Например, цена снижается с 12 руб. до 9 руб., тогда Qk равно 44 444 единицам (200 000/(9 - 4,5)).
При интервале возможной реализации от 10 до 50 тыс. единиц продукции зона безопасности уменьшится и составит 5 556 единиц (50 000 - 44 444). Таким образом, только начиная с реализации 44 445 единиц продукции, предприятие станет получать прибыль.
Рост цены единицы реализованной продукции снижает объем реализации (точку окупаемости) для полного покрытия издержек. Например, цены возросли с 12 до 16 руб. за единицу продукции, тогда Qk равна 17391 единице (200 000/(16 - 4,5)). Зона безопасности возрастет и составит 12 709 единиц (50 000 - 17 391) и, только начиная с реализации 17 392 единиц продукции, предприятие станет получать прибыль.
Направление влияния изменения постоянных и переменных издержек на Qk аналогично рассмотренным примерам.
Необходимый объем реализации в натуральном измерении, который обеспечит получение 100 000 руб. прибыли, составляет 40 000 единиц:
Qr = (200000 + 100000)/(12 – 4,5) = 40000.
В случае, когда предприятие реализует не один, а несколько видов продукции, расчет точки окупаемости выполняется в стоимостном выражении по формуле:
Tбез. = F × w/mсред., где w - доля определенного вида продукции в общем объеме реализации;
mсред. - средний вклад, рассчитываемый по формуле
mсред. = Σconti × Ri/ΣRi,
где i = (1,2...n) - виды продукции, выпускаемой на предприятии;
Ri - выручка 1-го вида продукции;
cont = p - с.
Расчет точки безубыточности при выпуске предприятием нескольких видов изделий осуществляется для каждого изделия в отдельности.
Рассмотренный метод определения точки безубыточности основывается на данных бухучета или ожидаемых их величинах. Капиталовложения учитываются посредством включения в затраты амортизационных отчислений. Следует особо подчеркнуть весомую статическую природу анализируемого соотношения "издержки - объемы - прибыль". Все участвующие в расчете параметры рассматриваются как константы. С течением времени они естественно меняются, поэтому найденное для одного момента времени критическое значение объема выпуска продукции не окажется таковым для другого момента. В данной задаче не принимается во внимание временной фактор. Это оправдано, если капиталовложения уже осуществлены и ставится вопрос только о выборе видов производимой продукции и их объемов.
При анализе соотношения исходят из ряда предположений (в практике предприятия они отсутствуют):
- составляющие элементы модели будто бы в действительности изменяются так же, как и в модели, а именно:
а) полные издержки производства научно обоснованно распределены на постоянные и измененные. В действительности многие издержки фактически условно-постоянные и условно-измененные;
б) цена реализации единицы продукции не изменяется. Реально в условиях постоянной и непредсказуемой инфляции в стране цены существенно изменяются в очень короткие периоды времени;
- структура реализованной продукции не изменяется (в действительности постоянно изменяется);
- объем производства является единственным фактором, влияющим на издержки производства (влияют и другие факторы);
- запасы готовой продукции на начало и конец рассматриваемого периода не изменяются (постоянно изменяются);
- эффективность производства на предприятии не изменяется (постоянно изменяется).
Отсутствие всех этих предпосылок в практике экономической жизни предприятия делает результаты расчетов точки окупаемости, зоны безопасности (конкурентоспособности) весьма и весьма условными. Эти расчеты обязательно должны быть конкретизированы с учетом фактического экономического состояния предприятия и экономической ситуации в стране.
Расчет точки безубыточности тесно связан с определением запаса финансовой устойчивости предприятия, под которым понимается объем реализации продукции, обеспечивающий предприятию определенную устойчивость финансового положения. Запас финансовой устойчивости равен разности между фактическим или планируемым объемом реализации продукции и точкой безубыточности. Например, если точка безубыточности в стоимостном выражении составила 132 000 тыс. руб., а объем реализации продукции составил 216 800 тыс. руб., то запас финансовой устойчивости составляет 84 800 тыс. руб. (216 800 - 132 000), или 64,2 % (216 800/132 000 × 100 - 100). То есть предприятие может снизить объем реализации на 64,2 процента без угрозы финансовому положению. Это высокий уровень финансовой устойчивости.
Задача
Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год показатели:
Цена реализации (руб.) Объем реализации (руб.) Валовые издержки (руб.)
400
375
350
325
300 40 000
50 000
70 000
95 000
105 000 17 500 000
19 700 000
22 800 000
26 000 000
28 000 000
Постоянные издержки: 7 500 000 рублей. Определить «точку безубыточности», оптимальные цены и объем продаж.
Решение:
Вероятно, объём реализации задан не в денежном, а в натуральном выражении, т.е. в штуках, а не в рублях, так как при издержках в миллионы рублей объём реализации в несколько десятков тысяч рублей убыточен по всем вариантам.
Оптимальные цены и оптимальный объём продаж соответствуют варианту, при котором прибыль максимальна.
Прибыль определим как разность между валовым доходом (произведение цен на объём реализации в штуках –pg) и валовыми издержками. По вариантам прибыль составит:
1) 400*40000-17500000=-1500000 руб.;
2) 375*50000-19700000=-950000 руб.;
3) 350*70000-22800000=1700000 руб.;
4) 325*95000-26000000=4875000 руб.;
5) 300*105000-28000000=3500000 руб.
Из расчетов следует, что максимум прибыли обеспечивает 4-ый вариант, поэтому оптимальной ценой является р=325 руб. при оптимальном объёме реализации 95000 штук.
Точка безубыточности для оптимального варианта составит:
gбезуб = Zпост
р- Zпер
где, Zпост =7500000 руб. – постоянные издержки по условию.
р=325 руб.-оптимальная цена.
Zпер = Zвал- Zпост = 2600000-7500000 = 194,74 руб.
gопт 95000
gбезуб = 7500000 = 57575,8 ед.продукции
325-194,74
Для убыточных вариантов (№1, №2) точки безубыточности (т.е. объём реализации, при котором прибыль нулевая) больше запланированного объёма реализации, а для прибыльных вариантов (№3,4,5)- меньше запланированного объёма.
Библиографический список
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности фирмы: Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачева – 3-е изд., перераб. - М.: Дело и сервис, 2008. – 264с.
2. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учеб. Пособие / В.Г. Артеменко, М.В. белендир. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дело и сервис; Новосибирск: Сибсоглашение, 2006. – 152с.
3. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы. - Мн.: БГЭУ, 2008.
4. Ефимова О.В. финансовый анализ. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2006. – 528с. /Библиотека журнала "Бухгалтерский учет"/.
5. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности фирмы: Учебник / В.В.Ковалев, О.Н.Волкова. – М.: Проспект: Гриженко, 2006 – 420с.
6. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебн. пособие. М.: Изд-во "Дело и сервис", 2008. – 304с.
7. Настольная книга бухгалтера: Сборник нормативных документов: В 3-х т. Т. 1 / Сост. В.Н. Прудников, М.Н. Сафонов. – М.: Инфра-М, 2008.
8. Негашев Е.В. Анализ финансов фирмы в условиях рынка: Учебн. пособие. – М.: Высшая школа, 2007. – 192с.
9. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость фирмы в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 2005.
10. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. Мн.: ИСЗ, 2006.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности фирмы. – Н.: ИНФРА-М. 2008. – 336с.
12. Финансы, налоги и кредит. Учебник / Общ. ред. Емельянов А.Н., Мацкуляк И.Д., Леньков Б.Е. – М.: РАГС, 2008. – 546с.
|