ПЛАН
1. Роль решения в деятельности менеджера 2
2. Модели разработки управленческих решений: классификация, этапы, преимущества и проблемы моделирования 8
3. Практическое задание 14
Список использованной литературы 15
1. Роль решения в деятельности менеджера
На любой стадии управления принимаются управленческие решения. Научными исследованиями подтверждено, что участие в принятии решений является чрезвычайно важным мотивационным фактором. С точки зрения известных исследователей проблем управления Г. Кунца и С. О'Доннелла, участие подчиненных в планировании должно быть максимально широким, поскольку этим обеспечивается наилучшее понимание планов, а также большее желание реализовать их .
Интересную мысль приводит также Р. Лайкерт относительно мотивационной силы принятия решений. Он пришел к выводу, что мотивация в сфере исполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем больше непосредственные участники выполнения заданий принимают участие в принятии решений.
В ряду мотивационных факторов можно также выделить положительное отношение работающих к личности руководителя, а так- же его этической позиции. Если подчиненный в чем-то провинился, руководитель должен критиковать не личность своего работника, а его конкретные поступки. Так, например, реакция работника ни слова "Вы — разгильдяй" будет совсем иной, чем на слова "Вы запустили свое дело!"
Ориентированному на успех руководителю свойственна положительная мотивация, высокая произвольная активность, в основе чего лежит стремление реализовать принятое решение.
Выработка установки на успех у руководителей в процессе решения задач управления
1. Четкое осознание поставленной цели.
2. Личностное осмысление цели.
3. Четкое представление объективной управленческой ситуации, содержащей заданную цель.
4. Продвижение к цели должно иметь место даже при наличии неполной информации.
5. Включение системы обратной связи.
6. Каждый шаг продвижения к цели должен сопровождаться установкой на получение релевантной информации.
7. Уверенность в себе, своих возможностях, способностях.
8. Поиск рациональных путей, средств и способов достижения цели.
9. Умение адекватно оценивать себя и объективную управленческую ситуацию.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:
Классификационный
признак Группы
Управленческих решений
Степень повторяемости
проблемы
Традиционные
Нетипичные
Значимость цели Стратегические Тактические
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Длительность реализации Долгосрочные
Краткосрочные
Прогнозируемые последствия
решения
Корректируемые
Некорректируемые
Метод разработки решения Формализованные
Неформализованные
Количество критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Форма принятия Единоличные Коллегиальные
Способ фиксации решения Документированные Недокументированные
Характер использованной
Информации Детерминированные Вероятностные
Управленческой практике также известно принятие двух видов решений: индивидуальных и коллективных. Виды принимаемых решений определяются характером решаемой проблемы. При решении сложных комплексных проблем, связанных с действием человеческого фактора (управление персоналом, комплектование малых групп, кадровые задачи и т.д.), обычно используются коллективные решения.
При решении задач, связанных с технико-технологической стороной функционирования производства, часто достаточно бывает индивидуальных решений.
Коллективные решения принимаются в группах. Разновидностями таких групп могут быть: дирекция, коллегия, заседания Советам директоров компаний, творческие группы и др. Группы имеют различную иерархическую структуру.
Например, в состав дирекции входят руководитель и иго подчиненные. В состав группы экспертов входят специалисты конкретного направления деятельности. В группе, называемой "дирекцией", основными являются отношения руководства и подчинения. Группе экспертов, в отличие от дирекции, свойственны равноправные отношения. Мотивация принятия управленческих решений в этих группах будет существенно различаться.
В условиях коллективного принятия решений происходит деперсонификация в принятии решений. По каждому из предлагаемых видов решений должно формулироваться достаточно большое
- количество доводов "за" и "против". При коллективном принятии решений необходимо всем дать возможность высказаться.
Некоторые члены творческой группы совершают "уход" от ситуации, поскольку считают значимым только свое предложение по принятию решений, пренебрегая суждениями других людей.
Кроме того, выделяются решения которые принимаются в условиях определенности и неопределенности.
Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице. Примером детерминированного решения может быть выбор в качестве инструмента инвестирования свободной наличности 20 % - ных облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. Финансовый менеджер в этом случае точно знает, что за исключением крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств, из-за которых правительство РФ не сможет выполнить свои обязательства , организация получит ровно 20 % годовых на вложенные средства. Подобным образом, принимая решение о запуске в производство определённого изделия, руководитель может точно определить уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.
Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.
К решениям принимаемых в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Например, компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль. Такая вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.
В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает , что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.
Пример решения, принятого в условиях риска,- решение транспортной компании застраховать свой парк автомобилей. Менеджер не знает точно, будут ли аварии и сколько и какой ущерб они причинят, но из статистики транспортных происшествий он знает, что одна из десяти машин раз в году попадает в аварию и средний ущерб составляет $ 1 000 (цифры условные). Если организация имеет 100 автомашин, то за год вероятны 10 аварий с общим ущербом $ 10 000. В действительности же аварий может быть меньше, но ущерб больше, или наоборот. Исходя из этого и принимается решение о целесообразности страхования транспортных средств и размере страховой суммы.
Сталкиваясь с неопределённостью, управляющий может использовать две основные возможности:
1) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
2) когда не хватает времени и / или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
2. Модели разработки управленческих решений: классификация, этапы, преимущества и проблемы моделирования
Моделирование как метод исследования систем применяется при разработке достаточно сложных управленческих решений и представляет собой построение моделей или их системы исследуемого объекта для его изучения. Исследование моделей объектов позволяет уточнить свойства и характеристики изучаемого явления. Их использование дает возможность проводить активные эксперименты, которые нельзя осуществить непосредственно с самим исследуемым объектом. Проблемы применения моделирования изучаются во многих науках, но особенно они актуальны в сфере экономики.
Существует достаточно большое количество определений понятий «модель» и «моделирование». Например, в Советском энциклопедическом словаре сказано следующее: «Модель — любой образ какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заменителя» реальности, представления». В работе модель определяется как «упрощенное, абстрактное отображение реальности, предназначенное для разъяснения или прогнозирования поведения моделируемых явлений». В философских работах под моделью понимается средство и способ выражения черт и соотношений объекта, принятого за оригинал, а также имитация одного или ряда свойств объекта с помощью некоторых иных предметов и явлений.
Основные свойства моделей состоят в следующем: во-первых, они должны быть подобны исследуемому объекту, а во-вторых, быть проще его, чтобы модель можно было изучить. Основное назначение последней заключается в возможности проведения с экспериментов, анализа и изучения, которые нельзя осуществить с самим исследуемым объектом.
В связи с этим к моделям предъявляются также требования по глубине и времени. Следовательно, модель должна обладать необходимой глубиной описания, достаточной для решения актуальных проблем, связанных с объектом управления, и дополнительными ограничениями по времени, которое отводятся для принятия решения.
Модель всегда тесно связана с проблемой, так как решение последней всегда начинается с моделирования проблемной ситуации объекта. Затем уже переходят к моделированию стратегических альтернатив и последствий принимаемого решения, куда включаются такие элементы, как цель развития объекта управления, его функционирование состояние внешней среды и др.
В свою очередь моделирование определяется как «...практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет заменяется каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет изучения. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы».
Моделирование есть «...исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, исследование моделей для определения или уточнения характера и рационализации способов построения вновь конструируемых систем и объектов.
Моделирование основано на определенном понимании существа представляемого явления или объекта и тем самым является результатом познания. На моделировании базируется и теоретический и экспериментальный методы познания, различие заключается только в применяемых моделях.
С понятием «моделирование» тесно связаны такие понятия, как «гомоморфизм» и «изоморфизм».
Гомоморфизм — такое соответствие между объектами двух множеств, при котором одно из них есть «модель» другого.
Изоморфизм — это соответствие между объектами, выражающее тождество их структуры (строения).
Таким образом, основное достоинство метода моделирования заключается в возможности построения адекватной модели, которой не свойственна непомерная сложность оригинала, так как точно (изоморфно) отображены только основные элементы, связи и взаимозависимости.
Другое, не менее важное достоинство построения модели заключается в том, что появляется широкая возможность для экспериментальной деятельности: можно менять параметры, условия, ограничения и выяснять, к каким конечным результатам это приводит. Многовариантные эксперименты с моделью позволяет выбрать ответ на кардинальный вопрос, — при каких конкретных условиях следует ожидать наилучшего функционирования системы с точки зрения поставленной перед ней цели?
С самой системой проводить эксперименты чаще всего невозможно или очень затруднительно, потому что она либо не полностью доступна или вообще не доступна, либо вторжение во внутреннюю структуру системы ведет к необратимому ее перерождению, либо эксперименты на системе недопустимы по морально-этическим, социальным соображениям или просто слишком дорого стоят. В первую очередь это относится к экономическим системам.
Необходимость формализации и моделирования связаны не только с уровнем познания объекта, но и с его сложностью: чем сложнее область исследования, тем важнее для ее изучения использование моделей и формализованных методов.
Дело в том, что при принятии решений в менеджменте естественен неформальный и качественный образ мышления, который вполне оправдывает себя в простых случаях, но в сложных ситуациях уже не достаточен. Справиться с трудностями можно лишь, переходя от естественных неформальных, качественных процессов мышления к формализованным, количественным или хотя бы дополняя первые вторыми.
При осуществлении самого процесса построения модели не очень ясные, недостаточно четкие ситуации проясняются, и, следовательно, степень осведомленности о системе повышается. Если нельзя построить удовлетворительную модель системы, то это свидетельствует, как правило, о недостаточном уровне наших знаний об объекте.
В литературе часто используют такие понятия, как «методология», «метод», «методика» и «алгоритм». Рассмотрим, в чем же заключается их отличие.
«Метод — способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности».
Методы конкретизируются в методике, где описываются конкретные приемы, средства, например для получения и обработки информации по решаемой проблеме.
Методология как «учение о методах познания и преобразования действительности» выделяет четыре основных метода: сравнение, анализ, синтез и абстрагирование.
- Сравнение — установление различия и сходства исследуемых проблем, факторов, ограничений, альтернатив и др.
Анализ — мысленное разложение общего на части (объекта на составляющие элементы).
Синтез — мысленное объединение в единое целое выделенных анализируемых элементов.
Абстрагирование — выделение существенных элементов в анализируемом объекте.
Методология управленческих решений использует все перечисленные выше методы и формирует специфические приемы принятия управленческих решений, и определяется следующими факторами: проблемой, информацией, временем на разработку решения, стилем менеджмента.
Характер проблемы определяет использование либо интуитивного подхода, либо логического (рационального) решения проблемы. Интуиция — способность постижения истины без обоснования с помощью логики.
Интуитивный подход применяется при относительно несложных проблемах, когда решения, прежде всего, зависят от предыдущего опыта ЛПР и соответствия появившейся проблемной ситуации прошлым.
Если же проблемная ситуация достаточно сложна, то применяются методы рационального решения проблем. К ним относятся следующие методы: сбора, хранения, обработки и анализа информации, фиксации важнейших событий, сравнения, факторного анализа, моделирования проблемной ситуации и др.
Информация о состояниях внешней и внутренней сред обладает такими свойствами, как своевременность, достоверность, полнота и т.п. Характер имеющейся информации определяет среду принятия решения, которой соответствуют условия определенности, риска и неопределенности. В зависимости от этого различают и методы принятия решений.
Фактор времени оказывает особое влияние на выбор последних. С одной стороны, процесс принятия решения с момента получения исходной информации до момента его выбора составляет некоторый промежуток времени, от которого зависит и само решение, и, более того, его последствия. Поэтому методы, обеспечивающие высокую скорость принятия решения, — в основном формальные процедуры.
С другой стороны, влияние фактора времени приводит к тому, что любое управленческое решение по своей природе является прогнозом (принимают решение сейчас, а реализовывать его будут в будущем окружении явлений и внутренних факторов). Вследствие этого прогнозирование, основанное на применении формальных и неформальных, количественных и качественных методов, широко используется при принятии решений. В целом же от фактора времени зависит деление управленческих решений на стратегические и оперативные, в связи с этим различают и соответствующие методы.
Стиль менеджмента влияет на процедуру принятия решения, которая зависит от степени децентрализации управления, распределения полномочий и владения менеджерами алгоритмами — логической последовательностью операций по разработке управленческого решения.
Классификация методов разработки и принятия решений основывается на предположении, что управление объектом состоит из совокупности процессов принятия решений и их реализации.
3. Практическое задание
Вы – менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно – пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара.
Какое решение вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?
В данном случае такую запись делать не следует. Если сделать такую надпись, конечно сбыт пылесосов увеличиться, однако в случае если откроется правда о том, что этот пылесос неусовершенствованный, то для фирмы могут наступить отрицательные последствия как экономического характера – возврат пылесосов и денег, так и юридического характера от судебных исков до уголовного наказания.
Список использованной литературы
1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2007.
2. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007.
3. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в Волшебных Странах. – М.: Логос, 2008.
4. Лафта Дж.К. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: ООО фирма «Благовест-В», 2008.
5. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2009.
6. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
7. Трояновский В.М. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2008.
8. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. 3-е изд. доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2009.
9. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2009.
|