Суббота, 23.11.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Экономические » Макроэкономика

Курсовая Внешнеэкономическая деятельность Российской федерации

Реферат

 

Курсовая работа содержит 37 страниц, три главы, 2 таблицы, 2 рисунка 22 использованных источника.

 

Основные понятия темы: рыночная экономика, таможенное дело, внешняя торговля, национальная экономика.

Целью курсовой работы являются изучение сущности внешней торговли государства.

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8

1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности. 8

1.2 Виды внешнеэкономической деятельности. 14

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 22

2.1 Структура экспорта РФ.. 22

2.2 Особенности импорта РФ.. 26

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрастает интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства. [6]

Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства.

По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.

Отдельные аспекты этой проблемы, связанные с особенностями осуществления внешней торговли в современных условиях исследуются в научных трудах В.К. Ломакина, Г.Д. Гордеева, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцева, Л.Е. Стровского, М. Портера, Ф Котлера и др.

Различные аспекты развития экономики российских регионов под влиянием внешнеэкономических факторов находят отражение в работах А.Г. Тарасова, СМ. Бурькова, А.Г. Коцоева, Г.Д. Ковалева, Л.С. Киселева, П.А. Минакира и др.

Целью курсовой работы являются изучение сущности внешней торговли государства.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: разработки категориального аппарата внешней торговли; анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешней торговли государства.

Объектом исследования выступает внешняя торговля государства.

Предметом является роль и место внешней торговли в развитии экономики России.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и сущность внешней торговли

 

Внешняя торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Великий ученый экономист-теоретик Адам Смит обосновал тезис, в соответствие с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров.

Смитовские взгляды были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.

1.2 Виды внешней торговли

 

Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность, производственная кооперация, международное инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции.

В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД).

ВТД – это предпринимательство в обл. международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Международное инвестиционное сотрудничество – предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнёрами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества является расширение базы развития и выпуска , экспортной продукции её систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов её реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счёт организации, например, совместного производства.

Производственная кооперация – в составе ВЭД предприятий и фирм так же представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутреннем и внешнем рынках, до доведения её до конечных потребителей.

Валютные и финансово-кредитные операции - в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь, как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные фирмы расчёт, а так же валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь.

Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений пр-ва. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.

Значительный урон развитию ВЭД нанесла так же устойчивая модель товарообмена с восточно-европейскими странами, основная преимущественно на сложившихся в прошлом национальных структурах пр-ва, что тормозило их качественные изменения и повышения научно-технического уровня.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры импорта и экспорта, поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. [27, с. 110]

При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары, а 60% – на готовую продукцию.

Товары на рынках могут обмениваться в вещественной форме, в форме результатов творческой деятельности, а также в виде инженерных, туристических, транспортных, банковских и прочих услуг. Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного ил общественного потребления, а так же конкурентоспособным, т.е. быть более удобным и выгодным покупателю, чем другой товар, удовлетворяющий те же потребности.

Конкурентоспособность товаров – понятие интегральное и относительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное – потому что конкурентоспособность товара определяется только в сравнении с другими товарами в конкретное время и на конкретном рынке.

Товары принято делить на потребительские и производственного назначения. Товары личного пользования делятся на три группы: изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо незначительное число раз, после чего приобретаются снова и часто; услуги – действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной положительный эффект.

К основным коммерческим международным сделкам относятся: обмен товарами в материально-вещественной форме; обмен научно-техническими знаниями; долгосрочная аренда машин и оборудования; предоставление консультационных услуг; обмен кинофильмами и телевизионными программами.

Кроме данных сделок, во внешнеэкономической деятельности осуществляется целый ряд сделок товародвижения: посреднические; перевозка грузов; страхование грузов при перевозках; транпортно-экспедиторские; банковские операции, обеспечивающие международные расчёты.

Все осуществляемые во ВЭД сделки можно разделить на экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. [20, с. 144]

Экспортные сделки, связанные с продажей и вывозом за границу товаров национального производства, имеют следующие отличительные признаки: заключение контракта с импортёром; пересечение товаром границы страны-экспортёра; пересечение экспортёром платежей за товар.

Для того, чтобы экспортная сделка состоялась, фирме-производителю товара необходимо провести определённую менеджерскую деятельность: изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них; изучить таможенный режим импортёра; провести рекламные мероприятия; направить перспективным покупателям предложения на продажу товаров; провести переговоры и подписать контракт с импортёром; осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар.

Импортные сделки, связанные с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке, имеют следующие признаки: заключение контракта с экспортёром; пересечение товаром границы страны-импортёра; оплата импортёром товара.

Непременным условием импортной операции является платёжеспособность импортёра. Фирма, осуществляющая импортную сделку должна: изучить цены на интересующие её товары; выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров; определить целесообразный способ закупки товара; провести переговоры и подписать контракт с экспортёром; обеспечить соблюдение контрактных обязательств. [13, с. 67]

В некоторых случаях импортёры объявляют международные торги.

Реэкспортные сделки связаны с продажей и вывозом из страны ранее ввезённого в неё товара без его переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкспортирующей. Главное условие реэкспорта – товар не должен подвергаться какой-либо переработке.

Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортёра предлагаются более выгодные условия, чем стране импортёра. Реэкспортирующая страна является посредником между поставщиком и покупателем товара, играя роль импортёра по отношению к продавцу и экспортёра по отношению к покупателю.

Реимпортные сделки представляют собой не состоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных из неё товаров, не проданных на внешних рынках (на аукционах, торгах, ярмарках, через посредников или напрямую).

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее: государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации); стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации; получить в установленном порядке печать, штамп; зарегистрироваться в государственном реестре страны; открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке страны. [16, с. 171]

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений: экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета; объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных; коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок; организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений); обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций; лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

 Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке республики, а также со станами СНГ.

Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы: 1) предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д.

В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица.

На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана; 2) организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры; 3) организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся: инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги; консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции; инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

Проведение экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов: маркетинговые исследования рынка, изучение системы государственного регулирования ВЭД, технико-экономическое обоснование, заключение внешнеторгового контракта, исполнение контрактных обязательств.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяет необходимость выполнения определённых управленческих и маркетинговых функций. [ 9, с. 10]

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Структура экспорта РФ

 

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. [2]

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

На Россию вначале 21 века приходилось менее 3% мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота в 2000-2001 гг. она занимала 20-21-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия. [3]

Проследить динамику изменения доли России в мировом экспорте в 1985-1998 годах можно в приложении 1.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

 Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. [4]

Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.

В таблице 1 видно, что за январь-октябрь 2009 года основную долю экспорта России составляют: нефть и нефтепродукты; природный газ; черные металлы; лесоматериалы, целлюлоза, бумага.

В процентном соотношении доля нефти в общем экспорте России в 2009 году составила 46,8%, газа – 12,5%, черных металлов – 8,9%, лесоматериалов – 2,2%. В приложении 2 представлены данные экспорта нефти за период с 2000 по 2008 годы.

Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.

Машиностроительная и некоторые другие виды готовой продукции не могут выдержать конкуренции мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, как, например, стальной прокат и другие металлы, обогащенный уран, химические товары, стекло, наталкивается на те или иные ограничения.

Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и никак не соответствует сложившейся структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу.

Согласно данным отчетности предприятий, за девять месяцев 2009 г. с конвейеров российских автозаводов сошло 508,2 тыс. ед. автомобильной техники, против 1397,1 ед. за тот же период прошлого года, включая 61,7 тыс. грузовых автомобилей, около 22,5 тыс. автобусов и 424 тыс. легковых автомобилей. Совокупный спад производства относительно января-сентября 2008 г. составил 63,6%, в том числе, выпуск грузовых автомобилей сократился в 3,5 раза, легковых - в 2,7 раза, автобусов - в 2,4 раза. Причины, приведшие к снижению потребительской активности в стране и значительному осложнению ситуации в российской автомобильной отрасли, общеизвестны: это глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля. [5]

Структура импорта РФ представлена  таблице 1.

Таблица 1 – Структура импорта РФ в 2009 году

 

Наименование

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

Бензин автомобильный

128,9

85,2

6,7

4,7

122,2

80,5

Дизельное топливо

158,4

96,3

5,7

3,0

152,7

93,3

Мазут

193,2

83,0

2,4

0,9

190,8

82,1

Газ природный, млрд.куб.м

6,8

133,8

0,0

 

6,8

 

Электроэнергия, млн.кБт-ч

2 519,7

54,5

130,8

4,3

2388,9

50,2

Антибиотики

-

59,3

-

57,7

-

1,6

Медикаменты

-

5 439,6

-

5422,3

-

17,3

Химические средства защиты растений

39,0

319,9

38,2

318,1

0,8

1,8

Каучук натуральный и синтетический

61,5

114,1

61,1

112,8

0,4

1,3

Волокно хлопковое,нечесаное

108,7

121,7

1,0

1,9

107,7

119,8

Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м

145 038,7

69,4

129920,0

63,3

15118,7

6,1

Одежда

-

3105,1

-

2950,8

-

154,3

Обувь кожаная, млн.пар

65,9

1 097,6

65,1

1089,7

0,8

7,9

Черные металлы

2 854,5

2 619,4

979,6

1311,7

1874,9

1307,7

Черные металлы (кроме чугуна,ферросплавов, отходов и лома)

2 539,3

2 309,8

922,9

1225,4

1616,4

1084,4

Трубы стальные

470,9

759,9

154,7

482,4

316,2

277,5

Машины и оборудование

-

55 088,6

-

52344,7

-

2743,9

Автомобили легковые, 1000 шт.

433,7

6 996,6

393,2

6740,2

40,5

256,4

Автомобили грузовые, 1000 шт.

18,4

447,7

18,2

441,2

0,2

6,5

Мебель

-

1 146,4

-

1099,4

-

47,0

Пресс-служба ФТС РФ 09.12.09

Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%.

В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции. [10]

Сейчас российский экспорт остается одним из решающих факторов поддержки экономической деятельности в стране, в нём преобладают энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы. Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.

 

2.2 Особенности импорта РФ

 

За первые пять лет нового века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%. Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырьё, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса – конечного потребления и накопления – стимулировало расширению импорта.

Структура импорта за январь-октябрь 2009 года представлена в приложении 3.

Проанализировав данные таблицы, можно выделить основные направления импорта России, такие как: импорт медицинской продукции, в частности медикаментов; импорт легкой промышленности, в том числе одежды, обуви; импорт машин и оборудования, где большую долю занимает ввоз из-за границы легковых автомобилей.

Отдельно стоит выделить группу продовольственных товаров, не указанных в приложении 3.

 

Таблица 1 - Импорт России продовольственных товаров январь-октябрь 2009г.

 

 

Наименование

Всего

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

Всего:*

-

131705,8

 

-

 

Мясо свежее и мороженое

1 012,5

3 312,1

Мясо птицы свежее и мороженое

730,9

815,5

Рыба свежая и мороженая

626,1

1 127,6

Молоко и сливки сгущенные

4,4

10,3

Масло сливочное

50,0

126,8

Цитрусовые

849,9

684,0

Кофе

72,1

195,7

Чай

148,5

398,6

Зерновые культуры

-

186,6

Пшеница и меслин

74,1

18,8

Ячмень

30,4

4,1

Кукуруза

36,2

57,9

Масло подсолнечное

37,2

29,5

Изделия и консервы из мяса

25,7

102,9

Сахар-сырец

1 216,8

480,4

Сахар белый

87,5

46,1

Какао-бобы

40,4

120,4

Продукты, содержащие какао

95,5

332,1

Напитки алкогольные и безалкогольные

-

1 321,5

 

 

 

С момента включения России в международные экономические отношения в качестве самостоятельного субъекта в её экспорте основное место занимают сырьё и полуфабрикаты, относящиеся главным образов к продукции первого передела, а в импорте – изделия машиностроения и продовольствие. Такое положение России в системе международного разделения труда обусловлено природно-климатическими условиями, а так же особенностями её политического развития в прошедшем веке.

Товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции – примерно 2%.

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ И ОСНОВНЫЕ
   НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям.

Кроме того, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой.

Удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2007 года составил 72,4% всего российского экспорта за пределы СНГ против 73,3% годом раньше. Доля в экспорте металлов и металлоизделий выросла с 11,5 до 13,6%, продукции химической промышленности — с 5,4 до 5,6%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий — с 2,8 до 3,1%, доля машин и оборудования снизилась с 3,7 до 1,6%. В основе российского экспорта по-прежнему доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью, преимущественно необработанное сырье (сырая нефть, газ, металлические руды и металлы, прошедшие лишь первичную обработку, необработанный лес). Это общая проблема российской экономики, которая усугубляет ее сырьевую зависимость.

Многие эксперты предрекают, что в ближайшие годы в случае падения цен на нефть положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля. Такой же прогноз заложен Минэкономразвития и в среднесрочный прогноз социально–экономического развития до 2010 года. И если до последнего времени многие эксперты воспринимали такой прогноз скептически, то в последние месяцы число скептиков резко сократилось. Как будет развиваться ситуация — покажет уже ближайшее время.

Кроме того, интерес к роли науки и инновационного процесса довольно низок в России. Если в Японии и США расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС – около 2, то в России – меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет только 0,3% - это в 130 раз меньше, чем в США.

Россия отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.

Но несмотря на существенные недостатки внешней торговли России, с 1994 года сальдо торгового баланса увеличилось в 10,6 раз (с 16927 до 179742 млн.долл США).

График 1 иллюстрирует динамику развития внешнеэкономических отношений по данным таблицы.

График 1. Динамика развития внешней торговли РФ товарами

 

 

 

Таким образом, внешний рынок РФ является динамично развивающимся. Но для полноты картины необходимо рассмотреть основные направления развития международной торговли России.

Объем экспорта и импортатоваров по странам мира - торговым партнерам России, - важный показатель для выявления перспектив развития и эффективности международной торговли.

Диаграмма 1 показывает доли определенных групп стран во внешнеторговом обороте России.

 

Диаграмма 1. Удельный вес стран во внешнеторговом обороте РФ 2009г.

 

На диаграмме видно, что наибольшим удельным весом обладают страны ЕС и АТЭС. Страны, входящие в состав СНГ уступают.

Исходя из вышесказанного, для России приоритетным направлением должно стать развитие торговли со странами СНГ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно, конечно, надеяться на то, что Россия, продолжая опираться на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие темпы экономического роста и удвоит ВВП в начале 2-ого десятилетия. Однако, важнее решить проблему подъёма обрабатывающей промышленности и аграрного сектора, создав таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие места и плацдарм для преодоления бедности. При этом важно добиться чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках. Именно от этого во многом будет зависеть темпы роста и товарного наполнения экспортных поставок, структура и объёмы импорта, включая его рационализацию за счёт развития импортозамещающих производств.

Анализ состояния и прогнозов развития от дельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что возможности изменить характер участия в системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны. Но в средне срочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости. Для модернизации экономики требуется, по имеющимся оценкам громадный объём капитальных вложений – более 2 трлн.долл. в течении ближайших 20 лет. Это означает, что среднегодовой объём инвестиций в основной капитал должен превышать нынешний уровень примерно в 2,8 раза. Финансовые рынки в России – кредитный и фондовый – к сожалению, ещё недостаточно развиты.

Поэтому их укрепление – важнейшее условие успешного решения задачи сближения объёмов сбережения и накопления. Некоторые отечественные специалисты считают, что нельзя терять время и ждать, когда банковская система и финансовые рынки достигнут необходимой степени зрелости и станут надёжными источниками финансирования. В целях активизации инвестиционного процесса они полагают необходимым, по примеру других стран, наладить деятельность государственных банков развития. Не менее важной задачей, чем стимулирование инвестиций и перелива капитала из сырьевых в перерабатывающие отрасли, является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Расходы на исследования и разработки в стране составляют 1,28% ВВП, в том числе на фундаментальную науку – 0,3%. Организационная структура отечественной науки, исследований, разработок остаётся архаичной и не отвечает потребностям рынка.

В перспективе предполагается продолжение принятия мер по гармонизации российского законодательства с нормами и правилами Всемирной торговой организации в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в сфере услуг и т. д. Положительное влияние на развитие экспорта окажет постепенное снижение вывозных таможенных пошлин, прежде всего на готовые изделия, а также мероприятия в рамках процесса присоединения страны к ВТО, что позволит улучшить условия доступа отечественных товаров на внешние рынки и устранить многие действующие дискриминационные ограничения.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Байков М. актуальные проблемы экономических отношений Россия – ЕС//МЭ и МО. – 2009. №6. – с.29-36
Белоусов А. Эволюция системы воспроизводства российской экономики от кризиса к развитию//Москва. - 2008. – №4. - с.222 – 281.
Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику//МЭ и МО. – 2009. - №9. – с.312.
Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире//Вопросы экономики. – 2009. - №5
Гавриленков Е. России приписывают больше болезней, чем у неё есть//Независимая газета. – 28.12.2008
Глазьев С. О стратегии экономического развития России//Вопросы экономики. – 2009. - №5. – с.30-51.
Горохов А. На перепутье: экономическая ситуация на данный момент//Москва. – 2008. - №2. – с.144-149
Кожинов В. О грядущем пути России//Москва. – 2009. - №1. – с.212-216
Мировая экономика: учебное пособие/под ред. С.Ф.Сутырина – СПб.: изд-во С.-П., гос.ун-та, 2008, 356 с.
Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее//МЭ и МО. – 2009. - №1. – с.76-87
Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди?//МЭ и МО. – 2008. - №8. - с.16-24
Оболенский В. Формирование внешнеэкономической специализации России//М., ИМЭМО РАН, 2009
Скляров И. Куда стремится товародвижение?// Экономика и жизнь. – 2007. - №48. – с.32
Федорова Н. Уместен ли торг?// Экономика и жизнь. – 2009. - №48. – с.1
Федорова Н. Сальдо впечатляет, структура как всегда// МЭ и МО. – 2006. - №3. – с.35
Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России// вопросы экономики. – 2008. - №1. – с.154 – 157
Энциклопедия стран мира, под ред. А.Симония, 2009. – 1319 с.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г.// Российская бизнес-газета, 07.10.2003
www.cbr.ru
www.customs.ru
www.ress.ru
www.glossary.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1 Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2009 годы (по данным ФТС России и Росстата)

 

 

Cырая нефть (код ТН ВЭД 2709)

В % к соответствующему периоду предыдущего года

количество, млн. тонн

стоимость, млн. долл. США

количество

стоимость

2000 г.

144,4

25271,9

107,0

178,5

2001 г.

164,5

24990,3

113,9

98,9

2002 г.

189,5

29113,1

115,2

116,5

2003 г.

228,0

39679,0

120,3

136,3

2004 г.

260,3

59044,8

114,2

148,8

2005 г.

252,5

83438,0

97,0

141,3

2006 г.

248,4

102282,9

98,4

122,6

2007 г.

258,6

121502,8

104,1

118,8

2008 г.

243,1

161147,0

94,0

132,6

 

Динамика экспорта нефти в РФ

 

 

 

 

Приложение 4

 

Наименование

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

 

 

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

Бензин автомобильный

128,9

85,2

6,7

4,7

122,2

80,5

Дизельное топливо

158,4

96,3

5,7

3,0

152,7

93,3

Мазут

193,2

83,0

2,4

0,9

190,8

82,1

Газ природный, млрд.куб.м

6,8

133,8

0,0

 

6,8

 

Электроэнергия, млн.кБт-ч

2 519,7

54,5

130,8

4,3

2388,9

50,2

Антибиотики

-

59,3

-

57,7

-

1,6

Медикаменты

-

5 439,6

-

5422,3

-

17,3

Химические средства защиты растений

39,0

319,9

38,2

318,1

0,8

1,8

Каучук натуральный и синтетический

61,5

114,1

61,1

112,8

0,4

1,3

Волокно хлопковое,нечесаное

108,7

121,7

1,0

1,9

107,7

119,8

Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м

145 038,7

69,4

129920,0

63,3

15118,7

6,1

Одежда

-

3105,1

-

2950,8

-

154,3

Обувь кожаная, млн.пар

65,9

1 097,6

65,1

1089,7

0,8

7,9

Черные металлы

2 854,5

2 619,4

979,6

1311,7

1874,9

1307,7

Черные металлы (кроме чугуна,ферросплавов, отходов и лома)

2 539,3

2 309,8

922,9

1225,4

1616,4

1084,4

Трубы стальные

470,9

759,9

154,7

482,4

316,2

277,5

Машины и оборудование

-

55 088,6

-

52344,7

-

2743,9

Автомобили легковые, 1000 шт.

433,7

6 996,6

393,2

6740,2

40,5

256,4

Автомобили грузовые, 1000 шт.

18,4

447,7

18,2

441,2

0,2

6,5

Мебель

-

1 146,4

-

1099,4

-

47,0

Пресс-служба ФТС РФ 09.12.09

 

Категория: Макроэкономика | Добавил: igete (13.08.2015)
Просмотров: 2779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Финансовый анализ [15]
Аудит [1]
Бухгалтерский учет [2]
Банковское дело [8]
Бюджет и бюджетная система [22]
Менеджмент [12]
Маркетинг [1]
Налоги и налогообложение [3]
Финансы [9]
Учет [3]
Статистика [0]
Экономическая теория [7]
Макроэкономика [3]
Микроэкономика [19]
Антикризисное управление [11]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz