Суббота, 23.11.2024, 10:23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Экономические » Макроэкономика

Курсовая АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РФ СО СТРАНАМИ СВА

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РФ СО СТРАНАМИ СВА.. 7

1.1 Понятие и сущность внешней торговли. 7

1.2 Виды внешней торговли. 9

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 12

3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РФ СО СТРАНАМИ СВА    17

4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РФ СО СТРАНАМИ СВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ.. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия показали, что мир все более стремительно глобализируется и это проявляется в многочисленных процессах объединения, слияния, взаимопроникновения. По сути дела весь процесс глобализации – это процесс усиления, расширения и углубления взаимозависимости стран по самым различным направлениям и сферам политической, экономической, социальной и культурной жизни. Теоретически такая взаимозависимость всех стран мира должна гарантировать от  чрезмерной зависимости от одной или группы стран и от возможности соответствующего давления. Фактически же пока еще довольно часто наблюдаются примеры обратного. Тем не менее, даже с учетом этого, сейчас трудно найти абсолютных сторонников изоляционизма и автаркии.  

В процессе нарастающей глобализации мирового хозяйства, активного поиска Россией своего места в современном международном разделении труда  становится все более очевидным, что перспективы ускорения экономического развития нашей страны, как никогда ранее, теснейшим образом связаны с эффективным использованием ее сравнительных преимуществ – уникального географического расположения, богатства, разнообразия природно-ресурсной базы и высокоразвитого научно-технического потенциала.

Как представляется, роль России в текущей глобализации и, особенно, в региональной интеграции может определяться несколькими составляющими, которые обуславливаются ее реальными возможностями. Во-первых, это энергетическая составляющая, которая уже сейчас является ее неоспоримым и очевидным преимуществом практически среди всех стран СВА. Во-вторых, это транспортная составляющая, которая заключается в том, что территория России представляет собой наиболее оптимальный транспортный мост, соединяющий страны Восточной Азии с Европой. В-третьих, это валютно-резервная составляющая. (Россия с ее пятым местом в мире по запасам золотовалютных резервов удачно дополняет четверку лидеров – восточно-азиатских государств в составе КНР, Японию, Тайвань, РК  и это достаточно весомая предпосылка как для реализации в СВА крупномасштабных проектов, так и - что еще более важно – в перспективе для валютной интеграции и, возможно, обретения своей единой валюты). В-четвертых, Россия может выступить интегрирующим началом и в области привлечения и использования избыточной рабочей силы из этих стран на Дальнем Востоке. 

Какую бы стратегию догоняющего развития Россия не избрала – через ускоренное развитие топливно-энергетического сектора экономики вначале, а затем модернизацию промышленного комплекса и всей экономики или с основным упором сразу на инновацию промышленного, в первую очередь обрабатывающего, производства, на сегодняшней стадии развития ей, по всей видимости, нельзя пренебрегать уже сейчас предоставленной ей возможностью эффективного использования энергоресурсов, месторождения которых в большей своей части сосредоточены в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Это в то же время означает, что успешная реализация российской модели экономического возрождения в весьма значительной мере уже сейчас зависит от того, насколько эффективно, продуманно Россия участвует в интеграционных процессах АТР и СВА.

Отдельные аспекты этой проблемы, связанные с особенностями осуществления внешней торговли в современных условиях исследуются в научных трудах В.К. Ломакина, Г.Д. Гордеева, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцева, Л.Е. Стровского, М. Портера, Ф Котлера и др.

Различные аспекты развития экономики российских регионов под влиянием внешнеэкономических факторов находят отражение в работах А.Г. Тарасова, СМ. Бурькова, А.Г. Коцоева, Г.Д. Ковалева, Л.С. Киселева, П.А. Минакира и др.

Целью курсовой работы являются изучение сущности внешней торговли РФ со странами Северо- Азиатского региона.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: разработки категориального аппарата внешней торговли; анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешней торговли государства.

Объектом исследования выступает внешнеэкономические связи РФ.

Предметом является роль и место внешней торговли России со странами СВА.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РФ СО СТРАНАМИ СВА
1.1 Понятие и сущность внешней торговли

 

Внешняя торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Великий ученый экономист-теоретик Адам Смит обосновал тезис, в соответствие с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров.

Смитовские взгляды были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.

1.2 Виды внешней торговли

 

Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность, производственная кооперация, международное инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции.

В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД).

ВТД – это предпринимательство в обл. международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Международное инвестиционное сотрудничество – предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнёрами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества является расширение базы развития и выпуска , экспортной продукции её систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов её реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счёт организации, например, совместного производства.

Производственная кооперация – в составе ВЭД предприятий и фирм так же представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутреннем и внешнем рынках, до доведения её до конечных потребителей.

Валютные и финансово-кредитные операции - в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь, как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные фирмы расчёт, а так же валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь.

Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений пр-ва. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.

Значительный урон развитию ВЭД нанесла так же устойчивая модель товарообмена с восточно-европейскими странами, основная преимущественно на сложившихся в прошлом национальных структурах пр-ва, что тормозило их качественные изменения и повышения научно-технического уровня.

 

 

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. [4]

Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.

В таблице 1 видно, что за январь-октябрь 2009 года основную долю экспорта России составляют: нефть и нефтепродукты; природный газ; черные металлы; лесоматериалы, целлюлоза, бумага.

В процентном соотношении доля нефти в общем экспорте России в 2009 году составила 46,8%, газа – 12,5%, черных металлов – 8,9%, лесоматериалов – 2,2%. В приложении 2 представлены данные экспорта нефти за период с 2000 по 2008 годы.

Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.

Машиностроительная и некоторые другие виды готовой продукции не могут выдержать конкуренции мирового рынка или преодолеть устанавливаемые странами Запада дискриминационные барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, как, например, стальной прокат и другие металлы, обогащенный уран, химические товары, стекло, наталкивается на те или иные ограничения.

Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и никак не соответствует сложившейся структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу.

Согласно данным отчетности предприятий, за девять месяцев 2009 г. с конвейеров российских автозаводов сошло 508,2 тыс. ед. автомобильной техники, против 1397,1 ед. за тот же период прошлого года, включая 61,7 тыс. грузовых автомобилей, около 22,5 тыс. автобусов и 424 тыс. легковых автомобилей. Совокупный спад производства относительно января-сентября 2008 г. составил 63,6%, в том числе, выпуск грузовых автомобилей сократился в 3,5 раза, легковых - в 2,7 раза, автобусов - в 2,4 раза. Причины, приведшие к снижению потребительской активности в стране и значительному осложнению ситуации в российской автомобильной отрасли, общеизвестны: это глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля. [5]

Структура импорта РФ представлена  таблице 1.

Таблица 1 – Структура экспорта РФ в 2009 году

 

Наименование

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

Бензин автомобильный

128,9

85,2

6,7

4,7

122,2

80,5

Дизельное топливо

158,4

96,3

5,7

3,0

152,7

93,3

Мазут

193,2

83,0

2,4

0,9

190,8

82,1

Газ природный, млрд.куб.м

6,8

133,8

0,0

 

6,8

 

Электроэнергия, млн.кБт-ч

2 519,7

54,5

130,8

4,3

2388,9

50,2

Антибиотики

-

59,3

-

57,7

-

1,6

Медикаменты

-

5 439,6

-

5422,3

-

17,3

Химические средства защиты растений

39,0

319,9

38,2

318,1

0,8

1,8

Каучук натуральный и синтетический

61,5

114,1

61,1

112,8

0,4

1,3

Волокно хлопковое,нечесаное

108,7

121,7

1,0

1,9

107,7

119,8

Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м

145 038,7

69,4

129920,0

63,3

15118,7

6,1

Одежда

-

3105,1

-

2950,8

-

154,3

Обувь кожаная, млн.пар

65,9

1 097,6

65,1

1089,7

0,8

7,9

Черные металлы

2 854,5

2 619,4

979,6

1311,7

1874,9

1307,7

Черные металлы (кроме чугуна,ферросплавов, отходов и лома)

2 539,3

2 309,8

922,9

1225,4

1616,4

1084,4

Трубы стальные

470,9

759,9

154,7

482,4

316,2

277,5

Машины и оборудование

-

55 088,6

-

52344,7

-

2743,9

Автомобили легковые, 1000 шт.

433,7

6 996,6

393,2

6740,2

40,5

256,4

Автомобили грузовые, 1000 шт.

18,4

447,7

18,2

441,2

0,2

6,5

Мебель

-

1 146,4

-

1099,4

-

47,0

Пресс-служба ФТС РФ 09.12.09

Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и до 10%.

В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка Россия сохраняет четвертое место после США, Великобритании и Франции. [10]

Сейчас российский экспорт остается одним из решающих факторов поддержки экономической деятельности в стране, в нём преобладают энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы. Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.

За первые пять лет нового века внешнеторговый оборот, экспорт и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза каждый при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%. Столь стремительному росту внешней торговли способствовали благоприятные условия внутри страны и на внешних рынках. На внутреннем рынке спрос на отечественное сырьё, продукты первого передела и продукцию оборонного комплекса возрастал медленнее, чем возможности её производства, что позволяло наращивать экспортные поставки. Постоянное увеличение совокупного внутреннего спроса – конечного потребления и накопления – стимулировало расширению импорта.

Структура импорта за январь-октябрь 2009 года представлена в таблице 2.

Проанализировав данные таблицы, можно выделить основные направления импорта России, такие как: импорт медицинской продукции, в частности медикаментов; импорт легкой промышленности, в том числе одежды, обуви; импорт машин и оборудования, где большую долю занимает ввоз из-за границы легковых автомобилей.

Таблица 2 - Импорт России продовольственных товаров январь-октябрь 2009г.

 

 

Наименование

Всего

тыс. тонн

МЛН.ДОЛЛ.

Всего:*

-

131705,8

 

-

 

Мясо свежее и мороженое

1 012,5

3 312,1

Мясо птицы свежее и мороженое

730,9

815,5

Рыба свежая и мороженая

626,1

1 127,6

Молоко и сливки сгущенные

4,4

10,3

Масло сливочное

50,0

126,8

Цитрусовые

849,9

684,0

Кофе

72,1

195,7

Чай

148,5

398,6

Зерновые культуры

-

186,6

Пшеница и меслин

74,1

18,8

Ячмень

30,4

4,1

Кукуруза

36,2

57,9

Масло подсолнечное

37,2

29,5

Изделия и консервы из мяса

25,7

102,9

Сахар-сырец

1 216,8

480,4

Сахар белый

87,5

46,1

Какао-бобы

40,4

120,4

Продукты, содержащие какао

95,5

332,1

Напитки алкогольные и безалкогольные

-

1 321,5

 

С момента включения России в международные экономические отношения в качестве самостоятельного субъекта в её экспорте основное место занимают сырьё и полуфабрикаты, относящиеся главным образов к продукции первого передела, а в импорте – изделия машиностроения и продовольствие. Такое положение России в системе международного разделения труда обусловлено природно-климатическими условиями, а так же особенностями её политического развития в прошедшем веке.

Товарная структура отечественной внешней торговли отражает ограниченные возможности приспособления российского производства к взаимодействию с внешним миром. Мировая торговля является ныне сферой обмена преимущественно готовыми изделиями: на них падает около 80% мирового экспорта. У России, если оперировать структурой её внешней торговли в фактических ценах, составляющий показатель составляет примерно 40%, т.е. вдвое меньше. На мировых рынках более 2/5 реализуемой продукции приходится на машины, оборудование и транспортные средства, около 16% - на высокотехнологичную продукцию. В отечественном экспорте удельный вес продукции машиностроения составляет только 8%, высокотехнологичной продукции – примерно 2%.

 

3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РФ СО СТРАНАМИ СВА

 

Развитие экономического сотрудничества  со странами Восточной Азии имеет для России  исключительно важное экономическое и стратегическое значение, что  определяется как географическим положением, так и динамикой интеграционных процессов внутри Азиатско-тихоокеанского региона. Значительное влияние на характер хозяйственного взаимодействия с соседними странами оказывают субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа. В 2009 г. объем валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа (ДВО) превысил 6% ВВП России. Приток иностранных инвестиций в 2007-2008 гг. составил порядка 10% общего объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику России. При этом размеры экспортной и импортной квот ( отношение экспорта и импорта к валовому региональному продукту), которые в прошлом году составили 21% и 8%, существенно меньше общероссийских квот, что говорит о имеющемся потенциале развития внешнеторговых связей региона.

Основными торговыми партнерами России среди стран Восточной Азии страна  являются Китай, Япония и Республика Корея.

Таблица 3.1 - Внешняя торговля России со странами Восточной Азии (млрд. долл.).

 

2007г.

2008г.

2009г.

КНР

7,3

11,5

15,1

Япония

3,3

4,2

7,3

Республика Корея

1,9

2,6

2,3

КНДР

0,078

0,11

0,211

Монголия

0,25

0,32

0,38

Источник: Россия в цифрах 2009г. Статистический сборник.

 

В 2009 году объем товарооборота между Россией и Китаем  увеличился на 37% по сравнению с 2008 годом. Данный показатель не учитывает  "челночной" и бартерной торговли , достигающей, по оценкам, 10 млрд. долл. в год.  Так называемая "челночная" торговля  , представляющая собой массовый ввоз в Россию физическими лицами товаров, которые формально декларируются как предназначенные для личного потребления, но в действительности перепродаются, является серьезной проблемой для статистики внешней торговли в связи с сокрытием от учета  значительной части товаров, поступающих на российский рынок. Следствием осознания этой проблемы со стороны контролирующих органов является усиление законодательных ограничений на осуществление данного вида бизнеса в, частности, сокращение стоимостного объема беспошлинного ввоза для физических лиц.

Несмотря на то, что в настоящее время доля регионов Дальнего Востока во внешней торговле России представляет собой относительно скромную величину ( порядка 4-5% в 2007-2008гг.), по некоторым товарным позициям этот показатель   превышает 20% . При этом особенности геополитического положения Дальнего Востока России, разрушение многих внутрихозяйственных связей в 90-е гг. предопределяют усиление экономической ориентации региона на внешние рынки АТР, включая  рынки стран Восточной Азии. В начале 2000-х гг. вывоз в другие районы страны составлял, в среднем, 4,5% регионального выпуска продукции, а доля экспорта достигла 18,5%.

Потенциал внешнеторговых связей российского Дальнего Востока в значительной степени определяется его природно-ресурсным потенциалом. Здесь сосредоточено около 35% всех угольных запасов страны, более 30% общих площадей лесов, более 80% алмазов, олова, свинца, молибдена, вольфрама, ртути, а также более 50% золотых запасов. Суммарные извлекаемые запасы нефти в пределах материковой части составляют 2,98 млрд. т., суммарные ресурсы газа-26,8 трлн. куб.м. Следствием общеэкономических проблем переходного периода стало изменение стоимостной структуры промышленности в сторону сокращения удельного  веса машинотехнических изделий, что также существенно влияет на  экспортные возможности региона.

Таблица 3.2 - Структура внешней торговли Дальневосточного Округа (%)

 

2006г.

2007г.

2008г.

Экспорт

 

 

 

Продукция ТЭК

23,8

36,0

43,0

Древесина и изделия из нее

14,0

16,5

19,0

Рыба и море-продукты

7,5

11,0

13,5

Продукция машиностроения

37,0

7,3

12,5

Импорт

 

 

 

Машины и оборудование

44,8

40,4

45,5

Пищевые товары

18,5

17,0

16,0

Химические товары

8,4

9,5

12,3

Источники: Проблемы Дальнего Востока №4, 2009; БИКИ № 137, 2009

В последние годы в экспорте ДВО возрастают поставки продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК), составляющие в настоящее время более 40% вывоза, что объясняется ростом продажи нефти и нефтепродуктов в КНР, КНДР, угля в Японию и республику Корея. В экспортных поставках ТЭК появились новые продукты (легкие дистилляты и др.), вывоз которых до 2007г. не производился.

Второй по значению статьей экспорта ДВО является древесина и изделия из нее, на которые ежегодно приходится в среднем 15-19% экспортных поставок. Более 90%  вывоза этой группы товаров приходится на круглый лес, что говорит о необходимости развивать производство и экспорт древесины с более высокой степенью обработки, увеличивая за счет этого размеры валютной выручки.

Следует отметить, что география экспорта лесоматериалов Дальневосточного  округа существенно изменилась за последние годы, что связано с конъюнктурными сдвигами на мировом рынке древесины. Доля Японии в вывозе сократилась, а доля КНР существенно увеличилась. Если в 2003 году   на Китай приходилось 15%  поставок лесопродукции из ДВО, то к 2008 году эта доля выросла до 65%. Однако  такая ситуация связана не только с потребностями китайского рынка в древесине, но и  с возрастанием  роли КНР в качестве посредника  экспорта леса из российских районов Дальнего Востока.

Третья по важности товарная группа в экспорте Дальневосточного округа- рыба и морепродукты  (в среднем 11-13% ежегодно, хотя ситуация с добычей и экспортом рыбы и морепродуктов, отражаемая в официальной статистике не соответствует реальной ситуации из-за больших размеров неучтенной продукции). Основной страной-импортером рыбы и морепродуктов является Япония, на ее долю приходится более 40% экспорта рыбы, преобладают поставки охлажденной и мороженной рыбы. В 2006-2008 гг. существенно возросли (примерно на 25%)  поставки рыбы и морепродуктов в Китая и Республику Корея.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в структуре экспорта ДВО значительно сократилась доля машин и оборудования (с 37% в 2003 г. до 7,3% в 2007 г.). Это объясняется сокращением экспорта вооружений и военной техники, в том числе самолетов в КНР, а также плавучих средств, медицинского и измерительного оборудования в Республику Корея, КНР, Сингапур.

В импортных закупках Дальневосточного Округа преобладают машины и оборудование, доля которых в 2006-2008 гг. составляла порядка 42-45%. Ввозятся легковые и грузовые автомобили, микроавтобусы, строительно-дорожная техника. Свыше 30% общих поставок машин и оборудования составляют автомобили из Японии. С 2006 г. начался импорт машин и оборудования из Китая, куда входят оборудование для сотовой связи, текстильное оборудование, дорожная техника, деревообрабатывающие станки и другая техника. Ведутся переговоры о поставках из КНР оборудования для нефтегазовой и химической промышленности, сельскохозяйственной техники и др. оборудования.

Второе место в импорте ДВО занимают продовольственные товары (в среднем, 16- 18% общего объема импорта), которые ввозятся главным образом из КНР и Республики Корея. В последние годы наметилась положительная тенденция сокращения импорта продовольственных товаров за снижения  закупок домашней птицы, охлажденной и мороженной свинины, продукции растениеводства, что объясняется повышением удовлетворения потребностей в этих продуктах за счет внутреннего производства.

Третье место в импорте ДВО занимают товары химической промышленности (в среднем 10-12%  общего ввоза). Увеличиваются закупки в Японии и Республике Корея полимерных материалов, химических волокон, пластмассы и изделий из нее.

Существенную роль в развитии межрегионального сотрудничества, формировании его правовой базы играет Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии  (АРАССВА), которая была создана в середине 90-х годов и в настоящее время объединяет около 40 субъектов из России, Китая, Монголии, Республики Корея, КНДР, Японии. В 2008 году было принято решение сформировать в рамках АРАССВА подкомитет по приграничной торговле, призванный координировать  вопросы трансграничного  сотрудничества, создания локальных  приграничных торговых зон и комплексов и др. В настоящее время решение многих вопросов сдерживается отсутствием финансирования. Например,  в Китае до сиз пор не создано официально аккредитованных представительств субъектов Российской Федерации. По поручениям администраций российских регионов их интересы представляют крупные региональные коммерческие структуры, имеющие свои представительства за рубежом. Такая практика позволяет поддерживать контакты с зарубежными партнерами и решать организационные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, но, в тоже время  не дает возможности налаживания комплексного, глубокого и масштабного взаимодействия, для которого требуется серьезная государственная поддержка. В то же время  китайская сторона рассматривает сотрудничество с российскими регионами  в качестве  приоритетного направления внешнеэкономических связей сопредельных провинций КНР, подтверждением чему служат масштабные работы по модернизации промышленности северо-восточного Китая, включая провинции Хэйлунцзян, Цзилин, Хэбэй и Ляони н, нацеленные, в значительной степени на углубление кооперации с российскими районами. Согласно заявлениям руководителей администрации пров. Хэйлунцзян, занимающей ведущее положение по размерам торговли с Россией, экономика провинции в возрастающей степени ориентируется именно на российский рынок и  постепенно превращается в основной транзитный узел для товаров из различных районов Китая, поставляемых в РФ.  Уже сейчас, на долю России, где основным контрагентом является Дальневосточный округ, приходится порядка 60% товарооборота провинции Хэйлунцзян.  Сфера хозяйственных интересов администрации  этой китайской провинции сосредоточена  в области реализации с российскими регионами масштабных  проектов по заготовке и обработке лесоматериалов, сельского хозяйства, недвижимости, расширении  своего экспорта продукции машиностроения и современных технологий.

Помимо вышеназванных  соседних районов Китая, российские регионы являются  также важнейшими торгово-экономическими партнерами китайских провинций Хэбэй, СУАР, АР Внутренняя Монголия. Представляется, что приоритеты китайской стороны в продвижении  межрегионального экономического сотрудничества необходимо более тесно увязывать с интересами хозяйственного  развития российской стороны с точки зрения  возможности получения современных технологий, финансовых ресурсов, создания объектов инфраструктуры, повышения в экспорте продукции с более высокой степенью обработки , учитывая при этом, что долгосрочные стратегические интересы развития российских регионов и китайских провинций далеко не во всем совпадают.

Совершенно очевидно, что роль  внешнеэкономических связей в хозяйственной жизни   российских регионов Дальнего Востока будет возрастать, что происходит на фоне ослабления межрегионального внутрироссийского взаимодействия. Уже сейчас доля КНР во внешнеторговом обороте только одного Хабаровского края превышает 50% (далее идут Япония, Республика Корея, Швейцария, КНДР, США, Сингапур, Вьетнам и др. страны). Происходит упрощение режима въезда в зоны приграничной торговли, где созданы льготные налоговые и иные условия, в стадии реализации находится создание свободной экономической зоны "Бикин". При этом Хабаровский край имеет достаточно прочный потенциал развития внешнеэкономических связей, основанный, в первую очередь на природных ресурсах. В экспорте края ведущие позиции занимают нефтепродукты (50,6% в 2008 году), древесина и изделия из нее (28,1%), черные и цветные металлы(9,8%), рыба (3,7%), продукция машиностроения (2,2%). Общий размер внешнеторгового оборота края в 2008 году составил 2,3 млрд. долл., что почти на 20% превышает показатели предыдущего года. На начало 2009 года в экономику Хабаровского края было привлечено  433,7 млн. долл. иностранных инвестиций, причем около половины из них поступило в период 2005-2008 годов, что объясняется повышением инвестиционной привлекательности края. Наибольший объем инвестиций приходится на долю США (20,3%),  Австрии (16,5%), Кипра (13,9%), Японии (11,5%),  Китая (9%), Республики Корея (5%). Отраслевая структура иностранных инвестиций выглядит следующим образом: лесная и деревообрабатывающая промышленность (37%), черная металлургия (24,4%), горнодобывающая промышленность (15,7%), транспорт (11,4%), торговля и общепит (5,1%), связь (1.7%), услуги (0,1%), прочие вложения(4,6%). В рейтингах инвестиционной привлекательности Хабаровский край устойчиво занимает позицию региона со "средним потенциалом и умеренным риском" и занимает 23 место среди 89 субъектов Российской Федерации. Среди приоритетных инвестиционных проектов, заинтересованных в привлечении иностранных капиталовложениях, администрация края  выделяет проекты в области топливно-энергетического комплекса, разработки минерально-сырьевых ресурсов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроительный комплекс, судостроение, металлургическая промышленность, рыбная промышленность, строительный комплекс, производство товаров народного потребления. Так, в области машиностроения разработаны технико-экономические обоснования проектов по производству универсального транспортного средства (УТС) с гусеничным, экологически безопасным движением (г. Хабаровск), производство энергетического оборудования, производства твердых сплавов и режущих инструментов, создания производства стальных гофрированных труб (г. Комсомольск-на Амуре)  В области освоения минерально-сырьевых ресурсов - геологическое изучение и добычу алунитов на Шелеховском месторождении Комсомольского района, геологическое изучение и добыча золота на месторождении Белая Гора Николаевского района, поиск, разведка и освоение месторождений нефти и газа на шельфе Охотского моря, прилегающих к территории Хабаровского края, геологическое изучение и добыча нефти и газа на Лазаревском нефтегазоносном участке Николаевского района и целый ряд других проектов.

Существенный вклад в развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока вносит Сахалинская область, на долю которой приходится , в среднем, 20% внешнеторгового оборота ДВО.  Основными внешнеэкономическим партнерами области являются Япония, Сингапур, Китай, США и Республика Корея. В целом на страны АТР приходится около 90% внешней торговли области.

Основными товарами экспорта являются рыба и морепродукты, нефть, деловая древесина и пиломатериалы, а также услуги- коммерческие, транспортные, связи. Ключевым фактором обеспечения жизнедеятельности области является развитие топливно-энергетического комплекса,  где производится 55% промышленной продукции области и обеспечивается свыше 25% ее  экспортного потенциала. Топливно-энергетический комплекс области представлен нефтегазовой, угольной отраслями промышленности и энергетикой. Особую роль играет нефтегазодобывающая промышленность, поскольку Сахалин – единственный регион Дальнего Востока, где производится добыча нефти и газа. Практическая реализация проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" с привлечением иностранных и отечественных инвесторов создает благоприятные перспективы для развития экономики и социальной инфраструктуры области. Непосредственно на территории Сахалина предполагается построить крупное  предприятие по сжижению природного газа,  экспортные терминалы, завод по изоляции труб, проложить сотни километров трубопроводов, создать жилые комплексы, центры обучения, модернизировать дороги, морские и воздушные порты, системы связи. Особенностью энергосистемы Сахалинской области является ее обособленность от единой энергосистемы России и соседних дальневосточных регионов. Перспективы развития энергетики Сахалина могут быть связаны со строительством крупных комплексов по производству электроэнергии (на базе газа вместо угля) и экспорту ее в Японию.

Номенклатура импортируемых товаров включает в себя машины, оборудование, транспортные средства (49% импорта), топливно-энергетические ресурсы, металлы, химические продукты, пищевые товары, промышленная продукция народного потребления.

Большое значение внешнеэкономические связи и имеют и для других областей, в частности, для Амурской области, где ведущую роль в качестве внешнеторгового партнера,  играет Китай. Удельный вес КНР в торговле области превышает 60%. Амурская область экспортирует в основном лес, металл, сою. В связи с недостатком у российских фирм оборотных средств для расширения внешнеторговой деятельности китайские фирмы постепенно стали выполнять функции российских партнеров по закупке и экспорту сырьевых товаров. Так, в совместных предприятиях области нередко фактическим  собственником  является китайский участник, а российский  занимается оформлением документов и сбытом продукции. Эксперты отмечают, что КНР создает в приграничных регионах РФ инфраструктуру для наращивания собственного экспортного потенциала.

Количественные параметры традиционной топливно-сырьевой специализации России значительно возросли в последние годы, в результате чего усиливается зависимость от мировой конъюнктуры, прогнозировать которую становится все трудней из-за усилившейся военно-политической и экономической нестабильности в мире. Вместе с тем  большой потенциал развития топливно-сырьевого экспорта, опирающегося на естественные преимущества страны сохраняется. Здесь Россия нуждается в диверсификации экспортной деятельности с точки зрения географии поставок, степени обработки продукции и круга зарубежных партнеров. По прогнозам, мировой спрос на энергию в последующие 15-20 лет возрастет более чем на 50%. Для удовлетворения этого постоянно растущего спроса на энергию будет необходимо все большее количество ископаемого топлива, основой  которого по-прежнему будут оставаться нефть и газ.  Главную роль в  растущем спросе на энергоносители будет играть Азия. Наибольшего  внимания заслуживают три региональных рынка, которые  демонстрируют  возрастающие  потребности  в российских энергоносителях (нефть и газ) -это китайский, японский и южнокорейский рынки.  Наиболее динамично  увеличиваются потребности Китая. По оценкам специалистов, в предстоящие  15 лет  спрос только  на газ  увеличится  в КНР на 250% (при среднемировом увеличении спроса на газ на 65%). Уже в настоящее время на Китай приходится 10,6% мирового потребления энергоносителей, что практически вдвое выше доли Японии, равной 5,4%. При этом необходимо подчеркнуть, что Китай располагает лишь 1% доказанных мировых запасов природного газа, в то время как на Россию приходится примерно одна треть мировых запасов газа. К настоящему времени Китай превратился в  крупнейшего импортера нефти в Азиатско-Тихоокенском  регионе. Эта страна впервые стала  нетто-импортером нефти в 1994 году, и сейчас уровень обеспеченностью нефтью за счет собственной добычи составляет всего 70% и продолжает сокращаться. Среднегодовой прирост добычи нефти в Китае в последние десять лет составил примерно 1,6%, в то время как среднегодовой прирост потребления нефти там составил 6%.   Другими словами темпы роста добычи нефти значительно меньше темпов роста потребления нефти, что приводит к увеличению дефицита, покрываемого за счет импорта.

 К настоящему времени роль ведущего поставщика нефти в Китай перешла от Ирака к  Саудовской Аравии. Вторым по значимости источником нефти для Китая является  Судан. В целом, в 2008 году основными поставщиками нефти в Китай были Ближний Восток-49%, Африка-23%, Азиатско-Тихоокеанский регион-18%.

  В условиях, когда китайский импорт нефти быстро растет, а основные страны-поставщики из Ближнего Востока  и особенно  Африки считаются политически нестабильными, китайские политики и эксперты просчитывают риски нарушения поставок из этих регионов. Поэтому для Китая перспективными являются поставки энергоресурсов из России. К 2020 году потребности Китая в нефти возрастут до 400 млн. тонн. Если в настоящее время Китай импортирует треть потребляемой нефти, то  в 2020 году эта доля составит уже более 50 процентов. Поэтому вопросы энергетической безопасности и особенно нефтяной безопасности стоят перед  КНР чрезвычайно остро. С точки зрения интересов Китая, поставки из России  помогут, во-первых, в реализации многих промышленных проектов на севере КНР, а во-вторых, за счет диверсификации источников снабжения уменьшить зависимость от ближневосточных энергоносителей (которая при определенных условиях может быть использована имеющими там сильные позиции Соединенными Штатами в целях "нефтяного шантажа") и повысить степень нефтяной безопасности страны.

Надо сказать, что китайские НПЗ уже проводят переоснащение для переработки российской нефти, т.к. они в возрастающих объемах эту нефть начали перерабатывать. Так, расположенный в Пекине Яньшанский НПЗ официально объявил о планах приступить к переработке российской нефти. Добываемая на Дацинских месторождениях нефть, которая была основном источником сырья для Яньшанского НПЗ производительностью 175000 барр/ сут, должна быть заменена на российскую нефть. Согласно данным Яньшанского НПЗ, большая часть прироста производства нефтепродуктов будет  использована в качестве сырья на его собственном заводе по производству этилена производительностью 710000 т/год с тем, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на продукцию нефтехимической промышленности в стране. На Яньшанском НПЗ, являющимся подразделением компании Sinopec завершается переоснащение нефтеперегонных установок, что позволит ежегодно перерабатывать 1,5 млн. тонн российской нефти, отличающейся  более высоким содержанием серы.

Имея общую границу протяженностью 3645 км, Россия и Китай уже сейчас подошли к реализации крупных совместных проектов по сооружению нефтегазовой инфраструктуры, реализация которых позволит обеспечить поступление на рынок Китая значительных объемов углеводородного сырья, добываемого на крупных российских месторождениях (через транссибирский трубопровод). По оценкам, Восточная Сибирь и Дальний Восток располагают 15 млрд. тонн извлекаемых и вероятных запасов нефти. Вместе с тем отрицательной характеристикой многих из этих месторождений являются отсутствие транспортной инфраструктуры и суровые климатические условия. Динамика сотрудничества будет зависеть во многом от того, сможет ли Россия обеспечить достаточный объем поставок на протяжении предстоящих трех десятилетий. Еще одна проблема заключается в разработке формулы по которой будет рассчитываться цена на поставляемую нефть, чтобы сделать российскую нефть конкурентоспособной по отношению к  нефти, импортируемой Китаем из других источников.

По мнению зарубежных экспертов, Китай, с точки зрения своих национальных интересов, поступил в свое время правильно, ведя переговоры о строительстве трубопровода в Китай не только с Россией, но и с Казахстаном, когда учитывалось то обстоятельство, что если проект с Россией закончится неудачей,  альтернативной схемой станет паназиатская труба из Казахстана, которая протянется через весь Китай. Если нефтепровод из Казахстана будет построен, то Китай, ставший через  CNPC полноправным владельцем нефтяного месторождения Северные Бузачи в Казахстане (извлекаемые запасы которого составляют 300-500млн. баррелей сырой нефти, а общие запасы могут превысить 1 млрд. баррелей), сможет доставлять нефть до побережья Тихого океана и сам делиться излишками нефти со странами, которые испытывают в ней недостаток- с той же Японией или Южной Кореей. Более того, рано или поздно по этой нефтяной трубе может пойти и российская нефть, потому что в настоящее время не существует крупных российских нефтепроводов, ведущих на восток. Такой вариант  развития событий поможет превратить Китай в своего рода уникакльный "паназиатский глобальный энергомост" и поставить его на одну из ключевых позиций в азиатском нефтяном сотрудничестве.

Судя по всему, идея паназиатской трубы из Казахстана, помимо прочего, призвана показать России, что Китай способен и без нее, во-первых, справиться со своими задачами, а во-вторых, занять ключевые позиции на азиатском нефтяном рынке, доставляя нефть до побережья Тихого океана. При этом, прогоняя свою нефть по китайскому нефтепроводу, уже не Китай будет платить России, а Россия будет платить Китаю, что предопределяет объективное усиление позиций последнего.

Что касается реализации газовых проектов, самыми перспективными регионами России являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Основой восточного направления российского газового экспорта может стать сырьевая база Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и острова Сахалин.

Программой "Газпрома" предусматривается создание в Восточной Сибири газовой инфраструктуры, первые работы должны начаться в 2007г. в Иркутской области и в 2009г. в Красноярском крае. На Дальнем Востоке с 2007г. планируется увеличить прирост объемов поставок газа в Хабаровский край, продолжить  увеличивать потребление газа на Сахалине и впервые приступить к использованию природного газа на Камчатке. С 2009года начнется создание газовой инфраструктуры в южных районах Якутии и Амурской области. После 2010 года планируется завершить сооружение газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, который станет составной частью газовой инфраструктуры Сахалинской области, Хабаровского и Приморского Края. Все излишки газа, добываемого в Восточной Сибири должны поступать в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). Соединение восточных газопроводов с ЕСГ в дальнейшем  даст возможность России  направлять в западные регионы страны избыточные объемы газа в случае, если конъюнктура на рынке СПГ в Азиатско-тихокеанском регионе будет недостаточно благоприятна.

На сегодняшний день существует порядка десяти маршрутов транспортировки природного газа с различных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока на азиатские рынки. Но самым перспективным, по мнению экспортов, вариантом является строительство трубопровода -связки между Ковыктой и уникальным Чаядинским месторождением в Якутии, что позволит объединить потоки ковыктинского и якутского газа в едином трубопроводе.

Использование природно-ресурсного потенциала восточных районов России является наиболее перспективным в качестве начального импульса развития отраслей, опирающихся на научно-технический потенциал. Причем такое использование природных ресурсов может продолжаться довольно долго, учитывая остающиеся значительные объемы топливно-сырьевых ресурсов. Поэтому важно соединить разработку и экспорт наиболее рентабельных видов сырья и топлива с появлением и развитием точек роста в тех отраслях экономики, которые будут способствовать ее структурной перестройке.

Общероссийская концепция и практическое участие стран Дальнего Востока и Сибири в системе международных связей России отражены в постановлении правительства РФ об "Основных положениях региональной политики в Российской Федерации и документах местного уровня. "На этой базе сформулированы основные цели региональной  внешнеэкономической политики на Дальнем Востоке  и Сибири. Для выполнения этих целей, важнейшей из которых является задача развития российских регионов и улучшение условий жизни населения, помимо реализации конкретных хозяйственных проектов, необходимо развитие сервисной инфраструктуры восточных регионов (банковский, страховой, информационный сектора, транспортная система и система связи и др.), а также повышение инвестиционной привлекательности регионов, что связано с необходимостью совершенствования договорно-правовой базы международного экономического сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

Категория: Макроэкономика | Добавил: igete (13.08.2015)
Просмотров: 653 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Финансовый анализ [15]
Аудит [1]
Бухгалтерский учет [2]
Банковское дело [8]
Бюджет и бюджетная система [22]
Менеджмент [12]
Маркетинг [1]
Налоги и налогообложение [3]
Финансы [9]
Учет [3]
Статистика [0]
Экономическая теория [7]
Макроэкономика [3]
Микроэкономика [19]
Антикризисное управление [11]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz