ВАРИАНТ 8
ПЛАН
1. Формирование цены импортного товара. 3
2. Ценообразование на рынке технологических знаний. 14
3. Задача. 17
Библиографический список. 18
1. Формирование цены импортного товара
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ к таможенным платежам относятся:
· ввозная таможенная пошлина (включая сезонные пошлины);
· НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
· акциз, взимаемый при ввозе товаров на территорию РФ.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.
Особая роль в системе таможенных платежей отводится ввозной таможенной пошлине.
Ввозная таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию.
Объектом обложения таможенной пошлиной являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а базой для исчисления — таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации – международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие она обычно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам.
Эти же ставки распространяются на ввозимые товары, страна происхождения которых не установлена (за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством, а именно когда таможенные органы обнаружат признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзитом через ее территорию).
Если в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, то ставки увеличиваются вдвое по сравнению с теми, что указаны выше (за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций)).
С целью оперативного регулирования ввоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
К ввозимым товарам на таможенную территорию РФ в целях защиты экономических интересов РФ могут временно применяться особые пошлины в соответствии с законодательством РФ о специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах.
К особым пошлинам относятся: специальная, антидемпинговая и компенсационная.
С целью стимулирования внешнеторговой деятельности предусмотрены тарифные льготы (тарифные преференции), которые предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ.
Тарифные преференции предоставляются в виде:
· установления тарифных квот на преференциальный ввоз отдельных сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся в России;
· освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров: происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза; происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством РФ периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Под таможенной квотой понимается установление пониженных ставок по сравнению с теми, которые предусмотрены в соответствии с Таможенным тарифом РФ, а также ставки пошлины на определенное количество ввозимого товара в течение определенного периода. Порядок исчисления таможенной пошлины зависит от вида ставок.
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок:
· адвалорные, устанавливаемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
· специфические, устанавливаемые в денежном выражении за единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, на пиво безалкогольное — € 0,6 за 1 л, зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) — € 5 за 1000 штук;
· комбинированные, сочетающие в себе адвалорную и специфическую ставку. Так, для одежды меховой овчинной — 20 % таможенной стоимости, но не менее € 30 евро за 1 пару обуви; для спортивной обуви — 15 % таможенной стоимости, но не менее € 0,7 за 1 пару обуви.
В зависимости от вида ставок таможенная пошлина рассчитывается следующим образом:
1) для адвалорной ставки:
П1 = Ст × С1,
где П1 — сумма таможенной пошлины;
Ст — таможенная стоимость;
С1 — ставка в процентах;
2) для специфической ставки:
П2 = Вт × С2 × Ке,
где П2 — сумма таможенной пошлины;
Вт — объемная характеристика товара в натуральном выражении (количество) товара;
Ке — курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной стоимости;
3) для комбинированной ставки применяется один из двух методов определения таможенной пошлины в зависимости от вида ввозимого товара.
При первом методе таможенная пошлина определяется по адвалорной ставке, затем по специфической., и уплате подлежит наибольшая из величин.
При втором методе определения таможенной пошлины рассчитывается таможенная пошлина по адвалорной ставке, затем по специфической, уплачивается общая сумма, исчисленная по этим ставкам.
При исчислении таможенной пошлины применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
К таможенным платежам, взимаемым при таможенном оформлении товаров, относятся и акцизы. Порядок их взимания регламентируется НК РФ и Таможенным кодексом РФ. Перечень подакцизных товаров ограничен. Он предусмотрен в гл. 21 НК РФ.
В настоящее время к подакцизным товарам относятся:
· спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
· пиво;
· табачная продукция;
· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
· автомобильный бензин;
· дизельное топливо;
· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
· прямогонный бензин.
Объектом налогообложения является ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база зависит от вида акцизных ставок. Ставки акцизов бывают:
· твердые (специфические) — в абсолютной сумме, рублях и копейках за единицу измерения;
· адвалорные (в процентах);
· комбинированные, сочетающие в себе твердые и адвалорные ставки.
В настоящее время на все подакцизные товары (кроме сигарет и папирос) применяются твердые ставки налога. Адвалорная ставка в чистом виде не применяется. На сигареты и папиросы установлены комбинированные ставки. Так, ставка акциза на сигареты с фильтром в 2009 г. — 150 руб. за 1000 штук плюс 6 % расчетной стоимости, исчисленной исходя из максимальной цены, но не менее 177 руб. за 1000 штук. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком на единицу потребительской упаковки (пачки) табачных изделий. Выше этой цены предприятия розничной торговли, общественного питания, сферы услуг и индивидуальные предприниматели не могут реализовать табачные изделия потребителям. Уведомление о максимальной розничной цене на импортные сигареты и папиросы подается налогоплательщиком в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров. Форма уведомления устанавливается Минфином России.
Алгоритм расчетов суммы акциза зависит от вида налоговых ставок, вида товара, единицы измерения и так далее и выглядит следующим образом:
1. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, рассчитывается по формуле:
Са = (Те + Сп) × Аа,
где Са — сумма акциза;
Те — таможенная стоимость ввозимого подакцизного товара;
Сп — сумма ввозной таможенной пошлины, подлежащей уплате;
Аа — налоговая ставка в процентах.
2. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, сумма акциза рассчитывается по формуле:
Са = Ас × Вт,
где Ас — налоговая ставка в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его техническая характеристика (для легкового автомобиля, мотоцикла);
Вт — объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении, рассчитываемый, в свою очередь, по следующей формуле:
Вт = Кт × Кк,
где Кт — количество подакцизного товара декларируемой партии;
Кк — коэффициент, учитывающий особенности единицы измерения, а именно: объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в спиртосодержащей продукции или этиловом спирте (используется в расчете, если налоговая ставка установлена за 1 л безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции или этиловом спирте); мощность двигателя легкового автомобиля, мотоцикла (используется в расчете, если налоговая ставка установлена за единицу измерения технической характеристики легкового автомобиля, мотоцикла).
В результате формула для расчета суммы акциза примет вид:
Са = Ас × Кт × Кк.
3. Сумма акциза по подакцизным товарам, маркированным акцизными марками, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается по формуле:
Са = Кт × Ку × Ас × Кк,
где Кт — количество товара в подлежащих маркировке упаковках, которые неотделимы от товара до его употребления и в которых товар представляется для розничной продажи (для алкогольной продукции — количество бутылок или иных емкостей, для табака и табачных изделий — количество пачек или иных упаковок);
Ку — коэффициент, учитывающий количество (для сигарет, сигарилл и сигар), либо массу (для табака), либо объем (для алкогольной продукции) подакцизных товаров в соответствующих единичных упаковках, маркированных акцизными марками;
Ас — размер специфической налоговой ставки за единицу измерения подакцизного товара;
Кк — коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) спирта этилового, содержащегося в алкогольной продукции (используется в расчете, если налоговая ставка установлена за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции).
4. Сумма акциза для сигарет и папирос, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, рассчитывается по формуле:
где Кт — количество товара (количество пачек или иных упаковок);
Ку — коэффициент, учитывающий количество (для сигарет и папирос) либо массу (для табака) подакцизных товаров в соответствующих единичных упаковках, маркированных акцизными марками;
Аа — размер адвалорной налоговой ставки;
Рс — расчетная стоимость для сигарет и папирос одной маркировки (наименования), исчисленная исходя из максимальной розничной цены по формуле:
Рс = Мрц × Кт,
где Мрц — максимальная розничная цена, указанная на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий по каждой марке (каждому наименованию табачных изделий).
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в большинстве случаев уплачивается НДС. Объектом налогообложения в этом случае является ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Порядок определения налоговой базы зависит от того, облагаются ли ввозимые товары на таможенную территорию РФ таможенной пошлиной (П) и акцизами (А). В любом из этих случаев учитывается таможенная стоимость (Ст).
Налоговая база определяется:
· по товарам, облагаемым таможенными пошлинами и акцизами, следующим образом:
С + А + П;
· по товарам, облагаемым таможенными пошлинами и не облагаемым акцизами, следующим образом:
С + П;
· по товарам, облагаемым акцизами и не облагаемым таможенными пошлинами, следующим образом:
С + А;
· по товарам, не облагаемым таможенными пошлинами и акцизами, — как С.
Если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых товаров, налоговая база определяется как сумма:
· стоимости приобретенных товаров (включая затраты на доставку до границы РФ);
· акцизов (для подакцизных товаров).
Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида, марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.
Если в составе одной партии ввозимых товаров находятся как подакцизные, так и не подакцизные товары, то налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из этих групп товаров.
Перечень товаров, не подлежащих налогообложению, предусмотрен в ст. 150 НК РФ.
Необходимо отметить, что таможенная пошлина, акцизы и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ рассчитываются декларантом или иным лицом, на которого в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами возложена обязанность по их уплате. Расчет и уплата их производятся в валюте РФ. При пересчете иностранной валюты в российскую валюту применяется курс, устанавливаемый ЦБ РФ для целей учета и исчисления таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 (ред от 10.03.2009) «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (далее — Постановление).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление дифференцированы в зависимости от суммы таможенной стоимости. Так, если таможенная стоимость не превышает 200 тыс. руб., то сборы за таможенное оформление товаров — 2 тыс. руб. и т. д.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб.
При этом применяются те ставки таможенных сборов за таможенное оформление, которые действуют на день принятия таможенной декларации.
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Для исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом. Уплачиваются эти сборы до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.
Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и за хранение установлены Таможенным кодексом РФ. Суммы таможенных сборов рассчитываются в валюте РФ. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ производится по курсу, установленному ЦБ РФ для целей учета и таможенных платежей и действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Рассмотрев вопросы определения таможенной стоимости, таможенных платежей, остановимся на порядке расчета цен на импортные товары.
Порядок расчета цен на импортные товары зависит от:
· вида закупок, а именно за счет каких средств осуществляется закупка — централизованных ресурсов (централизованных валютных средств) или же собственных валютных средств импортера;
· вида таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении товара;
· взимания НДС при выпуске товаров в свободное обращение;
· характера использования товара (используется ли данный товар в качестве сырья, материалов, оборудования и т. д. при производстве отечественного товара или же реализуется в первоначальном виде на внутреннем рынке РФ);
· кто осуществляет импортную закупку (отечественный производитель, оптовая или розничная торговая организация и т. д.).
Во всех этих случаях базой расчета цен будет таможенная стоимость.
Поскольку значительная часть импортных товаров закупается за счет собственных валютных средств, порядок расчета цены рассмотрим на примере закупки товара организацией розничной торговли.
В этом случае организация розничной торговли прежде всего определяет расчетную цену, в которую включены таможенная стоимость, таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление. НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в расчетную цену не включается. Затем к расчетной цене прибавляется торговая надбавка, в результате чего получается розничная цена (без НДС), а затем к розничной цене прибавляется НДС.
2. Ценообразование на рынке технологических знаний
В качестве научно-технической продукции выступают сами результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Поэтому её отличают, как правило, высокая степень новизны и адекватный уровень наукоёмкости. Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологий, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно - технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации.
Спрос на научно-техническую продукцию в мире постоянно растёт, поскольку она непосредственно связана, с одной стороны, с совершенствованием и развитием действующих производств с целью повышения их технического уровня и экономической эффективности, а с другой стороны - с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий. И хотя разработка и создание научно-технической продукции осуществляется чаще всего в рамках договоров, заключаемых между производственными предприятиями (фирмами) и научными организациями, а также в рамках государственных заказов, тем не менее значительный объём научно-технической продукции попадает на внешний рынок.
Мировым лидером здесь являются США, которые ежегодно реализуют за границей наукоёмкой продукции на сумму около $700 млрд. второе место по этому показателю занимает Германия ($530 млрд.), а третье - Япония ($400 млрд.).
Россия за минувшие восемь лет в огромной мере утратила свой научный потенциал. Достаточно сказать, что расходы на научные исследования и разработки сократились за это время почти в 15 раз.
Научно-техническая продукция по своему характеру является по существу продукцией единичного производства. Поэтому её рынку во многом соответственны черты чистой монополии и прежде всего - способность продавцов существенно влиять на цену.
Сравнительный анализ вариантов научно-технической продукции позволяет выявить уровень эффективности каждого из них. Такая информация необходима не только для окончательного решения вопроса целесообразности производства и применения того или иного варианта научно-технической продукции, но и для формирования его цены. Между ценой и экономическим эффектом существует прямая зависимость: то есть чем выше эффект, тем выше цена.
3. Задача
Библиографический список
1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник. – М.: «Дело и Сервис», 2002
2. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие. – М.: Юрайт – Издат, 2006
3. Биншток Ф.И. Ценообразование: учебное пособие. – М.:ИНФРА – М, 2001
4. Беляева И.Ю. и др. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004
5. Беляева И.Ю. и др. Ценообразование: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005
6. Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006
7. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. Нормативные документы. Практические рекомендации. – М.: Междунар. центр фин. – экономического развития, 1997
8. Емельянова Т.В. Ценообразование: учебное пособие. Мн.: Высшая школа, 2005
9. Куликов А.Л. Цены и ценообразование в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006
10. Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учебник. – М.: Экономист, 2005
11. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. – М.: Эдиториал УРСС, 2000
12. Налоговый кодекс Р.Ф. Ч.1-2. – Новосибирск: Сибир. университет изд., 2008
13. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008
14. Коммерческое ценообразование / под ред. Е.В. Сарафановой. – М.: Альфа – Пресс, 2004
15. Оценка бизнеса / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2004.
16. Савицкий А.А. Основы ценообразования: учебное пособие. – Мн.: Дизайн ПРО, 2004
17. Тарасов В.И. Ценообразование: учебное пособие. Мн.: Книжный Дом, 2000
18. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. - Спб: Питер, 2003
19. Таможенная стоимость: теория и практика // Главный бухгалтер. Ценообразование. – 2004 - № 10
20. Ценообразование / под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2004
21. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование: учебник. – М.: РДЛ, 2004
22. Чибинев В.М. и др. Ценообразование: учебное пособие Спб Фонд «Университет», 2000
23. Гапошина Л.Г. Ценообразование в маркетинге: лекция/ – М.: Маркетинг, 2001.
24. Голощапов Н.А. Цена и ценообразование: Словарь-справочник/ Обнинск: ВИКИНГ, 2000.
25. Есипов В.Е. Ценообразование на финансовом рынке: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001.
|