Суббота, 23.11.2024, 16:59
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Экономические » Экономическая теория

Экономическая теория вариант 13

 

Содержание

 

1. Признаки и условия существования монополии. 2

2 Определение цены и объема производства монополистом. 4

3. Ценовая дискриминация. 6

Задание

Библиографический список. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Признаки и условия существования монополии

 

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

         В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров - заменителей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Ведь в обыденном представлении понятие монополиста связывается с непомерно высокими ценами. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

         При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «ценополучатель». В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

         В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, в зависимости от формы несовершенной  конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.

 При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не; в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию — это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

         В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

           Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.

         К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро, - газо, - водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т. п.

         Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса, будет обходиться слишком дорого.

 2 Определение цены и объема производства монополистом

 

         На рис.1., показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки все еще понижаются.

          Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и Р1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Рис. 1.2 Ценообразование в условиях естественной монополии

     Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р1 Е1 МР, а цена значительно превышает предельные издержки.

    Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3, неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC рас положена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.

         Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов  даже при увеличении спроса на товар с D до D1.

    Экономия на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

          Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т. е. цена, оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

3. Ценовая дискриминация

 

Дискриминационной цена является тогда, когда товар с одинаковыми издержками продается по разным ценам.

Зависимость между эффективностью рынка и способностью предприятий влиять на уровень цен имеет обратно пропорциональный характер: чем меньше отдельное предприятие способно влиять на рынок (в частности, на уровень цен), тем более конкурентным является рынок и тем выше его эффективность. Высочайшая конкурентоспособность и эффективность рынка достигаются при условии отсутствия любого влияния предприятия на уровень цен. Если такое влияние имеется, то начинается процесс монополизации рынка.

Важным условием конкуренции является возможность выбора потребителями неодинаковых видов одного товара и разных товаров и услуг, с одной стороны, и возможностей наращивания их объемов и способов реализации (в частности, по разным ценам) предприятиями — с другой, что порождает конкуренцию между производителями и потребителями.

«Конкуренция» как экономическая категория означает соперничество и борьбу между товаропроизводителями при выгоднейших условиях производства и сбыта товаров и услуг за присвоение наибольших прибылей.

Сущность конкуренции подробнее раскрывается в присущих ей положительных и отрицательных чертах, выделение которых отвечает требованиям принципа противоречия. Чтобы комплексно раскрыть эти черты, следует предварительно назвать основные субъекты конкурентной борьбы.

Такими субъектами являются: 1) малые и средние капиталистические предприятия, которые количественно преобладают в развитых странах мира, владельцы которых борются за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за присвоение наибольших прибылей; 2) могущественные компании, которые ставят перед собой аналогичные цели и, кроме того, стараются подчинить своему влиянию малые и средние предприятия, присвоить монопольно высокие прибыли; 3) транснациональные корпорации разных стран, которые борются за источники сырья и энергии, рынки сбыта, присвоение монопольно высоких сверхприбылей; 4)мелкие товаропроизводители (прежде всего фермеры, владельцы мелких предприятий сферы услуг), борющиеся за рынки сбыта и получение доходов, которые бы обеспечили выживание этих предприятий и, по возможности, расширение производства; 5) промышленные и торговые предприятия, которые борются за уровень цен на изготовленные товары и присвоение

на этой основе большой прибыли; 6) промышленные компании и кредитно-финансовые институты, прежде всего, банки, за достижение контроля над разными отраслями экономики, соответствующими объектами собственности, а в конечном итоге — за присвоение максимальных прибылей; 7) транснациональные корпорации (ТНК) и национальные предприятия, которые борются за источники сырья, электроэнергии, рынки сбыта, разные объекты собственности, в процессе которой ТНК стараются подчинить своему влиянию предприятия и компании разных стран, а последние — выстоять в такой борьбе, расширить масштабы своей деятельности, получить соответствующую часть прибыли; 8) предприятия государственного и негосударственного секторов экономики за сферы вложения капиталов, рынки сбыта и т.п.; 9) производитель и потребитель, которые борются за уровень цен, качество продукции и др.; 10) торговые предприятия, которые спорят за рынки сбыта, присвоение больших прибылей; 11) предприятия кредитно-финансовой сферы, прежде всего, коммерческие банки и страховые компании, соревнующиеся за контроль над промышленностью, за вкладчиков с целью расширения сферы влияния и присвоения наибольших прибылей; 12) наемные работники, которые борются за лучшие рабочие места, высшую заработную плату, а также безработные — за вакантные рабочие места и др.

Товаропроизводители ориентируются на удовлетворение потребностей потребителей. Идеальной моделью в этой схеме является ситуация, при которой не существует дискриминации потребителя, что означает своеобразный примат потребителя над продавцом.

При свободной конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. Определенной мерой таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и некоторых услуг. На продолжительном промежутке времени цены тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

Поведение фирмы-монополистического конкурента при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогично поведению монополиста.

В краткосрочном периоде в отрасли имеется фиксированное число фирм. Кривая спроса, как при монополии, является убывающей, а кривая предельного дохода также расположена ниже кривой спроса. Фирма будет максимизировать свою прибыль, производя такой объем продукции, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам.

Цену, соответствующую оптимальному объему выпускаемой продукции, покажет кривая спроса.

Так завершается первый этап определения оптимального объема производства, максимизирующего прибыль (если фирма собирается что-либо производить).

На втором этапе монополистический конкурент также решает, а стоит ли производить вообще? Если цена больше средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль, равную

где PQ — цена товара, АС0 — средние издержки, a Qo — оптимальный объем выпуска. В этом случае ей обязательно нужно производить на уровне оптимального объема производства.

Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения, производить или нет, фирма должна сравнивать цену продукции (Ро) со средними переменными издержками (AVCQ). Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, т.к. цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных (которые в краткосрочном периоде монополистический конкурент несет даже в том случае, если ничего не производит). Если же цена меньше средних переменных издержек (она не покрывает даже их), то это означает, что фирме нужно временно закрыться. В этом случае убытки будут минимальными), и будут равны только сумме постоянных издержек). Таким образом, в краткосрочном периоде монополистический конкурент, также как монополист и совершенный конкурент, может нести убытки, так как он надеется на получение прибыли в будущем.

В долгосрочном периоде оптимальный объем производства также достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода (при условии, что фирма собирается что-либо производить). Долгосрочная равновесная цена будет определяться долгосрочной кривой спроса (завершается первый этап).

На втором этапе монополистический конкурент также решает вопрос, а стоит ли производить вообще? Здесь следует отметить, что в условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать хотя бы безубыточно, т. е. цена на ее продукцию должна быть не меньше долгосрочных средних издержек. В противном случае монополистическому конкуренту следует уйти с рынка. Ситуации минимизации убытков здесь также быть не может.

Как же определяется долгосрочное равновесие фирмы-монополистического конкурента?

На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

1.Спрос на продукцию существующих фирм уменьшается (т.к. число доступных товаров-заменителей увеличивается).

2. Приспосабливаясь к новым условиям конкуренции, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и пр., в результате чего средние издержки увеличиваются.

Этот двоякий процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Цена будет равняться средним издержкам и фирма, выступающая в качестве монополистического конкурента, получит нулевую экономическую прибыль. Приток новых фирм в отрасль прекратится.

Конечно же, фирма, получающая экономическую прибыль в краткосрочном периоде, не будет стоять в стороне и наблюдать, когда конкуренты догонят ее и начнут отбирать прибыли. Она постарается помешать установлению на практике долгосрочного равновесия.

Во-первых, путем совершенствования своего товара и увеличения разнообразия (дифференциации) продуктов.

Во-вторых, путем увеличения объема и улучшения качества рекламы.

Целью любой организаций и условием ее выживания является удовлетворение потребности общества или его части посредством производства и сбыта продукции. При этом если все проблемы, возникающие на стадии производства, можно отнести к внутренним, которые решаются в пределах организации или ее отдельных подразделений, то для ответа на вопросы, которые ставит, сбыт, необходимо знание не только возможностей предприятия, но и рынков, на которых организация работает. Здесь одним из главных является вопрос: «Какую назначить цену?»

Цена не должна отпугивать потенциальных потребителей, она должна поддерживать конкурентоспособность товара и при этом покрывать издержки производства. Цена, ценовая политика является самой заветной составляющей, которая есть в маркетинге и экономике. Это фундаментальная, многогранная экономическая категория, единственный элемент, который определяет прибыль, все остальное только затраты организации. При этом цена является очень гибким, быстроменяющимся элементом, чего нельзя сказать, например, о себестоимости, каналах сбыта и т.п.

В. Даль толкует цену как меру на деньги. Классик маркетинга Ф. Котлер определяет цену как денежную сумму, взимаемую за конкретный товар. На наш взгляд, толкование В. Даля шире, объемнее, а потому лучше.

У цены бывают самые разнообразные «имена». Есть цена на продукты, косметику. Цена за проживание в квартире называется коммунальным платежом. Цена за проезд — тариф. За полученную в банке ссуду вы платите цену, которая называется процентом. Чиновник получает взятку за покровительство. Писатель за изданную книгу, а адвокат — за будущую защиту в суде получают гонорар, и т.д. и т.п.

Рассмотрим некоторые виды цен. Во-первых, различают цену продавца и цену покупателя. Цена продавца, или цена продажи, — это цена, по которой продавец желает, готов, согласен, предлагает продать свой товар исходя из издержек производства и обращения товара, цен на аналогичные замещающие товары, стремления получить прибыль от продажи. В целом цена продавца зависит от многих факторов, которые влияют на предложения товара на рынке. На цену продавца оказывает влияние и субъективный фактор в виде психологии продавца.

Цена покупателя, или цена покупки, — это цена, по которой покупатель готов, согласен и способен приобрести товар. Она формируется исходя из собственных представлений покупателя о полезности, нужности товара с учетом моды, его оценки, сравнения с аналогичными замещающими товарами. Цена покупателя зависит от уровня его доходов и имеющихся наличных средств.

Цена может быть льготной или дискриминационной. Дискриминационной цена является тогда, когда товар с одинаковыми издержками продается по разным ценам (например, когда студенты посещают музей, то пользуются дискриминационной ценой). Льготная цена имеет место тогда, когда товара в упаковке больше, но он продается по относительно более низкой цене.

Кроме того, есть цена безубыточности. Это такая цена товара, при которой организация лишь покрывает свои издержки, т.е. она равна издержкам.

Валовая цена включает все затраты на перевозку, страхование и другие расходы продавца.

Трансфертная цена — это внутрифирменная цена, применяемая в расчетах между отдельными ее подразделениями или филиалами. Обычно она носит конфиденциальный характер.

Субвенционированная цена — это цена ниже или равная себестоимости товара вследствие государственных дотаций производителю.

Мы часто сталкиваемся с так называемой успокаивающей ценой. Это цена, устанавливаемая продавцом чуть ниже привычной круглой величины.        Например, товар предлагается по цене 999 руб. вместо привычной — 1000 руб. Такая цена — своеобразный психологический прием для привлечения покупателей.

Во время телевизионных репортажей о продажах нефти, мы слышим о ее цене по фьючерсным контрактам. Фьючерсные контракты (от англ. future — будущее) — это соглашение продать товар или принять поставку в определенном количестве в будущем, в обозначенный в контракте срок и по цене, оговоренной при заключении контракта. Такие контракты продаются и покупаются на рынках как ценные бумаги.

Оптовая цена — это цена товара, продаваемого крупными партиями не для личного потребления.

Розничная цена — это цена товара, продаваемого для личного потребления.

Вы часто встречаете термин «демпинговая цена». Что она из себя представляет? Это цена (обычно экспортного товара), которая ниже на 20% и более чем на такой же товар на внутреннем рынке, или ниже мировой на такой же товар на 8% и более процентов.

Государственная цена — цена, устанавливаемая государством, вернее, уполномоченными на то государственными органами. В советское время это был основной вид цен. Устанавливали их государственные органы исходя из предложений организаций, основанных почти исключительно на затратном способе.

Организация подавала соответствующей инстанции сведения о затратах на производство товара плюс прибыль 15-20%. Цены пересматривались раз в два-три года. Причем при очередном пересмотре требовалось снизить затраты на топливные ресурсы (их нужно было экономить, для чего разрабатывались соответствующие планы) и затраты живого труда (за счет повышения производительности обычно путем повышения норм выработки). По идее, такая политика должна была приводить к регулярному снижению розничных цен, что и наблюдалось приблизительно до 1953 г. (до смерти И. Сталина). В. Высоцкий писал по этому поводу:

«Было дело и цены снижали...»

Со временем снижение расценок стало приводить к трагическим последствиям. Достаточно вспомнить события 1962 г. в Новочеркасске, где протест против снижения расценок и одновременного повышения розничных цен привел к кровопролитию.

Цену и связанную с ней прибыль нужно рассматривать как вознаграждение общества за качественное удовлетворение его потребностей, а не как какой-то фиксированный процент, ради которого работают. Надо не забывать, что организация не предлагает товар по какой-то цене. Организация предлагает цену.

          Понятно, что существует определенный диапазон цен, внутри которого может оперировать производитель. Нижняя его граница обычно определяется себестоимостью товара, а верхняя — платежеспособным спросом. То есть нельзя устанавливать как демпинговую цену (в некоторых странах это преследуется законом), так и цену завышенную, по которой реализация товара становится проблематичной. При этом нам в России надо усвоить, что себестоимость не печка, от которой пляшут.

Сейчас мы рассмотрим более подробно только некоторые методы ценообразования. Они подразделяются на:

• затратные (основа — собственные затраты);

• с ориентацией на потребителя;

• с ориентацией на конкурентов;

 • прочие.

Прежде чем приступить к затратным методам ценообразования, напомню, что долгое время цена устанавливалась просто: проси много, а бери, что дают.

 

 

Задание

1. Кривая предельной выручки монополиста лежит ниже кривой спроса потому, что:

а) цена больше предельной выручки;

б) цена меньше предельной выручки;

в) Цена равна предельной выручке;

г) предельные издержки равны средним издержкам;

д) предельные издержки меньше средних издержек.

2. Монополист увеличил предложение с 3000 до 4000шт. в месяц и намерен продать все 4000 по максимально возможной цене. Экономист, оценивая функцию месячного спроса как q=7000-2Р, где Р - цена, предсказал, что прибыль монополиста, вероятно: 

а) увеличится;

б) уменьшится;            

в) останется без изменений;

г) оценить не удастся ввиду отсутствие необходимой информации о цене.   

Величина эластичности зависит от цены и определяется в данном случае выражением:

Эd(p) = p/g*g1 =p/(7000-2 p)(-2)   =-2 p/(7000-2 p).

Эластичность здесь равна 1 при цене р=1750.

Следовательно, если цена выше 1750 ден.ед. прибыль возрастёт.

3. Определите, как изменяется предельный доход монополии по мере роста объема продаж:

а) возрастает; 

б) сокращается медленнее, чем цена;

в) сокращается быстрее цены;

г) остается неизменным.

4. Если кривая спроса линейна, а предельные издержки равны средним и постоянны, то объем выпуска монополии:

а) в два раза больше, чем в конкурентной отрасли;

б) равен выпуску конкурентной отрасли;

в) в два раза меньше, чем в конкурентной отрасли;

г) данных недостаточно.

5. На монопольном рынке, как правило: 

а) чем выше цены, тем больше прибыль;

б) величина предложения меньше величины спроса;

в) ценовую дискриминацию осуществить невозможно;

г) рост цены сдерживается затратами и спросом.

 

 

Библиографический список

 

  1. Бункина М.К. Национальная экономика М,2005.
  2. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. - СПб.: АОЗТ Литера плюс, 2003.
  3. Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита. - М., 1995.
  4. Киселева Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций./ Е.А.Киселева. – М., 2006. – 352 с.
  5. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России (по материалам заседания "круглого стола", проведенного в Финансовой академии при Правительстве РФ) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -  N 16. -  2006.
  6. Кураков Л.П.  Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Пресс-сервис, 1998.
  7. Курс экономики, учебник /под ред. Райсберга Б.А. /,М.,2000.
  8. Курс экономики: Учебник / под. ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997.
  9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,    микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович - Мл МГУ им. М. В. Ломоносова, изд.во «ДИС», 2005.
  10. Лившиц А.Я. и др. Введение в рыночную экономику. М.2001.

 

 

 

Категория: Экономическая теория | Добавил: igete (09.07.2015)
Просмотров: 4922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Финансовый анализ [15]
Аудит [1]
Бухгалтерский учет [2]
Банковское дело [8]
Бюджет и бюджетная система [22]
Менеджмент [12]
Маркетинг [1]
Налоги и налогообложение [3]
Финансы [9]
Учет [3]
Статистика [0]
Экономическая теория [7]
Макроэкономика [3]
Микроэкономика [19]
Антикризисное управление [11]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz