Содержание
1. Концепции издержек производства 2
2. Виды издержек. Особенности динамики постоянных, переменных и средних издержек 3
3. Теория прибыли, экономическая прибыли и предпринимательский доход 14
4. Условия максимальной прибыли 16
Практические задания 21
Библиографический список 22
Издержки исследовали еще классики политической экономии: А. Смит ввел понятие абсолютных издержек, Д. Рикардо - автор теории сравнительных издержек. Под термином «издержки» они понимали средние общественные затраты на единицу, т. е. то, чего стоила отдельная единица продукции на среднем предприятии или чему равны средние затраты на всех предприятиях, принадлежащих к отрасли. Издержки производства определялись классиками и как цена производства с учетом рентных платежей.
Согласно марксистской концепции издержки производства - это то, что стоит товар капиталисту, а именно сумма расходов на приобретение средств производства и рабочей силы (постоянного и переменного капитала). От специфически капиталистических издержек К. Маркс отличает действительные издержки производства товара (затраты труда), образующие его стоимость. Такое разграничение издержек производства как затрат труда и затрат капитала - один из исходных принципов марксистского анализа процесса капиталистического воспроизводства.
В конце XIX в. появляется ряд новых концепций. У маржиналистов издержки предстают как психологическое явление, основанное на предельной полезности. По их мнению, сумма, уплачиваемая фирмой за факторы производства, определяется предельной полезностью, которой они обладают с точки зрения продавца. Понятие издержек в маржиналистской экономической теории относится к отдельному предприятию, издержки и доходы которого рассматриваются как функции от масштаба производства.
Австрийский теоретик Ф. Визер разработал субъективную теорию издержек альтернативных возможностей, согласно которой действительные издержки производства данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы. Перевод на математическую основу взглядов маржиналистов представителями австрийской школы способствовал появлению теории минимизации издержек.
Неоклассические концепции издержек производства рассматривают их как сумму затрат (постоянных и переменных) на приобретение факторов производства.
В последнее десятилетие широкую известность приобрела теория трансакционных издержек, разрабатываемая представителями неоинституционализма. Сюда относят главным образом издержки обращения, т. е. расходы по реализации товара (реклама, содержание рынков и т.д.). Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек, а главным его преимуществом выступает тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на получение информации.
Следует различать понятия «затраты» и «издержки», что связано с различием соответственно расходуемых на производство ресурсов (материальных, природных, энергетических, трудовых, информационных и пр.) и их стоимостной оценки. Поэтому издержки - это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.
Существует несколько подходов к рассмотрению издержек производства.
Во-первых, издержки производства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержки общества и издержки предприятия. С позиций общества к издержкам относятся затраты всего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой продукции.
Издержки производства предприятия представляют собой результат воспроизводственного процесса и отражают денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.
Во-вторых, существуют так называемые экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек предприятия.
При бухгалтерском подходе издержки представляют собой фактический рис-ход факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде себестоимости продукции.
Экономическое понимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования. Они могут быть явные (денежные) или неявные (имплицитные или вмененные).
Явные - это альтернативные издержки, которые принимают форму явных денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Они связаны с приобретением ресурсов на стороне. Например, зарплата рабочим, менеджерам, оплата транспортных расходов и пр.
Неявные - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или собственности фирмы как юридического лица), которые недополучены в обмен на явные (денежные) платежи. Например, недополученная прибыль при отказе от сдачи в аренду собственных зданий. В бухгалтерском учете неявные издержки не отражаются.
Существует множество классификационных признаков, по которым проводится разделение издержек производства на различные виды. Выделим некоторые из них, употребляемые в отечественной и зарубежной практике (табл. 1).
Таблица 1 - Классификация издержек (затрат) производства
Признаки классификации
|
Подразделение издержек
|
Экономические элементы
|
Экономические элементы затрат
|
Статьи себестоимости
|
Статьи калькуляции, себестоимости
|
Отношение к технологическому процессу
|
Основные, накладные
|
Состав
|
Одноэлементные, комплексные
|
Способ отнесения на себестоимость продукта
|
Прямые, косвенные
|
Роль в процессе производства
|
Производственные, внепроизводственные
|
Целесообразность расходования
|
Производительные, непроизводительные
|
Возможность охвата планом
|
Планируемые, непланируемые
|
Отношение к объему производства
|
Постоянные, переменные
|
Периодичность возникновения
|
Текущие, единовременные
|
Отношение к готовому продукту
|
Затраты на незавершенное производство, затраты на готовый продукт
|
Наибольшее практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные.
Постоянные издержки FC - это такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации.
Графическим изображением постоянных издержек будет прямая FC, параллельная оси абсцисс (рис. 1).
Рис.1 Постоянные издержки
К постоянным издержкам, как правило, относятся: оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, жалование высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы.
Постоянные издержки могут быть разделены на две группы: стартовые и остаточные. К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены. К стартовым издержкам относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации (рис. 2).
Рис.2. Постоянные издержки
Переменные издержки VC - это те издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции - например, затраты на заработную плату, сырье, топливо, энергию, транспортные услуги. Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если продукция не производится вообще. Переменными издержками предприниматель может управлять путем изменения объемов производства.
Рассмотрим динамику переменных издержек при изменении производства и реализации. Здесь возможны три случая:
1. Пропорциональными переменные издержки называются тогда, когда их относительное изменение равно относительному изменению объема или загрузки производства (рис. 3, а).
Рис.3. Динамика переменных издержек
2. Если относительный рост переменных издержек меньше, чем относительное увеличение объема производства, то говорят о регрессивных переменных издержках (рис. 3, 6).
3. Прогрессивные переменные издержки имеют место тогда, когда относительное увеличение переменных издержек больше, чем объем производства (рис.3, в).
Под валовыми издержками предприятия - ТС - понимается сумма его постоянных и переменных издержек:
TC = FC + VC,
Валовые издержки с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек.
Существует большое количество видов затрат, которые определяют величину совокупных затрат при изменениях объема производства, к примеру затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, транспортные расходы, расходы на энергию, отдельные виды заработков и т. д. Поскольку коэффициент реагирования этих переменных затрат определяет решения об увеличении или снижении объемов производства, такие затраты называют в западном учете решающими затратами. Затраты других видов не зависят от объемов производства, например зарплата администрации предприятия, охраны, плата за арендованные основные средства и т. п. Так как они непосредственно не влияют на решение о том, в каких количествах осуществлять производство, а просто являются условием, предпосылкой функционирования предприятия, их принято называть затратами, не определяющими решения.
Однако будет неверным считать, что все переменные издержки влияют на решение об объемах производства, а все постоянные - нет. Необходимо принимать во внимание тот факт, что издержки одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существует большое количество издержек, которые в определенной ситуации по принятию решения являются переменными, а в другой ситуации могут быть постоянными. Ответ на вопрос, считать ли данные издержки постоянными или переменными, зависит прежде всего от двух факторов: длительности периода, рассматриваемого для принятия решения, и делимости производственных факторов. Обычно временные периоды подразделяют на краткосрочные и длительные. В длительном периоде времени все издержки становятся переменными. Например, если срок для увольнения с работы (по немецкому законодательству) составляет для рабочих неделю, то затраты на их заработную плату на неделю постоянны. Даже при снижении объема производства невозможно тотчас же уволить рабочих. Для служащих этот срок составляет 6 недель, 3 месяца и больше. Если в качестве временного периода рассматривать год, то практически все затраты на оплату труда становятся переменными.
Постоянные издержки могут возникать в результате договорных отношений (например, договоры на лизинг, договоры о найме, арендные договоры и пр.). Бесполезно делить издержки на постоянные и переменные по их сущности. В западной классификации издержек утверждается, что характер их поведения (постоянные или переменные) зависит от ситуации, в которой принимается решение. Для предпринимателя важной является информация о том, каковы не просто его издержки, а издержки по выпуску единицы продукции, т. е. средние издержки. Средние издержки АТС - это валовые издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции:
Соответственно рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки:
AFC = FC/Q
AVC = VC/Q
ATC = AFC + AVC.
Графически вид кривых APC, AVC, АТС представлен на рис. 4.
Рис. 4. Средние издержки предприятия
Средние переменные издержки, как видно из графика, в начале падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти. Практически это означает, что при малом объеме производства процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим, так как оборудование окажется недогруженным, разделение труда - неглубоким, технологические процессы менее совершенными. По мере расширения производства его эффективность будет расти и переменные издержки на единицу продукции будут снижаться. Но применение все большего количества переменных ресурсов приведет в конце концов к тому, что в действие вступит закон убывающей отдачи, С этого момента использование ресурсов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объем производства на меньшую величину.
Кривая средних валовых издержек зависит от вида кривой средних постоянных и средних переменных издержек. Объем производства, при котором средние валовые издержки минимальны, называется оптимумом по издержкам. Если принимать в расчет только издержки, то такой объем производства является наиболее выгодным для предприятия. Но это вовсе не означает, что следует производить и реализовывать именно такое количество продукции, ибо во внимание следует принять цену, по которой будет осуществляться реализация. Возможны три варианта положения фирмы на рынке (рис. 5).
В первом случае фирма за счет реализации может лишь покрыть свои минимальные средние издержки. Так как прибыль есть разница между выручкой от реализации и издержками, то в данном случае она будет равна нулю. Такая фирма называется предельной фирмой (рис. 5, а).
Второй случай характеризует состояние равновесия фирмы, когда она полу чает сверхприбыль, или «квазиренту» (рис. 5, б).
Третий случай демонстрирует ситуацию, когда фирма терпит убытки (рис. 5, в)
Рис.5. Варианты положения фирмы на рынке
Кривая средних издержек длительного периода, так называемая оберточная кривая, образуется как касательная к множеству краткосрочных кривых средних издержек. Так как эти кривые в соответствии с законом убывающей отдачи поднимаются, то любое увеличение объема производства рано или поздно начнет приносить убытки. Но поскольку эти кривые и издержки, их образующие, связаны с конкретным оборудованием, которое через определенные промежутки времени заменяется на более современное, то издержки для каждой новой технологии будут свои: A VCI, AVCII, AVCIII и т. д. Результирующая долгосрочная кривая, проведенная по касательной к множеству краткосрочных кривых и как бы оборачивающая их, будет показывать, как изменяются издержки предприятия в долгосрочный период при разных технологических процессах (рис. 6).
Рис. 6. Изменение издержек предприятия в долгосрочном периоде
В длительном периоде влияние масштаба предприятия и объемов его производства на динамику средних издержек может быть как положительным, так и отрицательным. Как правило, в долгосрочном периоде издержки по мере расширения предприятия вначале падают, достигают минимума, а затем снова растут. Дугообразность кривой можно объяснить в этом случае не законом убывающей отдачи, а положительным или отрицательным эффектом роста масштабов производства.
Положительный эффект масштаба (экономия от масштаба, или возрастающая отдача) имеет место тогда, когда долгосрочные средние издержки фирмы падают по мере увеличения выпуска.
Положительный эффект масштаба (экономия от массового производства) наблюдается под воздействием следующих факторов:
- специализируется труд рабочих. С расширением производства отпадает необходимость совмещения профессий, в том числе профессий квалифицированного и неквалифицированного труда, потери времени на переход к разным рабочим местам, операциям, приобретаются навыки, создается возможность получить работу по желанию;
- специализируется и экономится управленческий труд;
- эффективнее используется оборудование, машины, в целом основной и оборотный капитал. Расширяется возможность применять более производительное дорогое оборудование, прогрессивные технологии, использовать новейшие достижения науки и техники;
- складывается возможность производить более глубокую переработку сырья, использовать технологические отходы, осуществлять диверсификацию производства.
Отрицательный эффект масштаба возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Его основная причина связана с ослаблением контроля за координацией деятельности различных звеньев фирмы. Управленческий аппарат становится многочисленным, высшее руководство отдаляется от производственного процесса. Это снижает оперативность, четкость управления, возрастают прямые и накладные расходы производства.
У крупных фирм имеется больше возможностей для выживания в период кризиса, в борьбе с конкурентами. Они стремятся «обойти» отрицательный эффект масштаба производства: используют компьютеры для обработки информации, лучше готовят кадры, создают несколько автономных подразделений. Этими и другими мерами можно блокировать отрицательный эффект масштаба производства.
Постоянная отдача от масштаба имеет место в том случае, когда долгосрочные средние издержки не зависят от объема выпуска.
Минимально эффективный размер предприятий (МЭР) представляет собой наименьший размер производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.
Рассматривая вопрос об объемах производства, необходимо учитывать не только средние издержки, но и предельные.
Предельные издержки МС - это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции:
МС = ΔТС/ΔQ
Фирма расширяет производство, если дополнительная единица продукции обходится ей дешевле, чем ее продажная цена, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукции. В краткосрочный период кривая предельных издержек имеет U-образную форму, что связано с законом сокращающейся доходности, когда дополнительные усилия прилагаются к ограниченным или фиксированным факторам производства во все возрастающем размере.
Вначале предельные издержки могут сокращаться (рис. 8), что связано с эффектом масштаба, когда увеличение масштабов производства ведет к росту доходности.
Поведение кривых МС, АС и А УС подчиняется так называемому предельно-среднему правилу, в соответствии с которым предельные издержки будут равны средним издержкам в их минимальном значении. На графике это правило будет означать пересечение кривой МС, кривых АС и AVC в точке их минимума, т. е. = min АС.
Рис. 7 Предельные издержки
Если исходить из того, что фирма рассматривает сложившуюся рыночную цену Ρ как данную и приспосабливает к ней свое производство, то она будет стремиться производить столько продукции Qопт, чтобы цена равнялась предельным издержкам. Кривая предложения фирмы SS совпадет с линией предельных издержек, лежащих выше минимального уровня средних издержек.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.
В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных экономистов со времени становления классической школы.
В экономической науке XX в. можно выделить основные теории:
- производительного капитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательного фактора любого производства);
- воздержания (прибыль - вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);
- прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах;
- прибыли как результата существования монополии.
Общим признаком указанных теорий является признание источником прибыли новаторской творческой деятельности предпринимателя.
Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функционирующей фирме прибыль выполняет определенные функции, основополагающими из которых являются:
- распределительная - создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;
- стимулирующая - снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований.
В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между продажной рыночной ценой товара и издержками производства. Будучи целью и мотивом организации предпринимательства, прибыль образует его материальную основу. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует социальные потребности.
Различают следующие виды прибыли:
- бухгалтерскую - часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки;
- экономическую (чистую) - то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя);
- балансовую - разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.
Помимо этого исследователями выделяются такие понятия, как валовая прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.
На основе различных видов прибыли рассчитываются показатели, позволяющие сделать анализ деловой активности предприятия, приводящей к росту прибыли. В зависимости от целей анализа определяют коэффициент рентабельности, рентабельность реализации, доходность собственного капитала, рентабельность продукции и другие характеристики.
При экономическом подходе, когда прибыль представляется разницей между выручкой от реализации и издержками упущенных возможностей, фирма стремится максимизировать разницу между общим доходом и общими издержками. Однако надо учесть, что производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки (на величину МС предельных издержек) и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR.
Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных затрат. Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается. Следовательно, первое условие прибыли: предельная выручка равна предельным издержкам:
MR = МС.
Сравним поведение фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. Разница в поведении фирм (даже при условии одинаковых функций издержек) связана с различным характером функции спроса, а следовательно, и дохода.
В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Причем фирма может (или считает, что может) продать по этой цене любое количество единиц товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит следующим образом (рис. 8).
Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. В этом случае цена Ρ равна средней выручке AR и предельной выручке MR, что видно на рис. 9.
Рис. 8. Кривая спроса с точки зрения
Рис. 9. Величина средней выручки
Совместим на одном графике кривые выручки и издержек (рис. 10).
Фирма максимизирует прибыль в точке пересечения Ε кривых предельной выручки MR и предельных издержек МС. Речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек.
Рис. 10. Совмещение кривых выручки и издержек
Рассмотрим случай, когда кривая MR пересекает кривую МС два раза: в точках K и Ε (рис. 11).
Рис. 11. Пересечение кривых MR и МС
В точке К предельные издержки снижаются, следовательно, прибыль возрастает. Фирма будет увеличивать выпуск продукции до точки Е. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной, в противном случае (когда цена меньше средних издержек) фирма не будет выпускать данный товар, что видно на рис. 12.
Однако, если цена выше средних переменных издержек AVC, хотя и ниже средних общих издержек АС, фирма все же будет выпускать товар (рис. 13).
Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных издержек (рассматривается непродолжительный период) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично тем самым обеспечивает средства, необходимые для возмещения постоянных издержек.
Рис. 12. Отрицательное значение прибыли
Рис. 13. Цена выше средних переменных издержек
В более продолжительном периоде такое положение невозможно, некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для оставшихся в отрасли фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т. е. Ρ = АС. Если уход фирм из отрасли будет продолжаться и дальше, то рост цены приведет к превышению цены над средними издержками, оставшиеся фирмы будут получать экономическую прибыль, которая привлечет в отрасль новые фирмы. Приток новых фирм в отрасль обусловит увеличение предложения: и снижение цены товара, прибыль фирм будет снижаться. Процесс притока новых фирм в отрасль прекращается, когда цена будет покрывать средние издержки, т. е. Ρ = АС. В условиях совершенной конкуренции в длительном периоде вход и выход фирм в отрасли определяется равенством цены величине средних издержек (гипотеза о нулевой, чистой экономической прибыли), т. е.
P = MR = MC = AC
В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Сталкиваясь с совокупным рыночным спросом, производитель осознает: чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 14).
В рассмотренном случае предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней предельной выручки не совпадают, причем MR < AR. Монополист максимизирует свою прибыль при MR = МС, но MR < Ρ в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.
На рис. 16 представлен этот объем производства Q1. позволяющий максимизировать прибыль.
Рис. 14. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста
Рис. 15. Объем производства, позволяющий максимизировать прибыль
Кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. Объему выпуска Q1, соответствует точка К на кривой спроса и цена спроса Р1.
Однако гипотеза нулевой прибыли для отрасли с совершенной конкуренцией, рассмотренная выше, неприменима для монополиста, который как в коротком, так и в длинном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Главная причина образования прибыли - возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.
Анализ приведенных графиков показывает, во-первых, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать только один параметр - объем выпуска продукции. Во-вторых, фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно два параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену.
1. Постоянные издержки фирмы - это:
в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.
2. Какое из следующих утверждений, относящихся к кривой краткосрочных предельных издержек, является неверным?
в) на величину предельных издержек не влияет изменение цен на факторы производства;
3. Если АVС падают с ростом объема производства, то:
б) АС также должны падать;
4. Если кривые предельных и средних затрат (издержек) имеют общую точку, то это значит, что они:
б) пересекаются, в точке минимума средних затрат;
5. Экономическая прибыль фирмы представляет собой общую выручку за вычетом:
в) экономических издержек;
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-М, 2006.
2. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): учебник. - М.: Маркетинг, 2000.
3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004.
4. Курс экономической теории: учебник./под ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. – Киров: АСА, 2000.
5. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и Кº, 2006.
6. Симкина Л. Г. Экономическая теория: учебное пособие – СПб.: Питер, 2006.
7. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник /Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2003.
8. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебное пособие / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2006.
9. Экономическая теория. Практикум : учебное пособие / под ред. А.С. Головачева. – М.: Высшая школа, 2006
10. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой, В. М Соколинского – М.: КНОРУС, 2005
11. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учеб. пособие / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
12. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. – М.: ИНФРА-М, 2005.
|