Содержание
1. Инфляция и цены 2
2. Затратные методы ценообразования 8
Задача 15
Список использованной литературы 18
Отечественные и зарубежные экономисты по-разному трактуют природу инфляции. Исследование различных теоретических концепций инфляции позволяет сделать вывод, что инфляция – одно из наиболее сложных социально-экономических явлений, трудно поддающихся качественному анализу и количественному измерению.
Рост цен является важнейшим, но не единственным показателем инфляции; ее индикаторами можно считать также эмиссию денег, рост массы денег в обращении, дефицит государственного бюджета и др. Обращение избыточных наличных и безналичных платежных средств и вызываемое им снижение покупательной способности денег порождают инфляцию цен, инфляцию спроса, инфляцию издержек, инфляцию доходов, инфляцию банковских процентов и т.д.
Инфляция – это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. Она проявляется в обесценении денег по отношению к:
- товарам (рост товарных цен),[1]
- золоту (повышение рыночной цены золота),
- иностранным валютам (падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам).
Избыток денег приводит к их обесценению и как следствие – к росту цен. Это одно из главных проявлений инфляции. Поэтому не случайно некоторые экономисты отождествляют инфляцию с ростом потребительских цен. Они прямо утверждают, что «инфляция – это повышение общего уровня цен» и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что рост цен является одной из основных составляющих инфляции.
В начале своего развития инфляция в какой-то мере стимулирует увеличение спроса и расширение производства. Это объясняется тем, что будучи уверенными в том, что цены и дальше будут расти, предприниматели стремятся как можно быстрее вкладывать деньги в материальные ценности и приобретают новое оборудование, сырье, материалы и т.д.
Инфляция выгодна крупным фирмам, особенно монополистам, так как ведет к росту их прибылей. Дело в том, что, во-первых, повышение заработной платы, как правило, отстает от роста цен на основные потребительские товары, что обеспечивает фирмам инфляционную сверхприбыль. Во-вторых, увеличение доли прибыли в цене может быть получено и при ценах, растущих пропорционально увеличению заработной платы. Это объясняется тем, что удельный вес заработной платы производственных рабочих в издержках производства и тем более в цене продукции отраслей обрабатывающей промышленности составляет незначительную долю (15–20%), что и приводит к увеличению прибыли.
Инфляция способствует увеличению прибылей монополии не только прямым, но и косвенным путем. Выпускаемая государством масса бумажных денег в значительной своей части попадает главным образом крупным фирмам и монополиям в форме кредитов, субсидий и т.д. Возврат же полученных ссуд осуществляется деньгами, покупательная стоимость которых снизилась в результате инфляции.
Таково влияние инфляции на экономику в начальный период ее развития. В том случае, если темпы инфляции и роста цен возрастают и деньги начинают быстро обесцениваться, экономика, как правило, дезорганизуется. Обесценение бумажных денег приводит к тому, что они перестают быть универсальным покупательным средством, нарушается вся система кредита, прежде всего долгосрочного, обесцениваются амортизационные фонды, резко сокращается обновление основного капитала и в конечном счете нарушается весь процесс воспроизводства.
Однако даже медленно текущая инфляция, когда деньги обесцениваются незначительно, приводит к отрицательным последствиям. Это происходит потому, что инфляционный рост прибылей монополий вызывает снижение платежеспособного спроса населения. Таким образом, инфляция подрывает ту основу, на которой происходит сам процесс накопления капитала.
Инфляция проходит следующие стадии, для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен. На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренной или ползучей. Деньги обесцениваются на 2–3% в год. Умеренную инфляцию, если к тому же денежные расходы и зарплата растут соответствующим образом, население воспринимает достаточно спокойно. Однако в народном хозяйстве отрицательные последствия этого вида инфляции все-таки появляются. Любые, даже случайные факторы могут вывести народное хозяйство из состояния шаткого равновесия и создать условия для развития инфляции, но уже на более высоком уровне – с темпом 5–7% в годовом исчислении. При этом темпы экономического роста резко снижаются, замедляется научно-технический прогресс и растет социально-экономическая напряженность.
На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двузначной цифрой. Такая инфляция называется галопирующей или скачущей. В странах, переживших такую инфляцию, экономический рост практически останавливается. При очень высокой инфляции народное хозяйство входит в состояние стагфляции, т.е. происходит почти полная остановка его развития (стагнация). Одновременно предельно обостряется социально-политическая ситуация. Причем чем выше темпы инфляции на этой стадии, тем глубже и тяжелее те политические потрясения, которые испытывает народ.
При галопирующей инфляции цены повышаются от 20 до 50% в год. Контракты, как правило, заключаются с учетом роста цен или в иностранной валюте (в долларах США). Деньги вкладываются в материальные ценности. Именно такая ситуация имела место в последние годы в нашей стране. При гиперинфляции цены и количество денег в обращении растут очень большими темпами, быстро увеличивается разрыв между уровнем цен и заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.
В условиях гиперинфляции темпы роста инфляции и цен чрезвычайно высоки, они оказывают разрушительное воздействие на объем производства и занятость. Это объясняется тем, что покупатели и продавцы, потребители и производители стремятся опередить предполагаемое повышение цен, реализуя свои доходы путем покупки товаров сейчас, а также вкладывая свои сбережения в инвестиционные товары, т.е. происходит так называемое «бегство от денег».
В связи с тем, что стоимость жизни повышается, рабочие добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только прошлое повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию. Это в конечном счете приводит к увеличению издержек и как следствие – к росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, вслед за чем наступает новый виток повышения цен. В результате возникает инфляционная спираль зарплаты и цен.
Но дело этим не ограничивается. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в производственные ресурсы, многие фирмы, а также население приобретают непроизводительные материальные ценности: золотые изделия, бриллианты, драгоценные металлы, недвижимость и др.
При гиперинфляции цены растут резко и неравномерно, нарушаются нормальные экономические отношения. Предприниматели не знают, какую цену установить на свой товар. Покупатели перестают ориентироваться в ценах. Деньги быстро обесцениваются. Более того, они перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства обращения и платежа, а также средства накопления.
Инфляция, как правило, начинается в потребительском секторе экономики, когда возрастает совокупный спрос как результат, например, повышения оплаты труда (могут быть и другие причины). В этом случае нарушается рыночное равновесие между количеством денег и товаров, которое восстанавливается путем увеличения цен.
Таким образом, начинаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли народного хозяйства, Этот вид инфляции в значительной мере характеризует состояние денежной системы и динамики цен в переходный период. Такой тип инфляции называется «инфляцией спроса». Однако ею не исчерпывается содержание проблемы инфляции.
Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но и вести борьбу с ней намного труднее, поскольку эта борьба связана с формированием рыночных структур и структурной перестройкой производства. Инфляция издержек имеет место и в российской экономике. Ее причиной является опережающий рост цен на потребляемые ресурсы (прежде всего уголь, нефть, газ, нефтепродукты и т.д.) по сравнению с ценами на потребительские товары.
Российский тип инфляции уникален и отличается от классической инфляции. Во-первых, в условиях развитой рыночной экономики антиинфляционные меры ориентированы на преодоление инфляции через эффективное восприятие механизмом рыночной саморегуляции внешних импульсов, идущих от государства. В России же в условиях переходного периода, временного отсутствия рыночных структур такой механизм еще не создан. Во-вторых, в нашей стране инфляция развивается в условиях, когда руководство экономикой осуществляется различными способами: с одной стороны, используются реформаторские подходы, ориентированные на рыночную экономику, с другой – старые подходы, воспроизводящие традиции плановой распределительной системы. В результате сильная «политическая составляющая» экономических, в том числе инфляционных процессов в Российской Федерации является их характерной отличительной чертой. И, наконец, в-третьих, темпы роста цен в России весьма высоки по сравнению с темпами роста цен в развитых странах.
В России инфляция явилась естественной социально-экономической реакцией на освобождение цен, когда инфляционный потенциал уже вызрел и снятие ограничений на ценообразование лишь позволило ей проявиться. Положительным результатом либерализации цен стала практически полная ликвидация товарного дефицита, отрицательным – развитие инфляционных процессов.
В конечном счете главные факторы, вызывающие инфляцию – как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек, – коренятся в производстве. В самом деле, при инфляции спроса изменения в уровне цен вызываются избыточным спросом. В этом случае покупатели имеют возможность покупать товаров больше, чем общество может производить, т.е. производство не в состоянии увеличить объем товаров и услуг в силу ограниченности производственных возможностей. Поэтому избыточный спрос вызывает рост цен.
Но бывают ситуации, когда уровень цен растет, хотя спрос не является избыточным. Такая инфляция возникает в результате изменений издержек и предложения товаров на рынке. Рост цен при инфляции издержек вызывается такими факторами, которые приводят к повышению затрат на единицу продукции, т.е. средних издержек при существующем объеме производства. Эти затраты определяются путем деления общих затрат на объем выпущенной продукции.
Рост издержек на единицу продукции при действующем уровне цен уменьшает прибыль, а также объем производства и предложения. Сокращение предложения ведет к росту цен.
Двумя главными факторами инфляции издержек являются:
1) рост заработной платы;
2) повышение цен на производственные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие, услуги транспорта и т.д.).
Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.
В целом в экономике большая часть затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтому основной составляющей цены любого продукта будут выступать издержки, связанные с оплатой труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов, из которых он производится. Средние издержки на труд в расчете на единицу продукции представляют собой число рабочих часов A, необходимых для производства единицы продукции, умноженное на почасовую заработную плату W, то есть AW. Иначе говоря, при рассмотрении издержек на оплату труда всегда рассматривается два фактора – производительность труда A и заработная плата W.
Но помимо издержек на оплату труда любой предприниматель несет затраты (издержки), связанные с привлечением основного капитала, и, следовательно, цена должна включать и эти издержки, иначе предприниматель не сможет возместить их и понесет убытки. Чтобы возместить издержки на капитал, предприниматель устанавливает фиксированный коэффициент N по отношению к издержкам на оплату труда (к примеру издержки на оплату труда составили 10000 единиц, в то время как затраты на капитал составили 2500, то коэффициент затрат капитала N составит 25%, или 0,25) и определяет издержки на капитал как NAW. Таким образом, уравнение цены P для предпринимателя будет выглядеть следующим образом:
P=AW(1+N).
При прочих равных условиях цена тем выше, чем выше денежная заработная плата (потребность в труде), то есть чем ниже производительность труда и чем выше капитальные издержки.
Понятно, что при изменении во времени уровня затрат, обусловленном, во-первых, совершенствованием технологий, ведущим к снижению издержек, и, во-вторых, инфляцией издержек, приводящей к их росту, существенное влияние на величину издержек оказывает фактор времени. Динамику издержек, связанных не только с производством, но и с последующим использованием товара, приходится принимать во внимание при рассмотрении и использовании затратного механизма ценообразования применительно к длительно существующим товарам, так называемым активам. В этом случае оперируют такой категорией, как современная стоимость, представляющей собой сумму, которую необходимо было бы вложить, затратить сегодня, чтобы получить указанную выплату к определенному моменту в будущем.
Таким образом, цена любого актива определяется величиной современной стоимости всех связанных с ним настоящих и будущих платежей за создание, использование этого актива. Для определения современной стоимости или цены капитального актива (машины, оборудования, зданий) необходимо учитывать приносимый им годовой доход в виде получаемой арендной платы или увеличения выпуска продукции благодаря его использованию, за вычетом издержек на техническое содержание и текущий ремонт и других издержек, связанных с владением активом. Эта составляющая цены прибавляется к затратам на создание актива, входящим в цену. Одновременно при установлении современной стоимости капитальных активов приходится осуществлять дисконтирование затрат, то есть приведение их во времени. Учитывая значительную сложность ценообразования на длительно существующие товары, сконцентрируем внимание на применение затратного подхода к установлению цен на произведенные товары, то есть на продукт производства, именуемый продукцией.
Затратный подход опирается на установление цены, исходя из издержек производства и обращения. Однако отсюда вовсе не следует, что согласно такому подходу цена товара принимается равной сумме издержек на производство и продажу единицы товара. Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать издержки, но и получать дополнительно доход в виде прибыли. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид:
P=AC+R,
где AC – средние издержки производства и обращения единицы товара;
R – прибыль, получаемая производителями (продавцами) за счет производства и продажи единицы товара.
Оставляя в стороне исследование и толкование природы прибыли и правомерности ее получения теми или иными агентами, участниками процесса производства и обращения, будем рассматривать прибыль как дополнительную (сверх себестоимости, издержек) плату, которую вынужден или обязан вносить покупатель товара, чтобы иметь возможность приобрести единицу товара. Это своеобразный налог на покупателя, но не со стороны государства, а со стороны продавца. Возможность получать прибыль призвана стимулировать производителя и позволить ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.
Относительная величина прибыли, рассматриваемая обычно в виде отношения прибыли к себестоимости продукции (издержкам) или к цене известна под названием рентабельности. Этот показатель имел и все еще имеет широкое хождение в российской экономической практике. В зарубежной экономической литературе он чаще всего встречается под названием норма прибыли или прибыльность.
Приходится отмечать, что надежных методов разделения собственно затрат (издержек) и прибыли не существует. При желании и умении практически всегда можно утверждать и даже доказывать, что какую-то часть прибыли, если не всю прибыль, следует относить к издержкам. Отсюда и существование так называемых бесприбыльных корпораций, умело относящих любые свои расходы на издержки производства и обращения. Для этого достаточно канал расходования прибыли считать неотъемлемой частью издержек (себестоимости). Существующие инструкции, определяющие необходимость отнесения тех или иных видов затрат к издержкам производства и обращения, включения их в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, лишь частично объясняют и регламентируют этот процесс.
Предприятия и предприниматели, производящие и реализующие товары, в своей системе бухгалтерского учета и в отчетах о результатах деятельности призваны фиксировать основные элементы издержек. Чаще всего выделяются составляющие, соответствующие затратам на разные факторы производства.
По духу и смыслу затратный механизм ценообразования наиболее соответствует централизованно управляемой экономике и назначаемым ценам. Вместе с тем элементы затратного подхода в явной форме свойственны и рыночной экономике, являются частью рыночного механизма, как было показано выше.
Методы расчета цен весьма многообразны. Рассмотрим прежде всего затратные методы ценообразования. Такие методы обеспечивают расчет продажной цены на товары и услуги посредством прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Э.А.Уткин подразделяет данную совокупность методов на:
а) метод “издержки плюс”;
б) метод минимальных затрат;
в) метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней;
г) метод целевого ценообразования.
Один из наиболее распространенных - метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины - прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавленной суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.
Обычно под издержками понимаются затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы изменений издержек на единицу продукции по отношению к росту объема производства и продаж.
Многие менеджеры предпочитают устанавливать относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта для сведения к минимуму потерь при организации массовых продаж.
Еще один метод - минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.
Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж, и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.
Подобная политика ценообразования рациональна также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда следует ожидать значительного увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам способна привести к активному расширению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов сбыта.
Но при неумелом использовании рассматриваемой методики фирме грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и состояние конкурентной борьбы. Кроме того, несмотря на низкий уровень цен, потребитель нередко отказывается приобретать данный товар. Поэтому столь важно установить цену на уровне, обеспечивающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше предельных затрат), умело сочетать целевую прибыль с формированием условий для принятия данной цены целевым рынком.
Следующий метод - надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости по формуле:
Себестоимость единицы продукции = цена продажи * (1 + повышающий коэффициент)
Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного коэффициента делением общей суммы прибыли от продаж на цену продаж.
Еще один метод - целевого ценообразования. Иначе данный метод именуют методом определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукция, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.
Поэтому столь важно определение цены с ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Хотя и хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требований спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается возможным контролировать и регулировать цену продажи, определять ее на уровне, обеспечивающем получение максимально возможных прибылей для фирмы.
Возможен далее метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей. В условиях рынка развитой конкуренции следует определить концепцию: приемлема данная цена или нет, так как в подобных условиях рыночные цены являются главенствующими. Определение цены на основе анализа пределов является уместным в случае, когда фирма нацелена на достижение максимальной прибыли. Но при этом фирма должна быть в состоянии точно подсчитать и постоянные и переменные издержки, располагать условиями, позволяющими точно спрогнозировать спрос. Кроме того, спрос на рынке должен находиться под влиянием изменения только или преимущественно цен, а объем продаж - показывать соответствующий уровень цены. В действительности трудно четко определить уровень расходов и их разграничение на постоянные и переменные издержки. Кроме того, на рыночный спрос оказывают влияние не только цены, но и другие многочисленные маркетинговые мероприятия, а также конкурентные отношения между фирмами. По этой причине способ определения цены на основе анализа пределов помогает дать лишь определенный ориентир ее расчетного уровня.
Существует также на метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей, который позволяет определить объем производства и продаж, соответствующий тому случаю, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. Данный способ применяется, когда целью фирмы является выявление цены, обеспечивающей возможность получить максимальную прибыль.
Определить себестоимость нового электродвигателя марки ZMT 400, мощностью 19 кВт методом регрессионного анализа.
Дан параметрический ряд электродвигателей марки ZMT. В настоящее время заводом выпускаются 9 основных модификаций. В таблице содержатся данные о мощности выпускаемых двигателей и соответствующем значении себестоимости.
Марка электродвигателя
|
Мощность, кВт
|
Себестоимость 1 двигателя, руб.
|
ZMT 050
|
1,4
|
85 000
|
ZMT 100
|
2,2
|
86 000
|
ZMT 150
|
3,5
|
87 000
|
ZMT 200
|
5,0
|
100 000
|
ZMT 250
|
7,5
|
150 000
|
ZMT 300
|
11,0
|
165 000
|
ZMT350
|
15,0
|
200 000
|
ZMT 450
|
22,0
|
255 000
|
ZMT 500
|
30,0
|
305 000
|
Решение: Построим корреляционное поле, где по оси ординат отложим себестоимость, а по оси абсцисс – мощность двигателей. Соединив полученные точки отрезками прямых, получим ломаную линию регрессии, вид которой позволит определить характер корреляционной зависимости.
Т.к. характер этой зависимости близок к прямой линии вида у = a + bx, то, определив коэффициенты "a и b", получим формулу корреляционной зависимости цены двигателя "у"от его мощности "х". Коэффициенты "a и b" найдём по формулам:
Для этого вычислим величины, входящие в формулу:
Тип
|
ZMT 050
|
ZMT 100
|
ZMT 150
|
ZMT 200
|
ZMT 250
|
ZMT 300
|
ZMT 350
|
ZMT 450
|
ZMT 500
|
Сумма
|
х
|
1,4
|
2,2
|
3,5
|
5,0
|
7,5
|
11,0
|
15
|
22
|
30
|
97,6
|
у
|
85
|
86
|
87
|
100
|
150
|
165
|
200
|
255
|
305
|
1433
|
х2
|
1,96
|
4,84
|
12,25
|
25,0
|
56,25
|
121,0
|
225,0
|
484,0
|
900
|
1830,3
|
х·у
|
119
|
189,2
|
304,5
|
500,0
|
1125
|
1815
|
3000
|
5610
|
9150
|
21812,7
|
Получили зависимость у = 71,1 + 8,126·х, где х – мощность двигателя; у – себестоимость.
Прямая линия регрессии, построена по этому уравнению совместно с ломаной линией ряда мощности двигателей. Заданное значение мощности спроектировано на эту прямую, а затем на ось цен. Полученное графически значение составило S19 кВт = 225 тыс. руб.
Из формулы линейной зависимости получаем близкое значение:
при х = 19; S19 кВт = 71,1 + 8,126·19 = 225,5 тыс. руб.
- Желтякова И.А. и др. Цены и ценообразование: Уч. пос./Желтякова И.А.,Маховикова Г.А.,Пузыня Н.Ю.-СПб.:Питер,2006.-112с.
- Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник/ И.В. Липсиц. -М.: Бек, 2005.
- Слепнева Т.А., Яркий Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие/ Слепнева Т.А., Яркий Е.В. - М.: Инфра-М, 2006.
- Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие/ Слепов В.А., Николаева Т.Е. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2005
- Трацевский И.П., Грекова И.Н. Ценообразование: Учебное пособие/ Трацевский И.П., Грекова И.Н. - М.: Новое знание, 2005.
- Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во ЭКМОС, 2006.
- Ценообразование: Учебное пособие/ Чибинев В.М. и др.; Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Лексикон, 2006.
- Цены и ценообразование: Конспект лекций/ Сост. А.А.Оганесян. - М.: Приор, 2006.
- Цены и ценообразование: Учебник/ Под ред. В.Е. Есипова. - 3 изд.; испр. и доп. - СПб: Питер, 2007.
- Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие/П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и К, 2006.
[1] Слепнева Т.А., Яркий Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие/ Слепнева Т.А., Яркий Е.В. - М.: Инфра-М, 2006.
|