Суббота, 23.11.2024, 13:29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Экономические » Бюджет и бюджетная система

Государственный и муниципальный долг вариант 8

ПЛАН

 

 

 

Введение. 2

1 Государственный и муниципальный долг как объект управления. 3

2 Управление государственным и муниципальным долгом: понятие, задачи, виды   6

3 Методы управления государственным и муниципальным долгом. 13

Заключение. 16

Библиографический список. 17

 

 

 

Введение

 

Для успешного управления государственным или муниципальным долгом ключевую роль играет политика заимствований. Предельный объем государственного (муниципального) долга и предельные объемы государственных заимствований регулируются Бюджетным кодексом.

Сущность государственного займа заключается в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие средства государству в ссуду.

Источником погашения государственных займов и уплаты процентов по ним являются средства, мобилизуемые государством в виде налогов. Кредиторы получают доход в виде процентов.

Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Цель контрольной работы - рассмотреть особенности управления государственным и муниципальным долгом.

 

 

1 Государственный и муниципальный долг как объект управления

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации не должны превышать по срокам погашения 30 лет и могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;
государственных займов в виде ценных бумаг;
договоров о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.1

Долговые обязательства Российской Федерации по срокам погашения подразделяются:

краткосрочные - до одного года;
среднесрочные - свыше одного года до пяти лет;
долгосрочные - свыше пяти лет до 30 лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не должны превышать 30 лет и могут существовать в таких же формах, что и обязательства Российской Федерации.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования (ст. 100 БК РФ). Муниципальный долг полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства должны быть погашены в срок до 10 лет и могут существовать в следующих формах:

кредитные соглашения и договора;
займы в виде муниципальных ценных бумаг;
договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней;
договоры о предоставлении муниципальных гарантий. Государственные внешние заимствования Российской Федерации

используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит Правительству РФ.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Долг должен быть обеспечен государственными и муниципальными гарантиями. Государственной или муниципальной гарантией (согласно ст. 115 БК РФ) признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьем лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Субъектами управления государственным долгом являются Правительство РФ, Министерство финансов и специализированные учреждения по управлению государственным долгом.

К ним можно отнести Департамент ценных бумаг и финансового рынка, Департамент иностранных кредитов и внешнего долга, Валютный департамент и Департамент международных финансовых организаций.

Данные ведомства ежедневно представляют в Главное управление федерального казначейства и в Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности - аппарат Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики информацию о проведении операций по погашению и обслуживанию государственного долга, необходимую для учета операций, осуществляемых по государственному долгу.

Важное значение имеет Главное управлению федерального казначейства которое обеспечивает представление руководству Министерства оперативной (ежедневной, еженедельной) и месячной отчетности по операциям, совершаемым в рамках единой системы управления государственным долгом.

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

снижен уровень доходности по государственным облигациям;
стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

На 3 апреля 2008 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2007 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн. руб. [30]

За прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.

В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. ( Рис. 6) Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель ЦБ, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета  годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков. Рассмотрим подробнее стратегию правительства  в сфере внутреннего долга[30]

 

В апреле 2007 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2008-2012 гг., госдолг РФ и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти. Следующая позиция - развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабфонда для погашения текущего внешнего долга. Меняется структура долга. Правительство постепенно приближаемся цели: привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50. На сегодняшний день - 20/80, а к концу 2012г. достигнет 43/57.

Прогнозируется достаточно существенный рост объема долга, выраженного в государственных ценных бумагах. Объем долга равен 880,6 млрд. руб., а к концу 2012г. рублевый долг выраженный в гособлигациях составит примерно 1,5 трлн. руб. Для нужд пенсионной системы начинается выпуск государственных сберегательных облигаций. К 2012г. около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.[33]

Предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:

Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных средств. Эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны (государство действует по своему усмотрению). Но данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством.
Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост госдолга оказывает влияние на уровень инфляции.

Курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и преждевременен.

В госполитике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или внутренним заимствованиям, единственным критерием должна быть стоимость заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней (в 2002г.), то нужно занимать извне. Для эффективного проведения политики заимствований необходимо создание цивилизованного рынка капиталов в стране и проведение реформирования банковской системы.

Принимая решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.

При инвестировании пенсионных средств в госбумаги пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов (в госбумаги и крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета), которые обладают высокой степенью надежности. Вложения же в российские госбумаги не должны превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений – это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются 20%, а в российские государственные ценные бумаги – никак не ограничиваются, что представляется рискованным. Действия правительства в области управления пенсионными средствами более чем сомнительны. В таких условиях, рассчитывать на успешное внедрение новой пенсионной системы, равно как на сохранность пенсионных средств, нельзя.

 

2 Управление государственным и муниципальным долгом: понятие, задачи, виды

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ и является составной частью бюджетной политики (ст. 101 БК РФ). Долгом субъекта федерации управляет орган исполнительной власти, а муниципальным долгом - орган местного самоуправления.

При общем осознании важности задачи управления государственным долгом и муниципальным долгом и связанных с ним рисков, определение термина "управление долгом" все еще отсутствует как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ.

Под управлением государственным долгом понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.

Понятие управления государственным долгом включает три взаимосвязанных направления деятельности, являющихся предметом дальнейшего рассмотрения:

1. Бюджетная политика в части планирования объема и структуры государственного и муниципального долга.

2.     Осуществление заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на обслуживание.

3.     Организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

Основными целями управления государственным долгом являются:

поддержание объёма долга на экономически безопасном уровне;

обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме;

оптимизация стоимости обслуживания долга.

В Минфинне Российской Федерации создана единая систему управления государственным долгом Российской Федерации для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований.

Минфин Российской Федерации обладает полномочиями резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке Российской Федерации с использованием этих средств исключительно для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации. Кроме того, Минфин может проводить совместно с Центральным банком Российской Федерации операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок.

В целях формирования стратегии заимствований, своевременного погашения и обслуживания государственного долга установлено, что управление государственным долгом осуществляется на основании единого плана по объему первичного дефицита, рассчитываемого как разница между дефицитом федерального бюджета и процентными расходами по государственному долгу на финансовый год, с помесячной разбивкой.

Ежемесячные предельные размеры первичного дефицита федерального бюджета утверждаются руководством Министерства финансов Российской Федерации по представлению Главного управления федерального казначейства и Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности - аппарата Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и доводятся до Департамента ценных бумаг и финансового рынка. Департамента иностранных кредитов и внешнего долга, Департамента международных финансовых организаций и Валютного департамента за 3 календарных дня до начала месяца в письменном виде.

Осуществление операций по размещению, выкупу и погашению государственных ценных бумаг производится Департаментом иностранных кредитов и внешнего долга и Департаментом ценных бумаг и финансового рынка. Глобальные сертификаты, поручения и договора по размещению государственных ценных бумаг подписываются Министром финансов и курирующим Департамент ценных бумаг и финансового рынка заместителем Министра соответственно.

Учет всех долговых обязательств Российской Федерации осуществляется:

по внутреннему долгу Российской Федерации - Департаментом ценных бумаг и финансового рынка в Государственной Долговой книге Российской Федерации;
по внешнему долгу и гарантиям внешним кредиторам Российской Федерации - Департаментом иностранных кредитов и внешнего долга в Государственной книге внешнего долга Российской Федерации;
по гарантиям Министерства финансов Российской Федерации - Главным управлением федерального казначейства в реестре гарантий.

Следует остановиться на оперативном управлении. Главной целью системы оперативного управления государственным и муниципальным долгом следует признать сглаживание пиков долговых платежей, экономию бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном обеспечении других видов расходов бюджета текущего финансового года.

3 Методы управления государственным и муниципальным долгом

Различают следующие методы регулирования государственного долга:

сбалансированность налоговых и неналоговых доходов бюджета;
абсолютное уменьшение государственного долга;
реструктуризация долга;
уменьшение расходов по обслуживанию долга;
сокращение государственных расходов;
контроль за займами на региональном уровне;
контроль за займами субъектов хозяйствования.

Нормативными актами субъектов РФ устанавливаются стратегические и оперативные методы управления долгом, так Постановлением Правительства Москвы установлены следующие методы:

корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных Программой государственных заимствований города Москвы для финансирования утвержденного объема дефицита бюджета города;

накопление на бюджетном счете города Москвы средств, необходимых для погашения долговых обязательств;

досрочное погашение долговых обязательств;

сокращение объема заимствований;

использование производных финансовых инструментов.

Рассмотрим основные методы подробнее.

Под реструктуризацией долга (согласно ст. 105 БК РФ) понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Понятие конверсии государственного займа определяется как изменение условий государственного займа посредством обмена его облигаций на облигации нового займа, что фактически означает прекращение старого долгового обязательства и возникновение нового. Данная категория отсутствует в традиционной системе гражданского права, но в финансовом праве используется в России уже с XIX в.

С экономической точки зрения, осуществляя конверсию своих займов, государство преследовало (и делает это поныне) одну или сразу несколько из указанных целей:

а)      уменьшение платежей по государственным долговым обязательствам;

б)      унификацию государственного долга;

в)      консолидацию текущих долгов;

г)      поддержание курса государственных долговых обязательств.

Часто правительства прибегают к конверсии займов как к крайней мере вследствие систематической дефицитности бюджета и принципиальной невозможности выполнить взятые на себя обязательства перед кредиторами.

В Советском Союзе были осуществлены четыре конверсии государственных займов, причем они проводились отдельно для массовых и для свободно размещаемых займов. Какие-либо общие нормы, регулирующие порядок и условия проведения конверсии, а главное -гарантии для держателей государственных ценных бумаг в законодательстве того времени отсутствовали. Каждая конверсия предварялась специальным нормативным актом, как правило, о выпуске очередного займа и обмене на его облигации бумаг предыдущего займа.

Одним из методов управления выступает оптимизация долгов. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает предельные величины объемов государственного долга субъекта Российской Федерации по отношению к доходам бюджета рассматриваемого финансового года (без учета средств финансовой помощи из бюджетов других уровней), предельный объем расходов бюджета субъекта на обслуживание государственного долга по отношению к расходам бюджета рассматриваемого финансового года, а также предельный размер дефицита бюджета, который в случае отсутствия или недостаточности внутренних источников его финансирования, не связанных с привлечением заемных средств, покрывается за счет осуществления новых заимствований, влекущих за собой увеличение общей суммы государственного долга.

Согласно ст. 120 БК РФ в Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации. Целью ЕСУГД является оптимизация расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения Российской Федерацией обязательств перед внутренними и внешними кредиторами.

 

 

Заключение

Таким образом, составной частью системы управления финансовыми ресурсами РФ и муниципальных органов выступает формирование бюджетной политики в области управления государственным и муниципальным долгом. Как показал кризис 1998 года в России и текущие кризисные события в Аргентине и Бразилии, государственный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления государственным и муниципальным долгом с вопросами обеспечения экономической безопасности государства или региона, осуществляющего заимствования.

Вместе с тем, ограничения, накладываемые действующим законодательством на объем государственного долга субъекта Российской Федерации и на платежи в счет его обслуживания, не позволяют полностью избежать долговых рисков, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций в экономике.

При общем осознании важности задачи управления государственным долгом и связанных с ним рисков, проблема управления государственным и муниципальным долгом все еще остается не достаточно изученной.

Соответственно, целью исследованиями в данной области является создание механизма оценки и регулирования долговой нагрузки на бюджет страны, муниципалитета, а также формулирование порядка управления государственным долгом.

Как было показано в исследовании данные задачи все еще не выполнены, и Правительству РФ в будущем необходимо предпринять меры по совершенствованию управления государственным и муниципальным долгом.

 

 

Библиографический список

Конституция РФ. - М., 2009
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г (с измен, на 2009г.). №145-ФЗ
Приказ Минфина РФ от 24 марта 1997 г. N 224 о создании эффективной системы управления государственным долгом
Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. N 318-ПП "О Концепции управления государственным долгом города Москвы и использования заемных средств в городском бюджете"// "Вестник Мэра и Правительства Москвы", май 2003 г., N 28
Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2009. 118с.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации - 2-е изд.- М.: Дашков и Ко, 2008.
Государственный долг: иностранным кредиторам - проценты, населению - налоги? // Экономист. - 2007. - №8.
Мировые инструменты долгам // Финансы и кредит. - 2007. - №8.
Мнения специалистов о рынке российского государственного долга // РЦБ.-2009.-№20.

10.Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России //

Общество и экономика. - 2001. - №5. 11.Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ // Финансы. - 2001. - №4.

Категория: Бюджет и бюджетная система | Добавил: igete (14.07.2015)
Просмотров: 393 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Финансовый анализ [15]
Аудит [1]
Бухгалтерский учет [2]
Банковское дело [8]
Бюджет и бюджетная система [22]
Менеджмент [12]
Маркетинг [1]
Налоги и налогообложение [3]
Финансы [9]
Учет [3]
Статистика [0]
Экономическая теория [7]
Макроэкономика [3]
Микроэкономика [19]
Антикризисное управление [11]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz