ПЛАН
1. Унитарное предприятие как юридическое лицо. Виды унитарных предприятий 2
2. Порядок учреждения унитарного предприятия. Случаи создания унитарных предприятий 4
3. Особенности распоряжения имуществом унитарных предприятий 7
Библиографический список 16
1. Унитарное предприятие как юридическое лицо. Виды унитарных предприятий
Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие). Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Каждое унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
• унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
• унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
Унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Унитарное предприятие является юридическим лицом, имеет фирменное наименование с указанием его организационно-правовой формы и наименованием субъекта, к собственности которого относится имущество предприятия.
Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
2. Порядок учреждения унитарного предприятия. Случаи создания унитарных предприятий
Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. Устав федерального унитарного предприятия должен соответствовать Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.
Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.
ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов.
Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.
Федеральное казенное предприятие может быть создано при выполнении одного из следующих условий:
1) если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами исключительно для государственных предприятий;
2) если преобладающая или значительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.
В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества.
Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
3. Особенности распоряжения имуществом унитарных предприятий
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, размер уставного фонда унитарного предприятия не может быть менее 500000 рублей.
Полное фирменное наименование государственного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об унитарных предприятиях, на базе государственного имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Согласно статье 296 ГК РФ казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Таким образом, собственник имущества казенного предприятия обладает широкими полномочиями в отношении указанного имущества.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 11 Закона об унитарных предприятиях, имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При переходе права собственности на государственное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного имущества, такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Распоряжение имуществом государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
Согласно статье 18 Закона об унитарных предприятиях государственное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 23 Закона об унитарных предприятиях решение о совершении крупных сделок принимается лишь с согласия собственника имущества государственного предприятия.
Государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. Данное положение подтверждается и судебной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 года по делу №А39-2310/2003-124/16.
Движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (Постановление ФАС Центрального округа от 13 мая 2004 года по делу №А35-1894/03-С4). Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Таким образом, контрагентам государственных предприятий следует уточнять, соответствует ли совершаемая сделка целям деятельности предприятия во избежание неблагоприятных последствий. Хотя, безусловно, за соответствие совершаемой сделки целям и видам деятельности, закрепленных в уставе в первую очередь несет ответственность предприятие.
Уставом государственного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Распоряжение имуществом казенного предприятия (предприятия, основанного на праве оперативного управления).
Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Таким образом, казенное предприятие обладает минимумом прав в отношении закрепленного за ним имущества.
Собственник имущества казенного предприятия вправе изъять лишнее либо неиспользуемое имущество (пункт 2 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях).
Изъятие собственником излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, и не может быть осуществлено в отношении имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2005 года №Ф04-1105/2005(9137-А81-39).
В соответствии со статьей 17 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе после отчислений в фонды данного предприятия, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2005 года по делу №Ф04-1801/2005(9927-А46-23).
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона об унитарных предприятиях, решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.
Крупная сделка, совершенная без согласия собственника имущества унитарного предприятия является недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 марта 2005 года по делу №А43-11044/2004-21-342, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 мая 2005 года по делу №А56-45099/03, Постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2005 года по делу №Ф09-1433/05-С5).
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс РФ. – М. : Издательство Омега-Л , 2007. – 277 с.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) // Российская газета. 1994. 8 декабря. -С. 4 – 15
3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.02 г.
4. О приватизации государственного и муниципального имущества : ФЗ № 178-ФЗ от 21.12.01г.
5. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ № 1024 от 09.09.99 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 39. Ст 4626.
6. О создании и регулировании деятельности федеральных казённых предприятий : постановление Правительства РФ № 872 от 15.12.2007 г. // Российская газета , № 290 от 26. 12. 2007 г.
7. Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. № 5. С. 19 – 22.
8. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта : учеб. пособие. – М. : Финансы и статистика, 1994. – 79 с.
9. Бородина Е. И. Финансы предприятия : учеб. пособие. – М. : Банки и биржи, 1995. – 208с.
10. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ : теория и практика. 2-е изд. – М. : Дашков и К0, 2005. – 496 с.
11. Веселовский С. Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике // Россия и современный мир. 2001. № 3. – С. 12 – 15.
12. Государство учится управлять своей собственностью // Экономика России XXI. 2002. № 1 (6), март. С. 20 – 22.
13. Довгая О. В. Финансы унитарных предприятий : учеб. пособие. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. – 80 с.
14. Консетова В. Распределение чистой прибыли государственных унитарных предприятий // Финансовая газета. № 2. 2004. С.4.
15. Опарина О. Нераспределенная прибыль и амортизация как основные источники образования имущества в унитарных предприятиях / ФПА АКДИ "Экономика и жизнь". - Выпуск 5. 2003.
16. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. – М. : Дашков и К, 1999. – 326 с.
17. Справочник финансиста государственного предприятия / под ред. М. В. Романовского, И. Н. Лазарева. – М. : Финансы и статистика, 1990. – 402 с.
18. Степашин С. В. и др. Государственный финансовый контроль : учебник для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. – СПб. : Питер, 2004.
19. Столяров Н. С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика) : монография. – М. : Союз, 2006.
20. Унитарные предприятия : создание и деятельность. – М. : Книгасервис, 2003. – 112 с.
21. Управление государственной собственностью : учебник / под ред. д-р. экон. наук., проф. В.И. Кошкина. – Изд. расш. и доп. — М. : ЭКМОС, 2002. — 664 с.
22. Филипьев Д. Ю. Методика проверки правильности формирования и использования финансовых результатов унитарных предприятий / Аудиторские ведомости. № 12. 2001.
|