Тема 1. Система управления банковскими рисками
ПЛАН
1. Понятие «система управления в банке». Структура и элементы системы управления в банке 2
2. Организация управления банковскими рисками 12
Практическое задание. 22
Библиографический список 34
1. Понятие «система управления в банке». Структура и элементы системы управления в банке
Система управления коммерческим банком строится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность определяется размерами пакета акций и их типом.
Учредителями банка в настоящее время могут быть министерства, ведомства, другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, а также физические лица.
Доля каждого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35% размера уставного капитала. Минимальный состав учредителей банка - 3 физических (юридических) лица.
Учредители или акционеры вступают в банк на добровольных началах. Общее руководство деятельностью коммерческих банков осуществляют собрания пайщиков, или акционеров, и советы банков, которые избираются из их представителей. Управляют текущей деятельностью правления, образуемые советами банков. Уставами банков обычно предусматривается, что члены правления не могут быть одновременно членами Совета.
Все органы банковского управления имеют свои конкретные права.
Основным (высшим) органом управления коммерческим банком является собрание акционеров (пайщиков) банка. Оно реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы банка, которые целиком ему подотчетны. Собрание акционеров (пайщиков) решает основные вопросы, определяющие деятельность банка. Оно принимает решения об основании банка, численности его участников, размере уставного фонда, паевого взноса; избирает совет банка и ревизионную комиссию; утверждает устав банка и Положение о совете, правлении банка, ревизионной комиссии и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает годовой баланс банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет ревизионной комиссии, распределяет прибыль банка и т.п.
Совет банка решает вопросы об открытии филиалов и представительств банка, структуре и численности его работников, о расходах на содержание и развитие банка; определяет основные условия предоставления кредитов. Он также вносит предложения собранию акционеров (пайщиков) об изменении уставного фонда, устава банка; утверждает постоянно действующие комитеты и избирает их членов; контролирует работу правления.
Правление банка организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений собрания акционеров (пайщиков) и совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.
Председатель правления банка руководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка, участвует в работе Совета с правом совещательного голоса.
При правлении коммерческого банка обычно создаются различные комитеты: кредитный, ревизионный, стратегический и т.д.
Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление. Банк может предоставлять кредиты предприятиям, организациям и другим банкам, финансовым компаниям и населению. В рамках управления прогнозированием деятельности банка отделом организации хозрасчетной деятельности на основе анализа фактических и запланированных доходов, в том числе и от кредитных операций, намечаются конкретные меры по их повышению и ставятся в этой связи задачи кредитному управлению.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления.
Органами управления Банка являются:
- Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
- Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
- Правление Банка. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком. К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции;
2) реорганизация Банка;
3) ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4) избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий;
5) избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;
6) избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;
7) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
8) увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций;
9) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;
10) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
11) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций, и Наблюдательный совет Банка не принял решение об увеличении уставного капитала;
12) размещение посредством закрытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции;
13) размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
14) уменьшение уставного капитала Банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения Банком части акций в целях сокращения их общего количества, а также погашения приобретенных или выкупленных Банком акций;
15) утверждение аудитора Банка;
16) утверждение годовых отчетов, в том числе годового бухгалтерского отчета Банка, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, по результатам финансового года;
17) определение порядка ведения Общего собрания акционеров;
18) дробление и консолидация акций;
19) принятие решений об одобрении сделок, в которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
20) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;
21) приобретение Банком размещенных акций в целях сокращения их общего количества при уменьшении уставного капитала Банка;
22) принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
23) утверждение внутренних документов Банка: порядка проведения общего собрания акционеров, Положения о Наблюдательном совете Банка, Положения о Правлении, Положения о ревизионной комиссии;
24) решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом и Уставом Банка.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительным органам Банка.
Вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение Наблюдательному совету Банка, за исключением вопросов, предусмотренных федеральным законом.
Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров.
К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы:
1) определение приоритетных направлений деятельности Банка;
2) созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров;
3) утверждение повестки дня Общего собрания акционеров;
4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, и другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением Общего собрания акционеров;
5) увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций за счет имущества Банка в пределах количества объявленных акций, установленных Уставом Банка;
6) увеличение уставного капитала Банка путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в пределах количества объявленных акций, если количество дополнительно размещаемых акций составляет не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций. Если при принятии решения единогласие не достигнуто, Наблюдательный совет Банка выносит этот вопрос на рассмотрение Общего собрания акционеров;
7) размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;
8) размещение посредством открытой подписки облигаций, конвертируемых в обыкновенные акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющие не более 25 процентов, ранее размещенных Банком обыкновенных акций;
9) приобретение размещенных Банком акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральным законом;
10) по представлению Президента, Председателя Правления Банка назначение членов Правления, заместителей Председателя Правления и досрочное прекращение их полномочий;
11) рекомендации по размеру дивиденда по акциям;
12) утверждение внутренних документов Банка, включая положение о Службе внутреннего контроля, положение о резервном фонде, средствах на выплату дивидендов и нераспределенной прибыли, других внутренних документов Банка, указанных в Уставе и Положении о Наблюдательном совете Банка;
13) открытие и закрытие филиалов, открытие представительств Банка и внесение в Устав Банка изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств Банка и их ликвидацией;
14) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом;
15) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
16) определение порядка совершения сделок со связанными лицами;
17) утверждение регистратора Банка и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
18) создание при необходимости комитетов Наблюдательного совета Банка по отдельным вопросам деятельности Банка; утверждение положений о комитетах Наблюдательного совета;
19) утверждение на основании предложений руководителя Службы внутреннего контроля Банка годовых и квартальных планов проверок Службы внутреннего контроля Банка, отчетов Службы внутреннего контроля Банка о выполнении планов проверок Банка; рассмотрение отчетов Службы внутреннего контроля Банка о результатах проверок Банка;
20) периодическое заслушивание отчетов Президента, Председателя Правления Банка о деятельности Банка;
21) утверждение условий договоров между Банком и Президентом, Председателем Правления, членами Правления Банка, в том числе определение размеров выплачиваемых им вознаграждений и компенсаций;
22) принятие решения о приостановлении полномочий Президента, Председателя Правления и образование временного единоличного исполнительного органа Банка. Решение об этом принимается в порядке, предусмотренном федеральным законом;
23) рекомендации по размеру выплачиваемых членам Ревизионной комиссии Банка вознаграждений и компенсаций;
24) иные вопросы, предусмотренные федеральным законом и Уставом Банка.
К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка.
Правление Банка в соответствии с возложенными на него задачами:
1) предварительно обсуждает все вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров и Наблюдательным советом Банка, в том числе годовые отчеты, включая годовой бухгалтерский отчет Банка, подготавливает по ним проекты соответствующих решений, обеспечивает их реализацию;
2) обсуждает отчеты руководителей подразделений центрального аппарата Банка и руководителей филиалов - территориальных банков, а также отделений Банка в городе Москве об итогах деятельности за соответствующие периоды и об итогах работы по конкретным направлениям банковской деятельности;
3) определяет политику Банка в сфере управления рисками, обеспечивает условия для ее эффективной реализации, организует процесс управления рисками в Банке, определяет подразделения, ответственные за управление отдельными видами рисков;
4) организует внедрение в практику работы подразделений Банка наиболее прогрессивных банковских технологий, осуществляет реализацию проектов по комплексной автоматизации банковских работ, обеспечивает создание современной банковской инфраструктуры;
5) организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети филиалов и других обособленных подразделений Банка, принимает решения об изменении статуса, наименования филиала;
6) рассматривает и решает вопросы об участии и прекращении участия Банка в других организациях, за исключением принятия решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
7) утверждает процентные ставки по вкладам физических лиц;
8) рассматривает состояние учета, отчетности и внутреннего контроля в Банке, заслушивает отчеты руководителей филиалов и других обособленных подразделений Банка по результатам ревизий и проверок их деятельности, принимает решения по этим вопросам;
9) осуществляет контроль за соблюдением подразделениями Банка федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
10) устанавливает систему оплаты труда в Банке;
11) рассматривает вопросы об утверждении в должности и освобождении от должности председателей территориальных банков, о предложениях по награждению наиболее отличившихся работников государственными наградами Российской Федерации и награждении работников наградами Банка;
12) утверждает внутренние документы, регулирующие текущую деятельность Банка, в том числе определяющие политику Банка в различных областях деятельности, управление банковскими рисками, работу коллегиальных рабочих органов Банка, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета Банка;
13) образует коллегиальные рабочие органы, в том числе коллегии, комитеты Банка, утверждает положения о них и устанавливает их компетенцию, в том числе по утверждению внутренних документов Банка, определяющих правила, процедуры, порядок проведения банковских операций и других сделок, порядок взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Банка, его филиалов;
14) утверждает положения о филиалах Банка;
15) принимает решение о назначении временного управления или уполномоченного представителя Банка по управлению филиалом (территориальным банком и отделением);
16) рассматривает и решает другие вопросы деятельности Банка.
2. Организация управления банковскими рисками
Руководство и собственники кредитных организаций уделяют все более пристальное внимание управлению операционными рисками (ОР). Несмотря на безусловную очевидность существования подобных рисков и необходимость управления ими специалисты не всегда имеют четкое и исчерпывающее представление о методах комплексной и эффективной реализации данного процесса. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим основные подходы и принципы внедрения системы управления операционными рисками. Изначально определим, что под системой управления операционными рисками (далее -- СУОР) мы понимаем комплекс организационных, методических, автоматизированных средств по предупреждению возможных операционных рисков, минимизацию отрицательных последствий и недопущение повторов их реализации. В качестве определения операционного риска приведем наиболее часто встречающуюся формулировку: риск возникновения убытков (недополучения прибыли) в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности банка и/или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими банка и/или иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) информационных, технологических и других систем и/или их отказа (нарушения функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. Можно указать следующие источники возникновения ОР: персонал (намеренные / ненамеренные действия сотрудников организации, которые могут нанести ущерб ее деятельности); процессы (ошибки и некорректное выполнение операций в ходе осуществления бизнеспроцессов либо должностных обязанностей); системы (нарушение текущей деятельности организации в результате сбоя в информационных системах и/или недоступности IT-сервиса); внешняя среда (воздействия извне, которыми организация не может управлять и которые выходят за рамки ее непосредственного контроля). Операционные риски корпоративного уровня безусловно влияют на деятельность банка, однако не всегда учитываются в стратегии его развития. Бесспорным является и тот факт, что реализация указанных рисков влияет на финансовый результат: статистика показывает, что прямые потери могут составлять 5-20% от величины капитала под операционные риски, остальные потери являются скрытыми и носят качественный характер. Таким образом, отсутствие СУОР приводит к возникновению массы проблем и повышает подверженность кредитной организации операционным рискам.
В соответствии с письмом Банка России от 24 мая 2005 г. №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» под управлением операционными рисками понимаются их выявление, оценка, мониторинг, контроль и минимизация. Детализировав данную формулировку, мы получим следующие компоненты модели организации СУОР: планирование внедрения СУОР; обучение персонала банка и развитие культуры управления операционными рисками; выявление операционных рисков; учет и классификация инцидентов операционных рисков; оценка операционных рисков; предметный анализ операционных рисков; решение задач по минимизации (устранению) операционных рисков; мониторинг и контроль минимизации операционных рисков; анализ СУОР.
Планирование может выражаться в разработке документа «Концепция управления операционными рисками в рамках общей стратегии кредитной организации». Данный документ должен давать представление об «идеальном» состоянии уровня операционных рисков, к которому следует стремиться, чтобы получить максимальный результат. По мере возможности необходимо конкретизировать способы достижения целей, перечислив плановые задачи (оперативные, тактические, стратегические), которые будут решены в рамках СУОР. Обучение персонала и развитие культуры управления операционными рисками. Формирование культуры управления ОР является одной из наиболее сложных задач: на начальном этапе риск-менеджеры, как правило, сталкиваются с сопротивлением и скепсисом персонала. Обучение персонала отличается от обучения риск-менеджеров. В рамках учебного курса необходимо найти разумный баланс между теорией и практикой, кроме того, следует обеспечить условия, позволяющие сотрудникам проходить обучение без отрыва от выполнения своих непосредственных обязанностей. По окончании учебного курса персонал должен иметь четкое представление о своем праве сообщать, о выявленных операционных рисках, об адресате подобных сообщений, их форме, а также способах мотивации и получения обратной связи по результатам минимизации операционного риска. Очная форма обучения требует больших трудозатрат на организацию и проведение обучающих мероприятий, при этом объем аудитории сравнительно мал, а темп учебного процесса невысок. Система дистанционного обучения является более эффективной за счет широкого охвата аудитории (в нее могут входить все сотрудники филиальной сети), незначительных трудозатрат, возможности контролировать состав обучаемых и результаты динамичного учебного процесса. Развитие культуры управления ОР предполагает не только обучение персонала, но и проведение других мероприятий. Разработка нормативных документов, а именно:
-- раздела в составе политики по управлению рисками, касающегося управления ОР; идеальным вариантом является гармоничное функционирование СУОР в рамках общей системы управления рисками и ее взаимосвязь с другими корпоративными системами управления;
-- регламента выявления и оценки операционных рисков (положение по операционным рискам);
-- документов (в соответствии с перечнем нормативной документации), касающихся плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и/или восстановление деятельности банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Ознакомление сотрудника с регламентом выявления и оценки ОР при приеме на работу (в банке должен быть формализован перечень документов, обязательных для ознакомления при приеме на работу). Внесение в раздел «Общие должностные обязанности» должностной инструкции пункта об обязанности каждого сотрудника банка минимизировать операционные риски в рамках своей должности. Регулярная рассылка информационных писем, напоминающих о необходимости сообщать, о возникших операционных рисках. Внесение в реестр управленческой отчетности банка (при наличии такового) формата отчета по операционным рискам. Донесение информации о выявленных ОР до ответственных подразделений (владельцев риска). Неперсонифицированный обмен опытом между подразделениями (филиалами) в области управления ОР. Внесение в форму сообщения об ОР графы «Предложения по минимизации операционных рисков». Сотрудников, внесших эффективные предложения, после проведения соответствующих мероприятий следует премировать. В данном случае можно провести аналогию с системой инноваций и рацпредложений.
Важнейшим источником информации об операционных рисках являются сообщения от работников банка (горячая линия). Подобную информацию также получают в результате анализа проводок по операциям бухгалтерского учета (денежные выплаты, добровольно произведенные банком; денежные выплаты, произведенные банком на основании решений уполномоченных государственных органов; досрочное списание (выбытие) материальных активов; повторные затраты; регрессные потери; снижение стоимости активов; счета, отражающие создание резервов на возможные потери, и др.). Безусловно, необходимо выстраивать взаимодействие со смежными подразделениями, в ходе которого будет происходить обмен конфиденциальной информацией и ее анализ. В числе таких подразделений можно указать следующие: бизнес-подразделения; подразделение по информационной безопасности (информационные риски); маркетинговое подразделение (жалобы клиентов, данные о мониторинге качества обслуживания); подразделение по информационным технологиям (сведения о сбоях в IT-системах и количестве обращений пользователей в службу технической поддержки); подразделение по безопасности (инциденты, по которым завершено, / ведется расследование, информация о чрезвычайных и аварийных ситуациях); подразделение по описанию и оптимизации бизнес-процессов банка; подразделение по банковским технологиям и методологии (существенные операционные риски, источником которых могут быть бизнеспроцессы и документы банка); подразделение финансового мониторинга; подразделение по работе с персоналом; юридическое подразделение (информация из области страхования); служба внутреннего контроля. В связи с большим количеством бизнес-подраз делений и подразделений бэк-офиса одной из важных задач отдела по управлению операционными рисками является грамотное выстраивание информационных потоков в целях эффективного выявления ОР.
Выявленные инциденты операционного риска необходимо учитывать в специализированной базе данных. Содержание базы может меняться в зависимости от условий работы внутреннего заказчика. Перечислим основные реквизиты базы данных: дата уведомления об операционном риске; дата свершения инцидента; структурное подразделение, в котором произошел инцидент; описание инцидента; причина инцидента; последствия инцидента; уровень последствий (существенность риска); объем операции, сумма фактического и возможного убытка, сумма возмещения; предложения по минимизации операционного риска; направление деятельности (банковские продукты и услуги); источник (фактор) риска (1-3 уровень); принадлежность события к репутационному и информационному риску; ФИО эксперта (в случае привлечения); подразделение, отвечающее за минимизацию операционного риска. При ведении учета операционных рисков можно дополнительно определять степень их влияния на бизнес-процессы (при наличии в кредитной организации системы управления бизнес-процессами), на проекты (при наличии системы управления проектами), на расходы по статьям бюджета (при наличии системы бюджетирования). Операционные риски можно разделять по уровням: корпоративный уровень, уровень бизнес-единиц, операционный уровень. Взаимосвязь операционных рисков с теми или иными элементами смежных систем управления позволяет вести многогранный учет в соответствии с требованиями законодательства и пожеланиями внутреннего заказчика, а также проводить системный анализ уровня ОР и определять корреляцию между отдельными фактами их реализации. С целью разделения существенных и несущественных операционных рисков банк может самостоятельно разработать процедуру их классификации. В данной работе авторы не рассматривают такой критерий существенности несущественности, как денежное выражение риска, поскольку при повышенной интенсивности реализации даже несущественные в денежном выражении риски могут значительно повлиять на работу банка. Незаменимым помощником при учете и анализе является справочник операционных рисков. Такие справочники составляют на основе результатов опросов страховых компаний, опросов внутри банка, по материалам изданий, специализирующихся на банковских технологиях, по данным базы инцидентов операционного риска. Стоит отметить, что база инцидентов операционного риска по аналогии с прецедентным правом может являться источником типовых решений, т.е. решение, вынесенное по какому-либо инциденту ОР, обязательно для всех подразделений организации при рассмотрении ими аналогичных операционных рисков. Данная система дает банку возможность выполнять нормотворческие функции не только в случае отсутствия описания бизнес-процессов, но и при наличии недостаточно четкой нормативной документации. Для проведения сравнительного анализа необходимо фиксировать ОР сторонних банков, обращаясь при этом к внешним источникам (например, к неструктурированной базе внешних операционных рисков, сформированной силами участников форума на сайте www.riskofficer.ru). Внешние источники позволяют отследить различные отечественные и зарубежные тенденции в сфере операционных рисков. Так, во время кризиса участились кражи денежных средств из банкоматов, кражи со счетов клиентов через систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО), при изменении погодных условий (с наступлением морозов) увеличилось количество сбоев в работе банкоматов, возросло число мошеннических действий при кредитовании и т.д. Следует непрерывно изучать тенденции, анализировать текущую ситуацию в кредитной организации и в случае необходимости принимать меры по предупреждению операционных рисков (анализировать защищенность банкоматной сети и систем ДБО, оперативно менять месторасположение банкоматов (при наличии резервных мест), укреплять банкоматы, управлять лимитами загрузки банкоматов, вводить дополнительные способы защиты систем ДБО, обеспечивать страховое покрытие и т.д.). Отметим, что в других отраслях хозяйственной деятельности при наступлении аварии на одном участке автоматически проверяют все другие действующие участки в целях предупреждения повторных аварий. Авторы считают данный подход абсолютно правильным. Анализ внешних операционных рисков позволяет понять, какие системы защиты той или иной банковской услуги наиболее эффективны, и обеспечить новый банковский продукт надежной системой защиты.
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 3 ноября 2009 г. №346-П «О порядке расчета размера операционного риска» размер ОР включают в расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) следующим образом: начиная с отчетности на 1 августа 2010 г. -- в размере 40% от рассчитанного в соответствии с настоящим Положением; начиная с отчетности на 1 августа 2011 г. -- в размере 70%; начиная с отчетности на 1 августа 2012 г. -- в размере 100%. Положение №346-П подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 1 июля 2010 г. В международной банковской практике применяют следующие методы оценки резерва капитала под операционные риски. Подход на основе базового индикатора (Basic Indicator Approach, BIA) Упрощенный подход к расчету размера резерва капитала под операционные риски на основе базового индикатора предполагает прямую зависимость уровня операционного риска от масштабов деятельности организации. Естественно, что при этом не учитываются ни внутренние процедуры контроля, ни подверженность риску в различных направлениях деятельности. Стандартный подход (The Standardized Approach, TSA) Данный подход основан на выделении нескольких типовых направлений деятельности кредитной организации и определении размера капитала, резервируемого по каждому из них. Такой подход является более точным, чем BIA. Альтернативный стандартный подход (Alternative Standardized Approach, ASA) Отличие данного подхода от стандартного заключается в том, что для таких направлений деятельности, как банковское обслуживание физических и юридических лиц, расчет величины резервов производят не на основании показателя среднего валового дохода, а на основании величины средних остатков на соответствующих балансовых счетах.
Для определения величины потенциальных убытков на основании экспертных оценок выбирают наиболее информативные для целей управления операционным риском аналитические показатели и устанавливают их относительную значимость, затем выбранные показатели сводят в специальные таблицы (оценочные карты). Полученные результаты обрабатывают с учетом заданных весовых коэффициентов и сопоставляют по направлениям деятельности кредитной организации, отдельным видам банковских операций и сделок. На основании рассчитанных значений строят карты операционных рисков, наглядно демонстрирующие вероятность появления операционных рисков и размеры возможных потерь по каждому направлению деятельности организации.
Методы, основанные на применении статистического анализа, позволяют составить прогноз потенциальных операционных убытков исходя из величины операционных убытков, полученных в прошлом. В ходе применения этих методов в качестве исходных параметров рекомендуется использовать информацию о реально понесенных операционных убытках, накопленную в аналитической базе данных.
В рамках метода моделирования (сценарного анализа) величины операционных рисков экспертным путем определяют возможные сценарии возникновения событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам. Для сравнительного анализа капитала под операционные риски различных банков можно воспользоваться сайтом www.tridea.ru и ознакомиться с оценкой указанного капитала, полученной с применением подходов BIA, TSA, ASA. В рамках оценки ОР можно сформировать справочник потерь для рисков, реализация которых не приносит прямых денежных потерь. Экспертным путем можно определить косвенные потери в денежном выражении: час простоя той или иной информационной и платежной системы стоит X руб., исправление ошибки персонала стоит Y руб., отказ клиента от дальнейшего обслуживания -- Z руб. и т.д. Такой справочник может быть привязан к показателям конкретного филиала (доля выручки, количество процессов, количество персонала и др.), т.к. потери из-за аналогичных инцидентов в небольшом и крупном филиалах могут значительно отличаться. При отсутствии взаимосвязи потерь с показателями филиалов банка предлагается рассматривать несколько вариантов потерь (минимальные, средние, максимальные). В случае утверждения и размещения данного справочника в открытом доступе с риск-менеджеров будет снята масса вопросов по оцифровыванию потерь в результате инцидентов. Оценка косвенных потерь в денежном выражении позволяет определять приоритеты при минимизации операционных рисков. Прежде чем приступать к созданию такого справочника, необходимо оценить его необходимость и полезность (например, использование при расчете окупаемости мероприятий (проектов), направленных на минимизацию операционного риска). Справочник необходимо пересматривать с установленной периодичностью.
Практическое задание.
Рассмотреть схему организации управления кредитными рисками (на примере конкретного банка).
Система управления банковскими рисками АКБ ЗАО «Росбанк» включает в себя следующие этапы:
- идентификация риска, выявление его факторов;
- оценка степени риска (измерение);
- определение приемлемого уровня риска, непосредственное управление;
- контроль уровня риска (текущий мониторинг, последующий контроль, формирование отчетности), разработка мероприятий по его ограничению (снижению).
Основными методами управления банковскими рисками, которые использует Банк, являются:
- мониторинг – сбор и анализ информации, составление прогнозов развития в отношении операций, заключающих в себе потенциальный риск;
- регламентация операций – разработка процедур проведения операций;
- диверсификация – взвешенное распределение активных и пассивных операций Банка по источникам привлечения инструментам инвестиций с целью ограничения рисков отдельных сегментов рынка;
- лимитирование – установление предельно допустимых уровней рисков по направлениям деятельности Банка, а также четкое распределение функций и ответственности работников Банка;
- обеспечение наличия капитала Банка, достаточного для покрытия возможных убытков от деятельности Банка;
- хеджирование – проведение компенсирующих риск операций;
- принятие (признание) банковских рисков на приемлемом для Банка уровне.
Непосредственное управление банковскими рисками в основном осуществляется на том уровне Банка и в рамках того структурного подразделения (филиала) Банка, где риск возникает; контроль банковских рисков – на высших уровнях управления (Общее собрание акционеров Банка, Наблюдательный совет Банка, Правление Банка), а также с помощью функций независимой проверки (внутренний и внешний аудит).
Высшим коллегиальным исполнительным органом Банка, ответственным за реализацию процесса риск-менеджмента в Банке, является Правление Банка.
Руководители структурных подразделений (филиалов) Банка являются ответственными за организацию и реализацию процесса управления банковскими рисками в подчиненных им подразделениях (в рамках функциональных обязанностей, возложенных на них приказами, распоряжениями, должностными инструкциями, доверенностями, Политикой, Положением о соответствующем структурном подразделении (филиале) Банка, иными локальными нормативными правовыми актами), а также за результаты деятельности от принятия банковских рисков.
Для реализации целей Политики высшие органы управления Банка, коллегиальные органы и структурные подразделения Банка участвуют в системе управления рисками в следующих направлениях:
1) Собрание акционеров понимает потребность Банка в размере необходимого для его деятельности капитала.
2) Наблюдательный совет Банка понимает основные банковские риски, присущие деятельности Банка, под которыми в целях Политики в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору понимаются кредитный риск, рыночный риск (в т.ч. процентный риск), операционный риск, риск ликвидности; регулярно (но не реже одного раза в год) оценивает эффективность реализации настоящей Политики; утверждает бизнес-план Банка; контролирует деятельность отдела внутреннего аудита.
3) Правление Банка рассматривает проект бизнес-план Банка, в котором учитывается экономическое окружение Банка, его финансовое состояние и банковские риски, которым подвергается либо может подвергнуться Банк при реализации данного плана; понимает банковские риски, присущие деятельности Банка; определяет приемлемые уровни банковского риска; предоставляет Наблюдательному совету информацию относительно реализации бизнес-плана Банка.
4) Отдел внутреннего аудита проводит независимый контроль функционирования системы управления банковскими рисками, определяя соответствие действий и операций, осуществляемых работниками Банка, требованиям действующего законодательства, локальных нормативных правовых актов Банка, отчеты о чем представляет Наблюдательному совету Банка и Правлению Банка; получает (при необходимости) от структурных подразделений (филиалов) Банка на бумажном носителе и (или) в электронном виде документы, отчетность, первичные документы, иную информацию, необходимую для оценки эффективной реализации Политики и контроля системы управления банковскими рисками; осуществляет (при необходимости) разработку и реализацию мероприятий (в том числе, не предусмотренных Политикой) по повышению эффективности системы управления банковскими рисками.
Реформирование организационной структуры Банка (внедрение новых банковских продуктов) осуществляется с учетом анализа банковских рисков, потенциально присущих новому структурному подразделению (филиалу) Банка (новому банковскому продукту).
В 2008 году в Банке на постоянной основе осуществлялось выявление, оценка и контроль уровня операционного, кредитного, рыночного рисков и риска ликвидности.
Оценка уровней рисков Банка в 2008 году, проведенная в соответствии с Политикой:
Риск ликвидности
На протяжении всего 2008 года банком выполнялись все обязательные нормативы ликвидности, утвержденные ЦБ РФ, в связи, с чем уровень риска ликвидности признается приемлемым.
Поддержанию необходимого уровня ликвидности способствовал рост ресурсов банка, а также высокий уровень ликвидных активов в структуре активов банка (из расчета ликвидности).
Ресурсы банка увеличились за 2008 год на 34,2 % (из расчета ликвидности).
По состоянию на 01.01.09 показатель соотношения ликвидных и суммарных активов банка (при установленном ЦБ РФ нормативе – не менее 20 %) составил 41,4%.
Кредитный риск
На протяжении 2008 года банком выполнялись все нормативы ограничения кредитного риска, установленные ЦБ РФ. При выполнении всех обязательных нормативов кредитного риска, утвержденных ЦБ РФ, уровень кредитного риска признается приемлемым.
По состоянию на 01.01.09 доля проблемной задолженности (просроченной и пролонгированной) в общей кредитной задолженности клиентов и банков составила 0,7% при рекомендованном ЦБ РФ индикативном параметре не более 2,0%.
Страновой риск
В 2008 году банк осуществляет размещение денежных средств в странах, входящих в рейтинговые группы «А – D».
По состоянию на 01.01.09 основную долю занимали средства, размещенные в странах группы «А» - 74,0 % (в том числе, в Австрии – 29,6%, в Бельгии – 44,9 %).
Страны группы «А» имеют наивысший уровень надежности, страновой риск отсутствует.
Валютный риск
В 2008 году банк выполнял все установленные ЦБ РФ нормативы ограничения валютного риска, в результате чего уровень валютного риска признается приемлемым согласно Политике.
Процентный риск
На протяжении 2008 банк получал стабильный чистый процентный доход (разница между процентными доходами и процентными расходами). В декабре 2008 года банк заработал на 26,8% больше чистого процентного дохода, чем в январе 2008 года.
Поддержанию стабильного уровня чистого процентного дохода способствовала высокая доля активов и обязательств с фиксированной процентной ставкой.
По состоянию на 01.01.09 доля активов с фиксированной процентной ставкой составила 94,2% в общем объеме активов, по которым банк получает процентный доход, доля обязательств с фиксированной процентной ставкой составила 57,3% в общем объеме обязательств, по которым банк несет процентный расход.
Операционный риск
В 2008 году Банк заработал прибыль 3 959,6 млн. руб., что больше более чем в 2 раза, чем в предыдущем году. При этом в 2008 году не выявлено каких-либо существенных потерь (убытков) от воздействия фактов операционного риска. Уровень операционного риска признается приемлемым.
Уровень покрытия рисков банка
Показатели уровня покрытия рисков в 2008 году значительно превышали установленные ЦБ РФ нормативы:
- достаточность основного капитала (норматив - не менее 4,0%) – 17,0% по состоянию на 01.01.09;
- достаточность нормативного капитала (норматив – не менее 8,0%) – 29,4 % по состоянию на 01.01.09.
Нормативный капитал банка вырос на 32,9% в 2008 году, что выше, чем рекомендованный ЦБ РФ параметр на 2008 год (не менее 21,0%).
Уровень рентабельности капитала составил 17,3%, что так же выше, чем рекомендованный ЦБ РФ параметр на 2008 год (не менее 8,0%).
Всесторонняя оценка и контроль всех видов банковских рисков, и удержание уровня случайных потерь в рамках установленного "риск-капитала" невозможно без комплексной системы управления рисками на уровне всего банка. Необходимость этого можно обусловить следующими факторами:
Возрастающая изменчивость финансовых рынков;
Периодические кризисы и потрясения;
Давление регулирующих органов (тенденции Центрального Банка к Базельским стандартам).
Перечисленные выше причины заставляют финансовые учреждения управлять рисками, но помимо этого есть другие факторы, которые позволяют им стать более привлекательными для клиентов, более эффективно работать на международном рынке, увеличить доходы и, как результат, повысить стоимость компании и т.д.:
Оптимизация ожидаемых прибылей и убытков;
Снижение уровня случайных потерь;
Уменьшение волатильности прибыли;
Повышение кредитного рейтинга;
Оптимизация премии за риск;
Повышение финансовой устойчивости;
Совершенствование механизмов управления и т.д.
Продолжающаяся интеграция России в мировую финансово-экономическую систему способствует повышению зависимости экономики нашей страны от негативных факторов и процессов, происходящих за рубежом. Кризисные явления на мировом финансовом рынке и связанные с ними проблемы снижения банковской ликвидности в 2007 - 2008 гг., а также повышение стоимости направляемых на кредитование ресурсов, затронули российский финансовый рынок и поставили банки перед необходимостью поиска не только способов привлечения достаточных объемов средств, но и наиболее эффективного их размещения. При этом излишнее стремление банков максимально увеличить свою долю на рынке кредитования за счет активного предоставления недостаточно надежных или даже не в надлежащем объеме резервируемых ссуд неизбежно приводит к росту уровня кредитного риска и становится причиной уязвимости финансовых посредников от неблагоприятных факторов внешней среды. Подобная ситуация становятся серьезным испытанием для менеджмента банков, призванного обеспечить в том числе устойчивость кредитной организации.
Именно поэтому в условиях повышения зависимости хозяйствующих субъектов российской экономики от банковского кредитного финансирования важной проблемой является организация профессионального, отвечающего современным требованиям и сбалансированного управления рисками банковского кредитования.
Несмотря на достаточно развитую методологическую базу риск-менеджмента, проблема кредитного риска продолжает оставаться наиболее острой для финансовых посредников во всем мире. Неблагоприятные результаты деятельности крупных кредитных организаций в ходе кризиса ипотечного кредитования в США выявили недостаточную эффективность даже зарекомендовавших себя методов управления рисками вследствие ненадлежащей организации их применения менеджментом.
В российской практике подходы, применяемые риск-менеджментом некоторых кредитных организаций, требуют серьезной модернизации. Проецирование нестабильности мировых финансовых рынков на российскую экономику, диспропорции в банковском секторе, недостатки в законодательстве, слабость менеджмента в стрессовых ситуациях позволяют сделать вывод о необходимости рационального и эффективного управления банковскими рисками и, прежде всего, кредитным.
Система минимизации риска реализуется через конкретные мероприятия, осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или иной сложной операции.
Рассмотрим несколько способов управлением риска деятельности банка, направленных на минимизацию риска. К ним относятся :
Предварительная оценка возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статистической и динамической достоверности информации о деятельности самих банков, их клиентов, контрагентов, посредников, конкурентов. Для этой цели в банках должны создавать отделы, занимающиеся анализом уровня риска и вырабатывать меры по управлению ими в системе маркетинга;
Динамика процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обращающимся инструментам ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям и операциям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по активным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем стабильнее заемщик, тем ниже процентная ставка; долгосрочные меняются более плавно, чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением и краткосрочным операциям ниже, чем ставки без обеспечения и по краткосрочным операциям;
Страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных обстоятельств;
Хеджирование (страхование риска);
Отказ от предложений заемщика при слишком большом риске;
Расчет условий кредита, применяемый в основном в случаях небольших займов и личного кредитования;
Диверсификацию риска, представляющую собой его рассредоточение. Она может проявляться в различных видах:
а) предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;
б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой суммы кредита объединяются несколько банков, образуя консорциум;
в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков;
г) получение достаточного обеспечения по выданным кредитам. Важными условиями реализации последнего требования являются наличие залогового права; умение правильно анализировать и оценивать платежеспособность заемщиков; правильно ориентироваться по оперативному взысканию долга; применение системы нормативов по активным и пассивным операциям. Они устанавливаются Центральным банком и обязательны для выполнения. [13, с.134]
Установление лимитов. Установление лимитов относится к определению предельно допустимого уровня риска, который руководство банка готово принять в соответствии со своей стратегией. Эти лимиты обычно указываются во внутрибанковских положениях, инструкциях и методиках.
После того, как банк миновал начальную стадию своего существования, необходима разработка стратегического плана, включающего разделы по всем важнейшим направлениям деятельности банка. В свою очередь, стратегический план должен претворяться через оперативный план по отдельным направлениям деятельности банка и другие документы, реализующие функции стратегического и оперативного управления. Данный набор документов составляет методическую основу деятельности банковских работников, и они закладывают общую систему контроля и лимитов, необходимых для осуществления конкретных операций.
Подобная система хороша в том случае, когда она ориентирует работников на запланированный руководством желаемый уровень риска. К примеру, если лимиты очень жесткие и консервативные, руководители банков стремятся осуществлять только те операции, риск осуществления которых минимален. Напротив, если лимиты расплывчаты, а ограничения несущественны, банковские работники ориентированы на более рискованные операции.
Таким образом, разработка системы лимитов на операции банков, является одним из важнейших методов управления рисками, ведущими к их снижению.
Выявление и измерение риска. Крайне важной процедурой является количественное определение уровня риска, допустимого для отдельных операций, направлений банковской деятельности, организационных направлений, а также всего финансового учреждения в целом. Важно при этом не ограничиваться измерением уже существующего риска, но оценивать риски освоения новых рынков, операций и направлений банковской деятельности. Данная задача тесно связана с маркетинговыми исследованиями. Системы измерения риска должны определять три его компонента: размер, длительности периода воздействия, вероятность наступления отрицательного события.
Охарактеризуем процесс ценообразования на кредиты с учетом риска. Процесс выявления риска предполагает установление кредитных рейтингов. Оценивая уровень риска по конкретному кредиту, руководство банка должно быть способно установить процентную ставку, другими словами, получить компенсацию за принятие риска. В плане заемщиков (потребителей кредитов) – это индивидуальный подход к определению риска. Метод определения риска в рамках кредитного портфеля можно усовершенствовать путем присвоения рейтингов различным направлениям кредитования или отраслевой принадлежности заемщиков (например, промышленность, торговля, недвижимость).
Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банка. Изменение одного вида риска вызывает изменения почти всех остальных видов. Естественно, все это затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятия решения по его оптимизации, ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов.
Поэтому выбор конкретного метода их уровня, подбор оптимальных факторов очень важны.
Библиографический список
1. Об обязательных нормативах банков : инструкция № 110-И от 16.01.04 // Вестник Банка России. 2004. № 11.
2. Об организации управления операционным риском в кредитных организациях : указание оперативного характера ЦБ РФ № 76 – Т от 24.05.05 // Бизнес и банки. 2005. № 27.
3. Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах : указание оперативного характера Банка России № 92 – Т от 30.06.05 // Бизнес и банки. 2005. № 29.
1. Осипенко Т. В. Построение комплексной системы управления банковскими рисками // Деньги и кредит. 2004. № 3.
2. Архипова Ю. Риски национальной банковской системы // Деловые люди. 2006. № 10.
3. Беляков А. В. Банковские риски. Проблемы учёта, управления и регулирования. – М. : БДЦ-Пресс, 2004.
4. Жарковская Е. П. Банковское дело : учебник. – М. : Омега-Л, 2006.
5. Коробова Г. Г. , Нестеренко Е. А. Банковские риски. – Саратов : СГЭА, 2004.
6. Максютов А. А. Основы банковского дела. – М. : Бератор-пресс, 2003.
7. Осипенко Т. В. Построение комплексной системы управления банковскими рисками // Деньги и кредит. 2004. № 3.
8. Печалова М. Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческом банке // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
9. Роуз Питер. Банковский менеджмент / пер. с англ. – М. : Дело Лтд, 1995.
10. Севрук Велисава Т. Банковские риски. – М. : Дело Лтд, 1994.
11. Супрунович Е. Управление риском ликвидности: риск-практикум // Банковское дело. 2002. № 7.
12. Уткин Э. А. Риск-менеджмент. – М. : ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1998.
13. Цепаев Д. Комплексный риск-менеджмент в банке // Банковское обозрение. 2004. № 3.
|