ПЛАН
1. Цель, задачи и информационная база диагностики кризисного состояния организации 2
2. Методики диагностики кризисного состояния: экспресс-анализ, детализированный анализ, проведение финансового анализа арбитражными управляющими 10
Задача 19
Библиографический список 22
1. Цель, задачи и информационная база диагностики кризисного состояния организации
Своевременная диагностика кризисного состояния организации позволяет оперативно и своевременно устранить возникшие проблемы и зачастую не допустить развитие кризиса на предприятии. Для этих целей используются методы экспресс – диагностики, включающие в себя один или несколько показателей, рассчитанных на базе открытой информации.
Очень важно определить действительно ли предприятие находится в кризисе и, если проведенный анализ это подтвердил, то на какой именно стадии кризисного процесса. Различными авторами предлагается кризисный процесс поделить на четыре этапа, характеризующих глубину кризиса организации. Это потенциальный кризис (начало кризисного процесса), скрытый кризис, видимый кризис и острый непреодолимый кризис. Попробуем охарактеризовать вышеуказанные стадии кризисного процесса.
Как известно, кризисный процесс зарождается на пике развития компании (потенциальный кризис). Однако внешние пользователи отчетности не могут выявить назревание кризисного процесса или предпосылки к нему. Только топ – менеджмент компании может обнаружить отсутствие перспективы ее развития, диагностировать назревание кризисного процесса или предпосылки к нему, и предпринять упреждающие меры.
Следующую стадию кризисного процесса (скрытый кризис) возможно определить путем изучения отрицательной динамики статичных финансовых показателей (прибыльности, ликвидности, эффективности и т.д.,) за длительный период (таблица 1), хотя предприятие еще является прибыльным и платежеспособным на дату проведения анализа.
Таблица 1 - Показатели, применяемые для диагностики кризисного процесса на предприятии
Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации Показатели, характеризующие неэффективное управление активами Показатели, характеризующие
управление организацией
– снижение объема продаж;
– падение прибыльности;
– уменьшение объема свободных денежных средств;
– уменьшение собственного оборотного капитала;
– невыполнение наступивших обязательств.
– снижение значений показателя абсолютной ликвидности;
– снижение показателя оборачиваемости активов;
– снижение показателя оборачиваемости ТМЦ;
– снижение показателя оборачиваемости дебиторской задолженности;
– чрезмерное «старение» дебиторской задолженности;
– увеличение доли заемного капитала по отношению к величине собственного капитала организации;
– финансирование внеоборотных активов за счет оборотных средств;
– использование внешних источников финансирования на «невыгодных» для организации условиях;
– сокращение капиталовложений;
– уменьшение производственной базы;
– использование оборудования со стопроцентным износом;
– вынужденные остановки или перебои в производственном процессе;
– сокращение расходов на НИОКР. – отсутствие долгосрочного и краткосрочного прогнозирования и планирования;
– увеличение удельного веса постоянных издержек;
– задержки в предоставлении финансовой отчетности;
– ухудшение качества продукции, увеличение количества брака, возврата товаров и жалоб заказчиков;
– снижение производительности труда;
– нарушение сроков поставок;
– неспособность адаптироваться к новым технологиям;
– текучесть кадров;
– общее недовольство работников и показатели их работы;
– увольнение работников;
– ненадлежащее исполнение Советом Директоров своих функций.
Дальнейшее углубление кризисного процесса приводит предприятие к состоянию неплатежеспособности (видимый кризис). Признаком данной стадии становится момент времени, когда оно несвоевременно или не в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам в виду недостатка денежных средств.
Диагностику неплатежеспособности, т.е. видимой стадии кризиса, можно проводить, используя систему показателей, принятых в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Используя коэффициент текущей ликвидности, показывающий наличие ликвидных активов, достаточных для погашения краткосрочных обязательств; коэффициент обеспеченности собственными средствами, показывающий долю собственного капитала в оборотном капитале организации и свидетельствующие о покрытии внеоборотных активов собственными источниками финансирования. При этом не обязательно придерживаться критериальных значений указанных показателей. Но значение коэффициента текущей ликвидности, приближающееся к единице и коэффициента обеспеченности собственными средствами к нулю, как правило, при детальном анализе подтверждают факт потери платежеспособности.
Несмотря на отмену действия вышеназванного документа в 2003 году, использование указанных коэффициентов настолько прочно вошло в деловой оборот, что аналитики используют данные показатели как обязательные при анализе неплатежеспособности организации.
Для диагностики уровня финансового благополучия предприятия, возможно использование еще одного индикатора платежеспособности, применяемого согласно приказа ФСФО России от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций», Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Речь идет о коэффициенте степени платежеспособности по текущим обязательствам, который показывает за сколько месяцев организация с помощью вырученной в ходе деятельности денежной массы, может расплатиться по имеющимся обязательствам.
Формула расчета (уравнение банкротства) перехода от стадии неплатежеспособности к стадии несостоятельности (острый непреодолимый кризис) выглядит следующим образом: сумма внеоборотных и оборотных активов организации меньше суммы ее долгосрочных и краткосрочных обязательств, поскольку в ст. 64 ГК РФ указывается, что если всего имущества организации недостаточно для уплаты всех ее обязательств, то организация обязана ликвидироваться в связи с ее несостоятельностью. Как правило, на этой стадии кризисного процесса организация прекращает свое существование в связи с ликвидацией, сохраняя при этом «живые» продуктовые линии в виде новых юридических лиц. Иногда бизнес удается оздоровить, но при этом происходит его существенное сокращение.
В данной работе понятие несостоятельность рассматривается как экономическая категория, поскольку на территории России существует юридическое понятие банкротства, в соответствии с которым предприятие может быть признано банкротом только арбитражным судом. Решение в суде принимается на основе анализа финансового состояния предприятия. Поэтому экономическое понимание служит основой для принятия решения в юридической плоскости.
Для диагностики предлагается использовать уравнение банкротства по балансовым показателям (на основе бухгалтерской отчетности организации), далее, для подтверждения предварительных выводов следует провести анализ уравнения банкротства на основе рыночной стоимости имущества предприятия. Уравнение банкротства выглядит следующим образом:
(IА + IIА < IVП + VП),
где I, II,IV,V – разделы бухгалтерского баланса,
А – актив бухгалтерского баланса,
П – пассив бухгалтерского баланса.
Правая сторона уравнения не всегда может измениться по сравнению с бухгалтерскими записями. Изменения в сторону увеличения возможны в том случае, если в соответствии с учетной политикой организации, в бухгалтерской отчетности не отражены проценты по кредитам, начисленные пени и признанные штрафы. В остальных случаях балансовая величина обязательств равна их рыночной стоимости. Левая часть уравнения банкротства всегда зависит от рыночной стоимости объекта, поскольку в бухгалтерских записях стоимость активов указывается по стоимости фактических затрат на их приобретение в момент оприходования имущества и осуществления записи на счетах бухгалтерского учета. С течением времени рыночная стоимость активов меняется. Поэтому все активы следует оценить по рыночной стоимости на дату проведения анализа и сравнить величину их рыночной стоимости с правой стороной уравнения банкротства. Если условие уравнения банкротства выполняется, подтверждается несостоятельность предприятия, которая юридически закрепляется решением арбитражного суда о признании предприятия банкротом и введении процедуры конкурсного производства (ликвидации). Если же условие не выполняется, то предприятие еще является неплатежеспособным и находится на стадии явного кризиса.
Рассмотрим более подробно последовательность применения показателей для определения стадии кризисного процесса.
На первом этапе анализа рассчитываются показатели текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и степени платежеспособности по текущим обязательствам. Если их значения 1,0; 0 и 5 соответственно или выше, то предприятие не находится в кризисном процессе или только на первых двух стадиях в соответствии с осуществленной нами классификацией, тогда на втором этапе проводится анализ тенденций ряда показателей за несколько периодов. Если тенденция положительная, можно отнести исследуемое предприятие к «здоровому» бизнесу или переходящему на стадию потенциального кризиса, который не поддается внешней диагностике. Если тенденция отрицательная, то предприятие находится на стадии скрытого кризиса.
Если значения показателей ниже вышеуказанных, то предприятие находится на стадии видимого кризиса, и на втором этапе следует определить, не перешел ли кризис в стадию острого непреодолимого кризиса. Тогда анализируется уравнение банкротства. Если условие уравнения не выполняется, то мы подтверждается стадия явного кризиса предприятия, если же выполняются, то это уже стадия острого кризиса.
За рубежом особое внимание уделяется разработке различных методик диагностики кризисного состояния организации. Это коэффициент Альтмана, Бивера, Таффлера и др. Однако большинство из них неприменимо в России, поскольку за основу берутся расчеты, основанные на статистических данных своего государства, создается своя система диагностики кризиса организации и ее банкротства, как крайней стадии кризисного процесса.
Однако следует отметить, что диагностика кризисного состояния предприятия и определение стадии кризисного процесса это только первый этап анализа, окончательные выводы можно сделать только после серьезного изучения финансового состояния предприятия при проведении комплексного обследования бизнеса с использованием более мощного инструментария и информационной базы.
Помимо количественных показателей, свидетельствующих о наступлении кризисного процесса, существует ряд признаков, которые предупреждают о наличии проблем или возможности их возникновения. Они констатируют, что проблема существует и необходимо начинать анализ не с симптомов, а с определения самой проблемы и поисков факторов ее искоренения.
Такими причинами могут быть:
Уменьшение деловой активности с клиентами. Характеризуется сокращением сделок, подтверждающим несоответствие требованиям рынка и не позволяющим в полном объеме удовлетворить имеющийся спрос. Решением проблемы может быть изменение стратегии.
Невыполнение целей компании. Отсутствие понимания целей компании приводит к невыполнению поставленных задач и, как следствие, не способствует успешному бизнесу.
Автократичный стиль управления. Если в развивающейся компании менеджеры не способны грамотно распределить полномочия, то они не могут адекватно оценить свои усилия и эффективно выполнить свою работу.
Плохой обмен информацией. Отсутствие информационной открытости между руководством и служащими, неэффективно проводимые совещания, отсутствие координации между структурными подразделениями могут привести компанию к кризису.
Пренебрежительное отношение к человеческому фактору. Высокая текучесть кадров. Игнорирование этой проблемы приводит к неблагоприятному моральному климату, низким зарплатам, сворачиванию производства.
Неадекватные программы вознаграждения и материального поощрения. Создание неблагоприятной обстановки в коллективе, поскольку в ряде предприятий поощряют сотрудников за ту работу, которую они не должны выполнять.
Неадекватный анализ рынков и стратегий. Тщательный анализ рынка – основа принятия стратегических решений. Компания, которая начинает производство продукта до появления спроса на него, должна провести ряд маркетинговых мероприятий, создать имидж его привлекательности, а это обходится намного дороже, чем предложение продукта, на который уже существует спрос.
Неудавшиеся планы развития. Такие планы не только истощают денежные ресурсы компании, но отнимают время, сказываются на моральном климате и создают атмосферу нежелания участвовать в бизнесе. Обычно это связано с недостатком денежных средств, некомпетентностью руководства или недобросовестно проведенных исследований сегментов рынка.
Бесконтрольный или плохо управляемый рост. Организации акцентируют свое внимание только на одном аспекте деловой активности (рост объема продаж, вспомогательная инфраструктура и т.д.), не учитывая при этом других, не менее важных компонентов. В результате иссякает инициатива, что не способствует росту компании.
Несвоевременное представление финансовой информации. Отчеты, предоставляемые несвоевременно или содержащие неточную информацию, не позволяют руководству принимать эффективные управленческие решения. Управление большинством организаций осуществляется с позиции учета прибылей и убытков, а не строится на основе учета потоков денежных средств.
Нельзя игнорировать тот факт, что многие руководители не желают замечать проблемы внутреннего характера, считая причиной неудач исключительно неблагоприятное влияние внешних факторов: развал плановой экономики, высокие темпы инфляции, увеличение стоимости сырьевых ресурсов, общее состояние экономики государства и др.
При диагностике кризисного процесса, позволяющего определить степень и стадию кризиса предприятия, не следует игнорировать вышеперечисленные факторы.
Однако вышеуказанные системы диагностики кризисного состояния предприятия не предоставляют возможности своевременного оповещения о наступлении кризисного процесса или возникновении каких-либо проблем у предприятия, они просто констатируют фактическое состояние на момент проведения анализа. Более эффективной могла бы быть система постоянного мониторинга финансового состояния предприятия.
2. Методики диагностики кризисного состояния: экспресс-анализ, детализированный анализ, проведение финансового анализа арбитражными управляющими
В данное время в условиях рыночной экономики конкурентоспособность организаций и целесообразность их деятельности в будущем базируется на эффективности их функционирования. Эффективность финансовой деятельности является залогом финансовой привлекательности для инвесторов, партнеров по хозяйственной деятельности и владельцев предприятия. В связи с этим приобретает большое значение оценка финансовых результатов деятельности организации. Диагностика кризисов в организации, за определением З.А. Авдошиной, это совокупность методов, которые направлены на выяснение проблем, „узких мест", в системе управления, которые являются причинами нестабильного финансового положения и других негативных показателей деятельности предприятия.
К методам диагностики кризисных явлений можно отнести:
мониторинг внешней среды и анализ сигналов о возможном изменении конкурентного статуса предприятия;
анализ финансового состояния предприятия;
своевременное выяснение рисков для успешного функционирования предприятия.
Анализ сигналов о возможном изменении конкурентного статуса предприятия дает возможность рассматривать в совокупности ряд показателей, которые являются индикаторами возможного кризисного состояния или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей для предприятия. Данный метод является эффективным на этапе, когда кризис еще не наступил и служит для своевременного предупреждения ее возникновения. При анализе внешней и внутренней среды организации можно выделить большое количество показателей, которые влияют на ее деятельность. Но большое количество данных может не помочь, а наоборот, помешать в проведении анализа. Поэтому рекомендуется выделить для анализа лишь те из низ („сделать выборку”), которые больше всего влияют на функционирование предприятия. Основные из них такие:
падение спроса на товары предприятия, рост спроса на товары предприятий-конкурентов;
сокращение предложения сырья и других ресурсов для предприятия при стабильном предложении ресурсов у предприятий-конкурентов;
понижения конкурентного статусу предприятия;
неблагоприятные изменения деятельности государственных структур: повышение, введение новых налогов, неблагоприятные изменения курса национальной валюты;
случайные явления: размещение предприятия в регионе, который страдает от стихийных бедствий, неблагоприятные демографические изменения, научно-технические изобретения конкурентов;
значительный износ основных средств;
высокая текучесть кадров, если это не вызвано особенностями организации производства в данной отрасли (сезонные работы);
низкое качество, обветшалые товары;
низкое качество обслуживания клиентов.
Диагностика финансового состояния предприятия является составляющей предупреждения кризисных явлений и занимает важное место в системе управления предприятием. Информационной базой для анализа являются такие формы бухгалтерской отчетности:
форма № 1 „Баланс”;
форма № 2 „Отчет о финансовых результатах".
Основными целями финансового анализа является:
определение финансового положения предприятия;
выяснение изменений в финансовом положении предприятия;
выяснение факторов какие повлекли изменения в финансовом состоянии;
прогнозирование основных тенденций финансового состояния.
Практика финансового анализа выработала основные методы диагностики финансового состояния предприятия:
чтение отчетности;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовий анализ;
анализ финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности - анализ показателей, поданных в финансовой отчетности предприятия. С помощью чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные обязательства, источники формирования собственного капитала и ссудных средств, оценивают доход от основной деятельности и прибыль отчетного периода. Однако такая информация хотя и является одним из главных для принятия управленческих решений, но не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности предприятия, его место среди аналогичных предприятий государства и мирового ринка. Этого можно достичь методом сравнения данных, которые анализируются во времени, которое является задачей горизонтального анализа. [7]
Целью горизонтального анализа является проявление абсолютных и относительных изменений величин разных статей финансовой отчетности за определенный период и дать оценку этим изменениям. Чаще всего горизонтальный анализ заканчивается построением одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами их роста или понижения. Вертикальный анализ - изменение финансовой отчетности в форму, в которой значения отдельных статей подаются в виде части от общего показателя. Такое представление отчетности дает возможность определить удельный вес каждой статьи в общем итоге. К достижениям вертикального анализа можно отнести [8]:
переход к относительным величинам дает возможность сравнивать удельный вес показателя с среднеотраслевыми показателями или показателями других предприятий, из чего можно сделать вывод об эффективности производства с точки зрения технологии, организации управления финансами;
относительные показатели смягчают негативное влияние инфляции, которая значительно искривляет абсолютные величины финансовой отчетности.
В практике финансового анализа удобно пользоваться специальными формами финансовых отчетов, которые не являются официальными стандартизированными формами, а подготавливаются аналитиком для удобства пользования. В данной работе будет использована именно такая форма представления отчетности. Трендовый анализ является прогнозным, ведь дает возможность на основе изучения закономерностей изменения экономических показателей в прошлом спрогнозировать изменение показателя в будущем. Для этого строятся графики, где переменной является показатель, который анализируется, а фактором, под воздействием которого изменяется переменная, является время. Выравнивая график строится усредненная кривая (прямая), которая отображает теоретическую динамику показателя, который анализируется. Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между разными статьями отчетности. К позитивным качествами коэффициентам можно отнести простоту расчета, уменьшения негативного влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочной перспективе. Метод расчета финансовых коэффициентов базируется на расчете определенного показателя и сравнении рассчитанного значения с базой.
К базам сравнения в труде относятся:
общепризнанные стандартные параметры;
среднеотраслевые показатели;
аналогичные показатели предыдущих периодов;
показатели предприятий-конкурентов.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов ниже от базы сравнения, то это свидетельствует о слабых местах в деятельности предприятия, которые нуждаются в дополнительном анализе. Но дополнительный анализ может и не подтвердить предыдущую негативную оценку, обусловленную расчетом какого-либо коэффициента. Отклонение показателя от общепризнанной стандартной нормы может быть вызвано специфическими условиями функционирования организации или особенностями политики предприятия. Не всегда является обоснованным и сравнение с усредненными коэффициентами отрасли, причиной чего может быть, например, диверсификация деятельности многих предприятий. Невзирая на это, финансовые коэффициенты являются основой для оценки деятельности предприятий для разных групп заинтересованных лиц, потому, используя их, необходимо учитывать ограничения, которые налагает их использование. [9]
Результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетный период может оцениваться по различным направлениям и в качестве инструментария для диагностики могут быть использованы различные показатели его деятельности, ориентированные в основном на использовании бухгалтерской отчетности и данных бухгалтерского учета.
1. Экспресс-диагностика баланса и основных направлений деятельности предприятия
Экспресс-диагностика начинается с диагностики структуры баланса. Согласно действующим нормативным документам баланс составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например в случае ликвидации предприятия. Как правило, "цена" активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.
Анализ активов, обязательств и капитала организации проводится по балансу (форма №1) с помощью одного из следующих способов:
анализа непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;
формирования уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.
Анализировать финансовое состояние по балансу довольно трудно и неэффективно из-за слишком большого количества оценочных показателей, не позволяющих выделить главные тенденции финансового состояния предприятия. Поэтому рекомендуется исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса, который получается из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а так же расчетами динамики.
Из сравнительного аналитического баланса можно получить следующие характеристики финансового состояния предприятия:
1) общая стоимость имущества предприятия, равная сумме первого и второго разделов баланса (стр. 190 + стр.290);
2) стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (стр.290);
3) стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела II баланса (стр.290);
4) стоимость материальных оборотных средств (стр.210 + стр.220);
5) величина собственного капитала предприятия, равная итогу III раздела баланса (стр.490);
6) величина заемного капитала, равная сумме итогов разделов IV и V баланса (стр.590 + стр.690);
7) величина собственных средств в обороте, равная разности итогов разделов III и I баланса (стр.490 - стр. 190);
8) рабочий капитал, равный разности между оборотными активами и текущими обязательствами (итог раздела II, стр.290 - итог раздела II, стр.690).
Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на:
изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости имущества;
отношение темпов роста собственного и заемного капитала;
отношение дебиторской и кредиторской задолженности.
В общих чертах признаками хорошего баланса являются следующие факторы:
1) валюта баланса в конце отчетного года увеличилась по сравнению с началом;
2) темпы прироста (в%) оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
3) собственный капитал предприятия превышает заемный и темпы роста его выше, чем темпы роста заемного капитала;
4) темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковы;
5) доля собственных оборотных средств в оборотных активах превышает 10%;
6) в балансе отсутствует статья "непокрытый убыток". Помимо анализа сравнительного аналитического баланса диагностика может быть проведена по различным направлениям деятельности предприятия. По каждому направлению выбираются наиболее характерные из общей совокупности и наиболее существенные, сравнительно несложные в исчислении показатели и отслеживается их динамика. Один из вариантов отбора аналитических показателей для определения экономического потенциала и оценки результатов деятельности предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1. Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа
Направление (процедура) анализа Показатель
1. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Оценка имущественного положения 1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов;
2. Коэффициент износа основных средств;
3. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия
1.2 Оценка финансового положения 1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников;
2. Коэффициент покрытия (общий);
3. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме;
4. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников;
5. Коэффициент покрытия запасов
1.3 Наличие "больных" статей в отчетности 1. Убытки;
2. Ссуды и займы, не погашенные в срок;
3. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность;
4. Векселя выданные (полученные) просроченные
2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Оценка прибыльности 1. Прибыль;
2. Рентабельность общая;
3. Рентабельность основной деятельности
2.2 Оценка динамичности 1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала;
2. Оборачиваемость активов;
3. Продолжительность операционного и финансового цикла;
4. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности
2.3 Оценка эффективности использования экономического потенциала 1. Рентабельность авансированного капитала;
2. Рентабельность собственного капитала
Задача
По данным финансовой отчетности приложения 2 провести вертикальный и горизонтальный анализ, дать оценку структурным сдвигам в активе и пассиве в динамике, сделать вывод о наличии признаков кризисной ситуации.
Оценка деловой активности производится на основе следующих показателей:
1. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) – отношение выручки от реализации и средней дебиторской задолженности
2. Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) - 360 дней/ оборачиваемость средств в расчетах
3. Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) – отношение затрат на производство продукции и средних производственных запасов
4. Оборачиваемость производственных запасов (в днях) - 360 дней/ оборачиваемость производственных запасов
5. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) - средняя кредиторская задолженность * 360 дней / затраты на производство продукции
6. Продолжительность операционного цикла - оборачиваемость средств в расчетах (в днях) + оборачиваемость производственных запасов (в днях)
7. Продолжительность финансового цикла - продолжительность операционного цикла + оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)
8. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности – отношение средней дебиторской задолженности и выручки от реализации
9. Оборачиваемость собственного капитала – отношение выручки от реализации и средней величины собственного капитала
10. Оборачиваемость основного капитала - отношение выручки от реализации итога среднего баланса - нетто
11. Коэффициент устойчивости экономического роста – отношение чистой прибыли и дивидендов, выплаченных акционерам к собственному капиталу.
Результаты расчетов представим в таблице
Показатель Значение
Выручка от реализации 120237
Затраты на производство продукции 122791
Прибыль от реализации - 2554
Средняя дебиторская задолженность 12536,5
Средняя величина производственных запасов 45002,5
Средняя кредиторская задолженность 26192,5
Средняя величина собственного капитала 58519,5
Валюта баланса 110275,5
Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 9,59
Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) 37,5
Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) 2,73
Оборачиваемость производственных запасов (в днях) 131,9
Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 76,8
Продолжительность операционного цикла 169,4
Продолжительность финансового цикла 246,2
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности 0,1
Оборачиваемость собственного капитала 2,05
Оборачиваемость основного капитала 1,09
Коэффициент устойчивости экономического роста 0,196
Оценка рентабельности производится на основе следующих показателей:
1. Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации и выручки от реализации
2. Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от реализации и затрат на производство продукции
3. Рентабельность основного капитала – отношение чистой прибыли и итога среднего баланса-нетто
4. Рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли и средней величины собственного капитала
5. Период окупаемости собственного капитала - отношение средней величины собственного капитала и чистой прибыли.
Результаты расчетов представим в таблице
Показатели Значение
Чистая прибыль 11498
Рентабельность продукции - 2,12
Рентабельность основной деятельности - 2,08
Рентабельность основного капитала 10,4
Рентабельность собственного капитала 19,6
Период окупаемости собственного капитала 5,1
Ввиду отсутствия данных нет возможности проанализировать динамику рассчитанных показателей. На основе полученных данных можно сделать вывод, что предприятие имеет большую длительность операционного и финансового цикла, низкую деловую активность. Оборачиваемость кредиторской задолженности в два раза выше дебиторской, что говорит о финансовых затруднениях. Предприятие не имеет прибыли от реализации продукции, т.е она не рентабельна.
Библиографический список
О несостоятельности (банкротстве): Закон РФ // Российская газета. – 9 ноября. – 2002.
Алпатов А. Реструктуризация предприятий: Механизмы и организационные меры // Экономист. – 2000. – №3. – С. 26–32.
Антикризисное управление: учебник/ под ред. Э. М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 432 с.
Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению / под ред. Г. П. Иванова. – М. : Закон и право, ЮНИТИ, 1995. – 320 с.
Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб. пособие. – М. : Дело, 2001. – 840 с.
Антикризисный менеджмент / под ред. А. Г. Грязновой. – М. : ТАНДЕМ, 1999. – 368 с.
Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций: учеб. пособие. – СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2001. – 232 с.
Грамотенко Т .А. и др. Банкротство предприятий: экономические аспекты. – М. : Приор, 1998. – 176 с.
Есипов В. , Маховикова Г. , Терехова В. Оценка бизнеса. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.
Защита должника при несостоятельности (банкротстве) в Великобритании, США, Германии, Франции и России ( сравнительный анализ) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – 2000. – №9. – С. 114–124.
Ковалев А. П. Диагностика банкротства. – М. : АО «Финстатинформ», 1995. – 96 с.
Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М. : Финансы и статистика, 1995. – 432 с.
Крутик А. Б. , Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления. – СПб. : Питер, 2001. – 432 с.
Крюков А. Ф. , Егорычев И. Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2. – С. 91–98.
Оценка объектов недвижимости: теоретические и практические аспекты / под ред. В. В. Григорьева. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 320 с.
Подъяблонская Л. , Поздняков К. О совершенствовании критериев неплатежеспособности отечественных промышленных предприятий // Аудитор. – 2000. – № 4. – C. 44 – 51.
Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии, Франции и России (сравнительный анализ) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 8. – С. 101–111.
Справочник кризисного управляющего. – М. : ТАНДЕМ, 1998. – 432 с.
Теория и практика антикризисного управления: учебник для вузов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, А. П. Белых и др.; под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. – М. : Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
Фомин Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 349 с.