ПЛАН
1. Макроэкономический цикл: сущность, фазы, причины, история и тенденции развития. 2
2. Микроэкономический цикл: сущность, причины, особенности, стадии и причины развития неплатежеспособности. 8
3. Задача. 14
Библиографический список. 17
Зарождение теории циклов и кризисов можно отнести к началу 19 века. Эта проблема освещалась в работах К. Родбертуса и Т. Мальтуса.
В наше время преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства. Предметом исследования является весь цикл, а не отдельные его фазы.
В настоящее время обнаружено 1380 типов экономического цикла.
Теории, изучающие циклы, исходя из времени их протекания, можно разделить на три группы, и, соответственно, можно определить три типа цикла:
“цикл запасов” - длится 2-3 года.
“цикл строительства” - длится 15-20 лет.
“длинные волны” - длятся 40-60 лет.
Каждая из теорий смотрит вглубь, каждая из них пытается найти причины постоянного отклонения экономической системы от состояния равновесия. Выдвинуто множество причин циклических колебаний от денежно-кредитной экспансии и теории нововведений до теории, связывающей перепады деловой активности с солнечной активностью.
Цикличность как экономическую закономерность отрицают многие ученые-экономисты, например, лауреаты Нобелевской премии П. Самуэльсон, автор первого учебника “Экономикс”, В. Леонтьев, многие отечественные ученые. Однако жизнь торжествует, и цикличность приковывает внимание наиболее пытливых исследователей.
Цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах.
Экономический цикл (волна) является общей чертой почти во всех областях хозяйственной жизни и для всех стран с рыночной экономикой.
Экономические циклы (волны) — это периодические колебания деловой активности в обществе.
Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 1).
Рисунок 1 - Графическое изображение цикла
На данном графике крайние точки развития рыночной экономики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует постоянное, нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризуется как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.
Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или в отдельной отрасли хозяйства тем, что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий (фирм), ростом процента и безработицы. Постепенное сокращение деловой активности, замедление темпов роста в экономической литературе называется рецессией. Более высокие темпы сокращения экономической активности характеризуют спад рыночной экономики. Низшая точка этого спада есть кризис.
Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую (“очистительную”) функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технической основе. С кризисом кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной системы хозяйства.
За спадом следует период депрессии (стагнация), который характеризуется застойным состоянием рыночной экономики, слабым спросом на потребительские товары и услуги, значительной нагрузкой предприятий, массовой безработицей, снижением уровня жизни населения. Здесь уместно вспомнить старую поговорку: "Когда сосед теряет работу, то это спад, а если вы теряете работу, то это депрессия!" В этот период происходит приспособление хозяйства к новым условиям и потребностям экономики.
Колебательная экономическая динамика наблюдается уже в течение более 170 лет, с тех пор, как капитализм стал “взрослым”.
Первый наиболее известный кризис разразился в Англии в 1821 г., потом кризисы наступили в Англии и США — в 1836 г., в США — в 1841 и 1847 гг. Первым мировым кризисом считается кризис 1857 г., затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900—1901 гг., который начался одновременно в США и России и обрушился, прежде всего, на металлургическую промышленность. Мировой кризис 1929—1933 гг. (в американской литературе его называют “Великая депрессия”) по своей глубине превзошел все предыдущие и до сих пор остается одним из самых грандиозных, его последствия изучаются до сих пор. 28 октября 1929 г., вошедшим в историю мировой экономики как “черный понедельник”, биржи Уолл-стрита объявили о катастрофическом падении курса ценных бумаг и начале “великой депрессии”. США стали эпицентром мирового кризиса 30-х годов, который постепенно охватил весь индустриальный мир. Совершенно новым и специфичным по формам проявления выступает современный кризис стран с переходной экономикой, которые осуществляют реформы по преобразованию централизованной системы хозяйства в рыночную.
Во второй половине XX в. обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Наряду с этим наблюдается их учащение (например, в США падение производства имело место в 1973—1975 гг., в 1981—1982 гг., в 1990— 1991 гг.), явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы происходят на фоне инфляции в результате падения цен.
Все циклы в реальной действительности не похожи друг на друга, каждый имеет свои специфические особенности, переплетения. При этом каждый кризис возникает как бы неожиданно и вызывается какими-либо совершенно исключительными обстоятельствами. В периоде между кризисами, как и в море в ясную погоду, возможны волнения, “барашки” в виде частичных, малых и промежуточных спадов, что дало основание говорить о разных типах экономических кризисов.
Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики за всю историю ее развития выделяет несколько типов экономических циклов, которые называются волнами. Им обычно дают имена ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования. Наиболее известны циклы Н.Д. Кондратьева (50— 60 лет), получившие название “длинных волн”, циклы С. Кузнеца (18—25 лет), т.е. “средние волны”, циклы К. Жугляра (10 лет) и короткие циклы Дж. Китчена (2 года и 4 месяца).
Разработка теории длинных волн была начата в 1847 г., когда английский ученый X. Кларк, обратив внимание на 54-летний разрыв между кризисами 1793 и 1847 гг., высказал мысль, что этот разрыв неслучаен. В. Джевонс впервые привлек к анализу длинных волн статистику колебаний для объяснения нового для науки явления. Оригинальная статистическая обработка материалов содержится в трудах голландских ученых Я. Гедерена и С.Вольфа при рассмотрении технического прогресса как фактора цикличности.
Нельзя не сказать и о вкладе К. Маркса в разработку теории экономических кризисов. Он исследовал короткие циклы, получившие название периодических циклов, или кризисов перепроизводства.
Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н.Д. Кондратьеву. Его исследование охватывает развитие Англии, Франции и США за период 100—150 лет, в котором обобщен материал с конца XVIII в. (1790 г.) по таким показателям, как средний уровень торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца, т. е. по существу он провел многофакторный анализ экономического роста. В результате этих исследований Н.Д. Кондратьев выделил три больших цикла: 1 цикл с 1787 по 1814 г. — повышательная волна и с 1814 по 1951 г.— понижательная волна; II цикл с 1844 по 1875 г. — повышательная волна и с 1870 по 1896 г. — понижательная волна; III цикл с 1896 по 1920 г. — повышательная волна.
Концепция “длинных волн” Н.Д. Кондратьева в 30-е годы вызвала острую полемику в России. Сторонники “автоматического” краха капитализма обвиняли Кондратьева в апологетике капитализма, так как согласно его теории за капитализмом развитой рыночной экономики признавалось наличие механизмов самодвижения и выхода из экономических кризисов. Н.Д. Кондратьев был арестован и убит как враг народа. Действительность доказала его правоту.
Изучением длинных волн в текущем столетии занимались такие ученые с мировым именем, как Шумпетер, С. Кузнец, К. Кларк, У. Митчел, П. Боккара, Д. Гордон и др.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции - временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.
Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.
1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.
4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.
Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.
Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.
Процветающее предприятие — это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 2).
Рисунок 2 - Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потребителей продукции предприятия
Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации).
Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из двух стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма, сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качестве своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.
Выбирая оптимальную для своей фирмы рыночную стратегию, ее руководство также должно решить, в какой сфере конкуренции будет реализовываться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции во всех секторах рынка одновременно, либо о нацеленности на какой-то узкий его сегмент. Причем, избрав узкий целевой сегмент и работая точно в соответствии с его специфическими потребностями, фирма может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.
На основе форм финансовой отчетности приложения 1 рассчитать коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости и сделать выводы о динамике финансового состояния предприятия.
Решение:
Коэффициент текущей ликвидности - дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.
Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически).
Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.
В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя — 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
Формула расчета коэффициента текущей ликвидности выглядит так:
где ОбА - оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса - это итог второго раздела баланса формы № 1 (строка 290) за вычетом строки 230 (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).
КДО - краткосрочные долговые обязательства - это итог четвертого раздела баланса (строка 690) за вычетом строк 640 (доходы будущих периодов) и 650 (резервы предстоящих расходов и платежей).
Поставив данные из условия задачи получим:
ОбА1 = 171430
КДО1 = 144 804
Ктл1= 171430/144804=1,18
ОбА2 = 330190
КДО2 = 299822
Ктл2= 330190/299822=1,1
Таким образом, сравнив коэффициенты текущей ликвидности в прошлом и отчетном году мы выявили, что ликвидность предприятия снизилась на 0,08, что отрицательно влияет на хозяйственную деятельность предприятия.
Для анализа финансовой устойчивости предприятия рассчитаем коэффициент концентрации собственного капитала
Ккск - определяет долю средств, инвестированных в деятельность предприятия его владельцами. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
Коэффициент концентрации собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:
где СК - собственный капитал ВБ - валюта баланса.
Подставив данные из условия получим
Ккск1 = 26897/171701 = 0,15
Ккск1 = 45803/345625 = 0,13
Таким образом, по результатам анализа финансовой устойчивости предприятия так же наблюдается снижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
- О несостоятельности (банкротстве): Закон РФ // Российская газета. – 9 ноября. – 2002.
- Алпатов А. Реструктуризация предприятий: Механизмы и организационные меры // Экономист. – 2000. – №3. – С. 26–32.
- Антикризисное управление: учебник/ под ред. Э. М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 432 с.
- Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению / под ред. Г. П. Иванова. – М. : Закон и право, ЮНИТИ, 1995. – 320 с.
- Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб. пособие. – М. : Дело, 2001. – 840 с.
- Антикризисный менеджмент / под ред. А. Г. Грязновой. – М. : ТАНДЕМ, 1999. – 368 с.
- Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций: учеб. пособие. – СПб. : Санкт-Петербургский университет, 2001. – 232 с.
- Грамотенко Т .А. и др. Банкротство предприятий: экономические аспекты. – М. : Приор, 1998. – 176 с.
- Есипов В. , Маховикова Г. , Терехова В. Оценка бизнеса. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.
- Защита должника при несостоятельности (банкротстве) в Великобритании, США, Германии, Франции и России ( сравнительный анализ) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – 2000. – №9. – С. 114–124.
- Ковалев А. П. Диагностика банкротства. – М. : АО «Финстатинформ», 1995. – 96 с.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М. : Финансы и статистика, 1995. – 432 с.
- Крутик А. Б. , Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления. – СПб. : Питер, 2001. – 432 с.
- Крюков А. Ф. , Егорычев И. Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2. – С. 91–98.
- Оценка объектов недвижимости: теоретические и практические аспекты / под ред. В. В. Григорьева. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 320 с.
- Подъяблонская Л. , Поздняков К. О совершенствовании критериев неплатежеспособности отечественных промышленных предприятий // Аудитор. – 2000. – № 4. – C. 44 – 51.
- Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии, Франции и России (сравнительный анализ) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2000. – № 8. – С. 101–111.
- Справочник кризисного управляющего. – М. : ТАНДЕМ, 1998. – 432 с.
- Теория и практика антикризисного управления: учебник для вузов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, А. П. Белых и др.; под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. – М. : Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
- Фомин Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 349 с.