ПЛАН
1. Функции государственного управления: понятие и виды.. 3
2. Государственное регулирование, контроль и надзор как функции государственного управления. 5
3. Правовые формы и методы государственного регулирования. 7
Задача 1. 11
Задача 2. 13
Задача 3. 14
Список использованной литературы.. 16
1. Функции государственного управления: понятие и виды
Реализация целей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными на то государственными и социальными институтами. Функции государственного управления – это роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления проявляется сущность этого вида деятельности.
Функции управления -- это основные виды управленческой деятельности, порождаемые разделением труда в процессе управления. То есть те, которые в обязательном порядке необходимо производить в ходе принятия и исполнения управленческого решения. В зависимости от последовательности реализации функций управленческий процесс разделяется на этапы (фазы).
Функции государственного управления, понимаемого как процесс целенаправленного воздействия государственных органов на общественные объекты, характеризуются общими и специфическими признаками. В основном совпадает с социальным управлением набор функций, их последовательность в управленческом процессе, что объясняется единой социальной сущностью сравниваемых институтов. Специфика функций государственного управления определяется главным образом субъектом, а также, в определенной мере, и объектом управления. Государство как выделенный из общества аппарат управления, обладающий публичной властью, во-первых, придает функциям управления политический аспект (ориентацию на общие интересы и общие цели); во-вторых, увязывает их реализацию с механизмом власти; в-третьих, исходит из того, что основной субъект функций -- официальная общественно организованная группа (государственный орган, институт).
По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: постановка целей и задач, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.
Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.
Система государственного управления состоит из повседневного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяют для обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их цели. Функционировать — значит действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функция есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие — это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.
Характер задач, связанных с управлением, влияет на сущность управленческих функций. Задачи, которые осуществляются органами государственного управления, весьма разнообразны. Каждая управленческая акция предусматривает наличие определенной цели и использование для ее достижения соответствующих способов. Сущность и назначение управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, которые существуют в государстве.
Содержанием исполнительной власти как самостоятельного вида государственной деятельности является комплекс функций, в которых непосредственно проявляется властно организующее содержание государственного управления, осуществляемое в различных процессуальных формах через постоянный информационный обмен между субъектом и объектом управления на основе прямых и обратных связей. Функция управления объединяет в одно целое запланированный результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и полученный результат.
Функции управления — это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.
Следовательно, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.
2. Государственное регулирование, контроль и надзор как функции государственного управления
Функция организации связана с созданием организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.
Благодаря функции регулирования достигается необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.
Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.
Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.
Функция контроля имеет свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.
Контроль начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими.
3. Правовые формы и методы государственного регулирования
Форма управления — это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами исполнительной власти для решения поставленных перед ними задач.
Термин «форма» означает вид, любое внешнее проявление определенного содержания. Если функции управления раскрывают основные направления целенаправленного влияния субъектов управления на объекты управления, то формы управления — это пути осуществления такого целенаправленного влияния, т. е. формы управления показывают, как практично осуществляется управленческая деятельность.
Процесс реализации задач и функций находит свое юридическое проявление в соответствующих формах. Формы управленческой деятельности определяются характером отношений в сфере управления. Они складываются в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Управленческая деятельность вызывает различные последствия: одни действия влекут юридические последствия, другие — нет.
Формы управленческой деятельности прямо или опосредованно обусловлены теми юридическими предписаниями, с помощью которых государство регулирует деятельность исполнительной власти. Они (формы) закрепляются в Конституции РФ, законах, положениях, стандартах. Органы исполнительной власти выбирают те формы, которые являются при данных конкретных условиях наиболее оправданными и эффективными. Это означает, что в процессе управленческой деятельности соответствующие органы исполнительной власти (должностные лица) на основе действующего законодательства самостоятельно устанавливают обязательные правила поведения (нормы права) по вопросам, которые отнесены к их компетенции. Во время практического выполнения задач, возложенных на аппарат управления, они реализуют распорядительные полномочия, содержанием которых являются выполнение требований закона и организация применения правовых норм, а в предусмотренных законом случаях осуществляют административную юрисдикцию. Эта деятельность органов управления связана с изданием правовых актов, которые влекут за собой определенные юридические последствия, т. е. ведут к выполнению, изменению или прекращению административных правоотношений между субъектом и объектом управления, и являются правовыми формами.
Осуществление исполнительной власти в правовой форме — выражение того, что полномочия, которыми наделены управленческие органы, носят государственно-властный характер с точно определенным способом их воплощения в жизнь путем издания юридических актов.
Но значительная часть деятельности исполнительной власти не воплощается в правовую форму, не связана с изданием правовых актов и осуществлением юридически значимых действий, т. е. не порождает, не изменяет и не прекращает административных правоотношений. Эта часть деятельности исполнительной власти является не правовой, а организационной формой, которая непосредственно не вызывает юри-дических последствий (проведение совещаний, инструктирование, контроль, подбор кадров и т. п.). Неправовые формы, как правило, являются основанием для последующего осуществления исполнительной властью действий юридического характера.
Неправовые формы осуществления исполнительной власти также могут возникать после правовых форм. Неправовые формы управленческой деятельности связаны с правом, но в общем виде являются опосредованными. Их осуществление базируется на правовой основе путем установления общей процедуры, в них также определяются полномочия субъектов управления на их осуществление. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией органа исполнительной власти и его государственно-властными полномочиями. Соответствующий орган исполнительной власти реализует свою компетенцию путем не только издания юридических актов, но и проведения различного рода организационных мероприятий и осуществления материально-технических действий.
Действия органов исполнительной власти (их должностных лиц) осуществляются в пределах их компетенции и являются формами управления. Эти формы управленческой деятельности также подразделяются на правовые и неправовые.
Действия органов исполнительной власти могут быть соответствующим образом сгруппированы, т. е. сведены в определенные однородные группы по признакам общности или сходства их внешнего проявления. Все формы управленческой деятельности непосредственно или опосредованно обусловлены соответствующими юридическими постановлениями, с помощью которых государство регламентирует деятельность своей исполнительной власти.
Конкретные формы государственного управления органично связаны с правовыми формами деятельности вообще: правоустанавливающей, правоисполнителъной и правоохранительной.
На теоретическом уровне вопросы о формах управленческой деятельности в основном решены, если не учитывать некоторое расхождение во взглядах на эту проблематику.
Принято различать четыре формы управленческой деятельности:
1) издание нормативных актов управления;
2) издание индивидуальных (ненормативных, административных) актов управления;
3) проведение организационных мероприятий;
4) осуществление материально-технических операций.
Эта классификация государственно-управленческой деятельности представляет собой схематическое моделирование реальности, что не исключает ее определенной условности, поскольку существуют и другие виды классификации.
Общепризнанной классификации форм управленческой деятельности нет. Есть и иной схематический вариант классификации форм управленческой деятельности, а именно:
а) правовые формы, связанные с установлением и применением норм права, например, издание нормативных и индивидуальных актов управления;
б) неправовые формы, т. е. проведение тех или иных управленческих действий, непосредственно не связанных с принятием юридических актов управления, например, проведение организационных мероприятий и осуществление материально-технических операций.
Задача 1.
Для государственной регистрации местной религиозной организации ее учредители представляют в соответствующий регистрирующий орган следующие документы:
Заявление о государственной регистрации установленной формы согласно Приложению N 1 к Правилам государственной регистрации религиозной организации.
Список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.
Устав религиозной организации в двух экземплярах, отвечающий требованиям статьи 10 Закона.
Оба экземпляра устава должны быть в машинописной форме, идентичны, пронумерованы и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.
Протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе его участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним.
Документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром.
Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.
Документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
В случае несовпадения места нахождения и юридического адреса религиозной организации также указывается адрес фактического места нахождения религиозной организации.
В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно представляются устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в регистрирующий орган представляются:
Заявление о государственной регистрации по форме, установленной в подпункте 4.1 Правил государственной регистрации религиозной организации.
Список учредителей религиозной организации с указанием их наименования, места нахождения, руководящего органа (руководителя) и регистрационных данных.
Нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителей (учредителя).
В случае, если учредители (учредитель) зарегистрированы в том регистрирующем органе, куда они обращаются с заявлением о государственной регистрации создаваемой религиозной организации, указанные в данном подпункте документы не представляются.
Устав создаваемой религиозной организации в двух экземплярах, утвержденный ее учредителями (учредителем), отвечающий требованиям, установленным в статье 10 Закона.
Соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).
Сведения о религиозных организациях, входящих в структуру создаваемой централизованной организации, с приложением уставов и копий свидетельств о государственной регистрации не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру.
Документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) создаваемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, представляются документы, предусмотренные в подпункте 4.8 Правил государственной регистрации религиозной организации.
Документы и иные материалы представляются в регистрирующий орган на русском языке - государственном языке Российской Федерации (Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740).
Задача 2.
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию или их предельных уровней.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, газ (и некоторые другие товары).
Положением о ФСТ России определены полномочия ФСТ России по установлению цен (тарифов) на товары и услуги. Она устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению; оптовые цены на газ, тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.
Государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в пределах своих полномочий осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов согласно Типовому положению об этом органе, утв. постановлением Правительства РФ от 4 марта 2004 г. N 136 .
Задача 3.
Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности » определяет порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. с изм. от 25.03.2004 // Российская газета от 25.12.1993, № 237. СЗ РФ от 29.03.2004, №13, ст. 1110.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. //Библиотечка Российской газеты. -2002. - № 2.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001. № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003.) // СЗ РФ от 13.08.2001, № 33 (1 ч.), ст. 3430, СЗ РФ от 29.12.2003, № 52 (1 ч.), ст. 5037.
Постановление N 86п2000 по делу Толкачева // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., N 9, стр.7
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2006. - N 12.
Административное право / Под ред. Л.Л Попова М , 2006 С 390.
Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 2006. - С. 308.
Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право. – М., 2006.
Бровако Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право. – Москва – Ростов-на-Дону. – 2003.
Паламарчук А., Бут Н. Надзор за исполнением законодательства о лицензировании. // Законность, 2003, № 6.
|