Суббота, 23.11.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Юридические » Различные направления права

Административное право вариант 3(2)
ПЛАН
 
 
1. Законодательство о государственной службе 2
2. Государственная служба: понятие, виды, принципы 2
3. Должности государственной службы: понятие виды классификация 8
4. Государственный служащий: понятие. Поступление на государственную службу 13
5. Ограничения, связанные с государственной службой 14
6. Прохождение и основания прекращения государственной службы 17
7. Основные права и обязанности государственного служащего 19
8. Муниципальная должность, муниципальная служба, муниципальный служащий: понятие 19
9. Правовой статус муниципального служащего. Прохождение муниципальной службы 20
Задача 1 24
Задача 2 24
Задача 3 26
Библиографический список 27
 
1. Законодательство о государственной службе
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется: 
1) Конституцией Российской Федерации ; 
2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" ; 
3) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; 
4) указами Президента Российской Федерации; 
5) постановлениями Правительства Российской Федерации; 
6) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 
7) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 
8) нормативными правовыми актами государственных органов. 
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
2. Государственная служба: понятие, виды, принципы
 
Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права. 
Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями (предпосылками) возникновения и реализации государственно-служебных отношений. Это, прежде всего, означает, что до решения вопросов, связанных с замещением должности и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо определить систему органов государственной власти и внутреннюю (организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, установить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.).
Правовые нормы регламентируют и вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственной службы.
Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных отношений является определение конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать им квалификационные разряды.
Важный элемент работы с кадрами государственных органов – осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляется в законах, других нормативных правовых актах, посредством которых и претворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины.
Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения. 
Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер. 
Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер. 
В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя. 
Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством. 
Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного управления. 
Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.
Государственная служба рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности. 
Однако лишь в немногих научных публикациях авторы пытаются обобщить опыт нормативного регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации. Между тем потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства о государственной службе и главных направлений реформирования государственной службы давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множество проблем организации и функционирования российской публичной службы. Вопросы государственной и муниципальной службы в том или ином виде анализировались Конституционным Судом РФ. 
До последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия «государственная служба». В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.
Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных обязанностей в каких бы то ни было государственных организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, вышеуказанным Федеральным законом не регулируется (ст. 1 ФЗ).
Государственная служба Российской Федерации состоит из федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Такое деление государственной службы на виды предопределяет существование двух видов законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения. Законодательство о государственной службе состоит из федеральной Конституции, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», многочисленных нормативных правовых актов, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Конституция Российской Федерации играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы. В ней, в частности, определены компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба; 
военная служба; 
правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 ФЗ).
Военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 ФЗ).
Закон выделил правоохранительную службу в качестве особого вида государственной службы, не только установил признаки правоохранительной службы и ввел связанное с ним понятие должностей правоохранительной службы, но и предусмотрел необходимость принятия федерального закона о соответствующем виде государственной службы.
Под правоохранительной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что отличительным признаком правоохранительной службы является выполнение правоохранительных функций на соответствующих правоохранительных должностях.
В Законе достаточно определенно проводится идея профессиональной государственной службы (профессиональной служебной деятельности) для основной части чиновников и поощряется длительное пребывание на государственной службе с наращиванием служебного стажа и последовательным присвоением специальных чиновных рангов, закрепляющих положение служащего в иерархии. При этом введение для гражданских служащих классных чинов вместо квалификационных разрядов реанимирует само понятие «чиновник» в его нейтральном и формальном значении. 
В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской – это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ).
 
3. Должности государственной службы: понятие виды классификация
 
Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной службы, воинские должности и должности правоохранительной службы. Должности государственной службы могут учреждаться федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения не только полномочий государственных органов, но и непосредственно функций и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) (ст. 3 ФЗ).
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
· соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
· установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
· учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
· соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Взаимосвязь гражданской и муниципальной служб обеспечивается посредством:
· единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
· единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
· единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
· учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
· соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
· соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.
Существуют четыре характерных признака государственной должности: 
её принадлежность только государственному органу;
объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа; 
оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; 
государственный служащий за действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством. 
Согласно статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации, к числу государственных органов относятся органы трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной – как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти.
К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: 
Центральный банк Российской Федерации; 
Совет Безопасности Российской Федерации;
Администрация Президента Российской Федерации; 
полномочные представители Президента Российской Федерации; 
дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях; 
Счетная палата РФ;
Прокуратура РФ;
Аппарат правительства РФ;
Председатель, заместитель председателя, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ.
Юридическое закрепление в положениях и должностных инструкциях конкретных должностных обязанностей и прав обеспечивает более качественное осуществление подбора и расстановки государственных служащих, поскольку это осуществляется целенаправленно – с учётом квалификационных требований, предъявляемых к ним по той или иной должности. И при аттестации государственного служащего его профессионализм оценивается не вообще, а применительно к конкретной должности. Каждый государственный служащий свою трудовую деятельность, успехи и недостатки по работе, возможности продвижения по службе связывает с определенными должностями, а не только с их принадлежностью к какому-либо государственному органу.
С понятием государственной должности связывается также порядок присвоения квалификационных разрядов (воинских званий, дипломатических рангов), размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многих вопросов прохождения государственной службы. 
Следовательно, понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы. Понятие государственной службы связано с определенным кругом государственных должностей. 
Государственная должность – комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, трудового, финансового и других отраслей права.
В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. 
Руководители федеральных органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей. 
Устанавливаются также требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. 
Профессионализм работника – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только высокая эффективность труда, но и непременно наличие психологических компонентов. Психолого-акмеологический подход к проблемам профессионализма рассматривает его как качество деятельности, определяемое личными возможностями служащего к карьерному росту. 
Личностные возможности не являются единственным фактором качества деятельности. Социологический подход к профессионализму показывает, что основу его становления, поддержания и развития у государственных служащих составляют три определяющих компонента: базовое образование; профессиональная деятельность в условиях конкретной среды; система непрерывного профессионального образования.
Некоторые авторы отмечают, что существует некая иерархия приоритетных качеств государственного служащего. К доминирующим из них относятся следующие качества:
умение анализировать; 
политическая и социальная эрудиция; 
творческий подход к делу; 
коммуникабельность; 
объективность; 
корректность, порядочность; 
сопротивляемость стрессам и разочарованиям.
При исполнении своих обязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать беспристрастность и сохранять независимость по отношению к политическим партиям. 
Институт государственной службы, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.
 
4. Государственный служащий: понятие. Поступление на государственную службу
 
Существуют различные представления о понятии государственного служащего. Основная причина этого – разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает его к сущности определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату…» По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение  работ или оказания услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.
Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму  в различных учреждениях, в сфере обслуживания. Так как оно может быть распространено также на работников, не являющимися служащими.
Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредовано оказывают влияние на ее функционирование и развитие.
Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).
Государственные служащие – разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.
До принятия Закона об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе  в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле – гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.
При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, занимающего ее.
 
5. Ограничения, связанные с государственной службой
 
В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:
а) гражданин Российской Федерации;
б) замещает государственную должность в государственном органе;
в) замещает в таком же органе должность государственной службы;
г)выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.
По этому закону государственной является должность в Федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. 
Понятие государственного служащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в преамбуле  Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, его действие распространяется не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в государственных органах, но и на государственных предприятиях; в учреждениях и иных организациях. Различия между вышеназванными органами предопределены их функциональным назначением, адекватным природе государственных органов и предприятий, учреждений, организаций.
Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.
Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой – предприятий. Так, содержанием большинства служащих предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий – за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к российским государственным служащим.)
 
6. Прохождение и основания прекращения государственной службы
 
Прохождение и основания прекращения государственной службы
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством о государственной службе.
Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:
1) последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
2) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;
3) досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;
4) сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.
Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.
При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.
Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации. В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.
Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.
 
7. Основные права и обязанности государственного служащего
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Другими словами, права и обязанности государственного служащего определяются в соответствии с функциями, которые определены соответствующей государственной службе.
 
8. Муниципальная должность, муниципальная служба, муниципальный служащий: понятие
В соответствии со ст. 6 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» [4]:
Должность муниципальной службы (муниципальная должность) - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Понятие муниципальной службы раскрывается в статье 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). [4]
Понятие муниципального служащего раскрывается в статье 10 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»:
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. [4]
 
9. Правовой статус муниципального служащего. Прохождение муниципальной службы
 
Правовой статус муниципального служащего определяется кругом его прав и обязанностей. 
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Задача 1
 
Отказ не правомерен.
Государственная должность в федеральном министерстве относится к государственной гражданской службе.
 Действительно, в силу статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, а также осуществлять предпринимательскую деятельность. Но речь идёт о подаче документов на замещение государственной должности в федеральном министерстве. То есть, гражданин, подавший документы, ещё не проходит гражданскую службу.
Более того, согласно условию задачи, гражданин, желающий занять государственную должность, является всего лишь учредителем, то есть, не занимается предпринимательской деятельностью, а владеет долей в уставном капитале организации (ООО). В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе», если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. То есть, фактически закон не запрещает гражданскому служащему быть учредителем, а лишь устанавливает определённый порядок реализации прав.
Задача 2
 
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Отсюда следует, что вопросы правового статуса государственного служащего находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. То есть, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» нет прямого запрета на совмещение должности депутата парламента республики и государственной должности. Запрет устанавливается в статье 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации. Так, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации.
Должность депутата парламента республики, как правило, является государственной должностью, но это должно быть определено в Конституции республики. Поэтому в данном случае необходимо установить, является ли должность депутата парламента государственной должностью и если это так, то в силу ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе российской Федерации» депутат парламента республики не может замещать должность гражданской службы каковой является должность председателя республиканского Государственного комитета по спорту и туризму.
 
Задача 3
 
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Поэтому в первую очередь необходимо установить, являются ли рассматриваемые должности должностями государственной гражданской службы.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе», гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства другого государства (других государств).
Таким образом, если рассматриваемые должности согласно реестру являются должностями государственной гражданской службы, то отказ в приёме на работу обоснован.
Библиографический список
 
1. Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 928.
2. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 672. 
3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.
4. Воробьев В. В. Государственная служба: Проблемы становления и развития / Автореф. М., 2000. 
5. Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004. 
6. Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 792.
7. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 578.
8. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2004. С. 559.
9. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.
10. Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 284.
11. Мельников В. П., Нечипоренко В. С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2003. С. 508.
12. Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006, № 2.
13. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 448.
14. Савченко С. Д. Система государственной службы Российской Федерации: Проблемы реформирования и развития / Чиновник, 2004, № 1 (29).
15. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. С. 576.
Категория: Различные направления права | Добавил: igete (09.07.2015)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Различные направления права [9]
Теория государства и права [1]
История государства и права [0]
Криминалистика и криминология [0]
Юридическая психология [0]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz