Суббота, 23.11.2024, 13:35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт

Главная » Статьи » Гуманитарные » Деловое общение, коммуникации

Этика и делового общения (Психодиагностика)

Тема 9. Психодиагностика

ПЛАН

 

 

1. Психодиагностика как наука. 2

2. Основные методы психодиагностики. 2

3. Экспресс-методы психодиагностики (физиогностика, графология, колористика, психогеометрия и др.) 2

4. Задание. 3

Библиографический список. 3

 

 

 

 

 

1. Психодиагностика как наука

 

 

Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния или процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, и требуют особой работы с диагностическими показателями: сравнения профилей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, – непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии – с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом – не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений. Если, например, предполагается, что деятельность людей существенно отличается по мотивам, то должны быть найдены методы, выявляющие различные мотивы у разных людей.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика – с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем самым составной ее частью, – это дифференциальная психометрика, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы; этому разделу общей психодиагностики посвящена будет отдельная лекция.

Третье основание психодиагностики – практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так, например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость – способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена практикой – если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Научная психология пытается выразить эти качества через систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность и т. д., выражаются через систему базисных психологических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки.

Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания:

1/ предметной областью психологии, изучающей данные явления,

2/ психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных,

3/ практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый клинический, да и житейский, опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами.

Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност должен не только знать – он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.

 

 

 

2. Основные методы психодиагностики

 

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

1. Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16РР Р. Кеттелла, СМИЛ и др.).

2. Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

3. Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:

  1. объективные тесты;
  2. стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: тесты-опросники; открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ, шкальные техники и др.
  3. проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты – это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6. Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?) Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд психологических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «сильный – слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

4. Четвертое. Различные методические приемы, на основе которых строятся те – или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе.

Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Не менее явным оказывается влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения, выносимого на основе беседы с клиентом психологической консультации. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить эту информацию и ее смысл.

Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками.

Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения не свободны от влияния личности диагноста. Не менее значимым является это влияние и при необходимости кодирования результатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагноотом атмосферы, раскрывающей способности испытуемого к воображению, творчеству.

 

 

 

 

 

3. Экспресс-методы психодиагностики (физиогностика, графология, колористика, психогеометрия и др.)

 

Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — знающий) — научно не обоснованное учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. В свою очередь, душевные качества разделяют на врожденные и приобретенные, так как «определенные черты лица унаследованы нами от родителей и поколений предков, а другие черты приобретены нами с жизненным опытом». В отечественной специализированной литературе можно встретить иное определение: «физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей». К примеру, более ста лет назад определение физиогномики было следующим:

«Уменье по внешности и особенно по лицу судить о внутренних качествах человека, делать заключение о его характере».

Хотя физиогномика имеет длительную историю, единая терминология описывающая физиогномические феномены не выработана, нет однозначного предписания смысловым компонентам терминов. Входит в структуру невербальных коммуникаций.

Идентификация лица человека и её эмоциональное восприятие «... началось с проявления первого начала общественного самосознания в человеческом обществе, с того времени, как человек стал складывать в устные предания общие свои наблюдения и выводы». Потому она «уходит корнями в традицию житейского опыта, откладывавшуюся в фольклоре и в преданиях разного рода знахарей, гадателей». Физиогномика — эзотерическое и оккультное учение, которое, к примеру, в Древней Греции «трактовалась ... как химерическое искусство, так как изучавшие её софисты хотя и горячо отстаивали тесную связь между внешним обликом человека и его внутренними качествами, но доказать этого положения более или менее наглядно не могли»

В широком понимании, предметом физиогномики становились лицо и тело, характерные мины, жесты и поза, телесная конструкция и осанка. Только понятие «физиономика» в древности ассоциировалась с учением о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основы духовных свойств души, характера, для обоснования которой использовались и наблюдения над характерными мордами животных. Это впервые описал и ситематизировал неизвестный автор в труде Φυσιογνωμονικά (англ.)русск. (иногда это сочинение приписывают Аристотелю). Сегодня из древнего понимания «физиономика» выделились отдельные области познания (кинесика, френология, окулесика и т. д.) и физиогномика в узком понимании изучает только черты лица человека и выражение. Однако, к примеру, в свое время Каспар Лафатер о широком и узком понимании предмета физиогномики имел иное представление, которым пользуются и сегодня.

Графоло́гия (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии, в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное.

В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы. Термин «графология» иногда некорректно применяется по отношению к почерковедению.

В настоящее время в странах Европы предпринимаются попытки использовать графологию в качестве психодиагностического инструмента, использующегося государственными, военными и негосударственными организациями в криминалистических, психологических и медицинских целях, для психодиагностики, профориентации, оценки персонала, проверки документов, благонадежности, психоэмоционального состояния, интеллекта и т. д. Графология при этом считается научным направлением, дающим подтверждённые результаты. Графология преподаётся в ряде вузов как отдельная дисциплина, а некоторыми учебными заведениями осуществляется подготовка специалистов-графологов. По графологии публикуется значительное количество литературы.

Научным сообществом, как в странах бывшего СССР, так и за рубежом, достоверность заключений графологов ставится под сомнение, больши́м числом исследователей графология признаётся псевдонаукой. Британское психологическое общество рассматривает графологию наравне с астрологией — как имеющую «нулевую достоверность». Несмотря на то, что изначально графология получила некоторую поддержку в научном сообществе (работы Флакингера, Триппа и Вайнберга (1961), Локковандта (1976) и Нэво (1986), а также на то, что некоторыми исследованиями всё же поддерживается мнение о достоверности графологических методик анализа почерка (Крамбо и Стокхольм), подавляющее большинство исследователейhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F - cite_note-19 считает окончательно доказанным отсутствие у методов графологии какой-либо предсказательной способности.

Так, показана несостоятельность методов графологии при оценке черт личности и её деловых качеств. В частности, графологам не удалось предсказать результаты тестирования личности по методике Айзенка и показатели исследования черт личности по методике Майерс-Бриггс; в целом мета-анализ более 200 исследований показал, что графологи оказались неспособны предсказать наличие любой черты личности, выявляемой по любой методике тестирования.

Аналогично, графологам не удалось достоверно оценить и трудовые способности человека: профессиональные графологи давали такую же по степени достоверности оценку, как и люди «с улицы»; широкий обзор публикаций, который произвели Кинг и Кёхлер, подтвердил, что в десятках исследований было показано отсутствие связи механических особенностей почерка (например, наклона) с трудовыми способностями человека.

При проверке методов графологии оказалось, что на поверку они являются «попросту набором интуитивных догадок, основанных на отождествлении слов, описывающих свойства почерка, со словами, описывающими свойства характера».

Графологию не следует смешивать с изучением почерка в ходе предварительного расследования уголовных дел, которое имеет в основном криминалистические задачи (см. почерковедение).

Автором психогеометрии как практической системы анализа личности является доктор психологии Сьюзен Деллингер (США). Так что, если Вас пригласят на тренинг по методу Деллингер, то знайте, что речь пойдет о психогеометрии. Непосредственно занимаясь работой с персоналом, она не только изобрела собственный способ психодиагностики, но и обучила ему за последние годы более 100 тыс. своих последователей, HR-специалистов. Дошло до того, что кадровики 500 американских компаний считают психогеометрию предпочтительной традиционному тестированию новых служащих как более точную и оперативную методику.

Сьюзен успешно сотрудничает с российскими коллегами, в частности, с Институтом практической психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Например, Л.Громова и А.Алексеев, написавшие «Психогеометрию для менеджеров» в результате эксперимента по формированию кадрового резерва руководителей среднего звена на предприятий Петербурга и Московской области.

В чем же суть этой системы? – В идее пяти геометрических фигур, отражающих определенный тип (а точнее, в данном случае, сказать – форму) личности: квадрата, треугольника, круга, зигзага, прямоугольника.

Считается, что им присущи характерные психологические признаки, определяющие привычки, поведение и т.д. Что ж, заманчиво, не правда ли? Да и не поспоришь ведь, что «круглые» глаза смотрят на мир иначе, чем «квадратные»!

Прежде, чем перейти к характеристике конкретных фигур, отметим, что какие бы фантастические показатели точности любого тестирования не приводились (а применительно к психогеометрии встречается цифра – 85%, правда, без объяснений, на какой базе построена эта статистика), результат работает «здесь и сейчас», а не на всю прожитую и оставшуюся жизнь.

По нему можно отследить актуальную или ведущую тенденцию, но пусть это не «заковывает» Вас в рамки определенной фигуры. Это – раз. Кроме того, не стоит забывать, что любой психотип в любой системе исключительно редко присутствует в чистом, безупречном виде – без вкраплений, что называется, других, не присущих ему черточек. Это – два. Ну, и, наконец, в «портретах» приводятся порой экспрессивные характеристики, а это, как Вы понимаете, крайнее проявление, максимальная точка шкалы, вовсе необязательно имеющаяся у Вас в пиковом масштабе. Это – три.

 

 

 

4. Задание

 

Приведите пример. Проведите по одному из предложенных методов психодиагностики анализ участников ситуации в соответствии с этой ситуацией.

 

 

С менеджером по продажам магазина компьютерной техники провели тест психогеометрии и он расположил фигуры в следующем порядке: круг,  прямоугольник, треугольник, зигзаг, квадрат.

Круг

Круг, как известно, без острых углов и даже в психогеометрии.:) Вот и этот тип личности не любит вступать в конфликты и любит, чтобы вокруг была дружба, понимание и теплая атмосфера. Из этого следует, что такие люди, легко сходятся с окружающими, но не всегда бывают хорошими организаторами из-за нелюбви к принятиям непопулярных решений. Можно сказать, что куда круга двинешь, туда он и покатится, потому что зацепиться нечем.

Межличностные отношения для кругов стоят на первом месте и, если круги не психологи по профессии, то психологи по жизни. Из-за этой особенности может страдать дело на работе, так как приоритет на отношениях, а то, что работа стоит - не очень важно.

Внешне круга можно отличить по расслабленным движениям, летящей походке, доброжелательности, которая из него сочится. Одет неформально, в удобную, широкую одежду.

Прямоугольник

По психогеометрии прямоугольник - это неусточивость, любознательность, неуверенность и сомнения, поиск нового, переходная форма. Люди-прямоугольники - это те, кто находится в поиске себя или с переходным периодом в жизни.

Прямоугольники могут быть разными, но есть и то, что их объединяет - это состояние запутанности, непонятности. Это неудовлетворённые собой или жизнью и они тянутся к лучшему. И своей любознательностью и поиском привлекают себе новых людей.

Такой период в жизни случается у каждого человека и обычно, заканчивается, оставляя после себя воспоминания, приятные и не очень. Часто такие переходные периоды сменяются запоем, обычно у мужчин.

Треугольник

В психогеометрии треугольник - это лидер. И действительно, у него большое основание и есть чёткая направленность. Для треугольника присущи такие качества, как целеустремленность, движение к цели и уверенность.

Основной критерий, по которому можно отличить треугольника - хорошо развитые лидерские качества. Этот человек прирожденный управленец, потому что всегда знает, чего хочет и уверен во всём. Иногда уверен до такой степени, что даже не слушает окружающих, которые, бывает, говорят дельные вещи. :) Он быстро принимает даже непопулярные решения из-за чего быстро продвигается к своей цели.

Учиться быстро, только если это входит в его планы. В работе для треугольника важнее всего карьера, ради которой он пойдет даже на нарушение своих моральных норм. Лучшая профессия для треугольника - это человек власти, руководитель или депутат.

Зигзаг

Единственная разомкнутая фигура в психогеометрии - зигзаг. Основные качества у него - креативность, неожиданность, интуитивность.

Зигзаг - непредсказуем, не любит чётких и вообще любых границ. Его носит из стороны в сторону за счёт чего получается очень хорошо генерировать новые идеи. У истинных зигзагов логика отсутствует напрочь, а есть широкий полёт фантазии. Из-за этого логикам, например, квадратам сложно с ними общаться, нет же чёткой структуры разговора, а есть перепрыгивания с одной темы на другую через третью.

Зигзаги пребывают в мечтах, иногда даже больше, чем в реальной жизни. Оттуда и появляются все их идеи. Пример зигзага - дизайнер или актёр.

Квадрат

Квадрат - это очень хороший исполнитель, который делает всё, как надо. Это является и его минусом, потому что, при отсутствии чётких инструкций, он теряется и не знает, что делать. Квадрат очень трудолюбив и практически всегда доводит начатое дело до конца.

Он любит систематизировать и упорядочивать всё вокруг себя - пространство, вещи, информацию. Из-за этой особенности часто слывет специалистом в своей области. Если посмотреть на рабочий стол квадрата, то сразу бросается в глаза, что все бумажки лежат одна к одной, всё чётко и лежит параллельно друг к другу.

К сожалению, квадраты редко становятся руководителями, потому что не могут принимать решения интуитивно, а собирают как можно больше информации, чтобы не ошибится. Обычно квадраты - очень логичные люди, со скупой мимикой и слабым проявлением эмоций.

Квадрату лучше всего быть исполнителем. Хороший пример этого типа личности - военный.

 

 

Библиографический список

 

 

1. Карпов А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. В. Карпов. – М. : Гардарики, 2004. – 584 с.

2. Чеховских М. И. Психология делового общения : учеб. пособие / М. И. Чеховских. – М. :  Новое знание, 2006. – 253 с.

 

Категория: Деловое общение, коммуникации | Добавил: igete (09.07.2015)
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Иностранные языки [3]
Культурология [0]
Пенсионное социальное обеспечение [0]
Деловое общение, коммуникации [3]
Исторические дисциплины [0]
Психолого-педагогические дисциплины [1]
Социальная работа [1]
Социология [1]
Философия [3]
Филология [1]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024uCoz